Рубрики:

«Не позволяйте сотрудникам заводить собственный бизнес на стороне»

Прочтёте за 3 мин.

Олег Щербатых – о том, как менеджер-«предприниматель» может разрушить компанию своего работодателя

IT-инструменты, которые использует Олег Щербатых

  • 1С:Бухгалтерия
  • Стахановец
  • Facebook
  • Пакет Microsoft Office

Многие известные предприниматели (в частности, глава корпорации Virgin Ричард Брэнсон) считают, что если ваш сотрудник параллельно завёл собственный бизнес, то это наилучшим образом скажется на его работе в компании, т.к. он вынужден будет мобилизовать все свои лучшие качества. Но есть у этой точки зрения и противники. Например, президент уральской ассоциации «Полиграф» Олег Щербатых убеждён, что для среднестатистической российской компании такая практика закончится очень плохо – сотрудник уведёт за собой коллег и базу клиентов.

Досье

Олег Щербатых, специалист по корпоративной безопасности, президент уральской региональной ассоциации специалистов-полиграфологов  «Полиграф». Образование: Кузбасский государственный технический университет (специальность «экономика»), Уральский государственный университет (специальность «управление персоналом»).

Олег Щербатых

Идеалист Брэнсон

Недавно широко обсуждался материал из блога известного предпринимателя Ричарда Брэнсона о том, как плодотворно может влиять на сотрудника открытие собственного бизнеса. По мнению Брэнсона, начиная свое дело параллельно с основным трудоустройством, сотрудник работает лучше, потому что собственный бизнес будит в нём лучшие профессиональные качества. 

Брэнсон считает, что на первых порах ему приходится быть универсальным специалистом: и стратегом, и маркетологом, и оперативным руководителем. Якобы работа в таком режиме позволяет быстрее наращивать навыки, что в свою очередь даёт стимул резко повысить отдачу от работы. Компания Брэнсона даже помогает сотрудникам, которые решились на стартап, получать кредиты.

В последнее время, вдохновившись такими примерами, некоторые владельцы отечественных компаний тоже начинают проявлять интерес к использованию предпринимательского потенциала подчинённых. Ещё бы, ведь столько всего можно сделать за счёт этой энергии! Какая будет вовлечённость, какая заинтересованность в результате и клиентоориентированность! 

Мне трудно судить об эффективности этого способа на примере сотрудников далёкой Virgin, корпорации Ричарда Брэнсона,  зато я могу сделать это на основании десятков случаев, которые наблюдал в других фирмах.  

Строить свой бизнес на разрушении чужого

Приведу несколько примеров. Небольшой бизнес по уборкам квартир и офисов, работали несколько менеджеров по продажам и пара десятков уборщиц. Когда пришёл новый менеджер, он активно взялся за работу, стал искать клиентов, заключать договоры, не отказывался ни от какой работы и очень быстро завоевал уважение и влияние в коллективе. Просто незаменимый работник. И что? В один прекрасный день он просто ушёл и открыл собственную фирму, забрав самых прибыльных клиентов и часть коллектива. Новая фирма сразу же стала конкурентом бывшему работодателю. 

Или вот компания по установке натяжных потолков. При уходе менеджера по продажам резко упало число клиентов, также уволилась часть монтажников. Впоследствии оказалось, что менеджер открыла свою фирму, монтажников переманила к себе, при этом база клиентов была ею украдена, и за счёт демпинга часть клиентов перешла к ней. Но это ещё не всё: в фирме осталась работать её подруга, которая перенаправляла заявки конкурентке.  

Есть и откровенные обманы ещё на стадии трудоустройства. Человек устраивался на работу в компанию, имея действующее ООО, которое занималось тем же самым видом деятельности, что и фирма, в которую он пришёл. Он этого не афишировал, но планировал некоторые «невыгодные» заказы передавать в свою фирму

Проблема сотрудников, которые ушли и стали конкурентами, проявляет себя не только в России. Такие проблемы есть и за рубежом. Два года назад, будучи в отпуске в Финляндии, я встретил бывшего соотечественника, который в настоящее время проживает в Австралии и является хозяином крупной строительной фирмы. Он рассказал, как переехал за границу, как начал с рядовых должностей, как продвигалась его карьера в крупной компании. И как он принял решение открыть собственный бизнес на конкурентном рынке. Правда, «рецепт успеха» оказался прост: он ушёл с некоторыми клиентами и сотрудниками компании, и открыл свою строительную фирму. 

Безусловно, хочется радоваться, когда коммерческий директор в фирме, занимающейся транспортной логистикой, открывает вместе с женой кафетерий. Или как не позавидовать директору по маркетингу, решившемуся наконец, после долгих лет сомнений, зарабатывать на своём хобби - резьбе по камню. 

Но давайте будем реалистами: таких вот «ремесленников» из числа новых предпринимателей несколько процентов. Из известных мне примерно ста случаев ухода из найма за последние пару лет их человек 8-9. И отличить их несложно: они не скрывают своего хобби до того, как оно может стать бизнесом. 

Не играйте в Ричарда Брэнсона

А что остальные? У многих «новых предпринимателей» бизнес-деятельность становится прямым следствием простой мысли: «А чем я хуже своего нанимателя?». Они годами видят, как денежные потоки с того, что организовать им кажется совершенно не трудным, проходят мимо. И со временем эти старательные, неглупые и опытные работники начинают «своё дело», воруют базы, уводят сотрудников, начинают портить жизнь бывшему нанимателю, потому что тот - самый ближайший и опасный конкурент, и его работу они знают изнутри. 

К сожалению, невозможно собрать точную статистику, но исходя из своего личного опыта полагаю, что до 20% всех топ-менеджеров в уральских компаниях либо имеют «левый бизнес», либо в нём участвуют. И порядка 3/4 компаний, которые такие люди открывают ещё будучи наёмными сотрудниками, полностью или в значительной степени копируют бизнесы их недавних работодателей. 

Плохо ли это? В целом, думаю, это не плохо и не хорошо, это вполне естественно. Люди с предпринимательским складом ума, как вода, ищут самый короткий путь, и грех не воспользоваться наработанным опытом. Правда, они при этом пытаются подстраховаться за счет бюджетов нынешнего работодателя. И поощрять такое поведение для собственников очень опасно.

Не надо играть в Ричарда Брэнсона! У вас при любом раскладе не получится. 

Какие-нибудь Virgin, Google, L’Oréal, Philipp Morris могут относительно безболезненно использовать потенциал «внутренних предпринимателей» для своих целей. Но среднестатистический российский бизнес от такого просто разрывает, и с этим явлением нужно бороться. Однозначно, без вопросов и сомнений. 

Источник: DK.ru.

I

Читайте также:

75 ошибок начинающих предпринимателей: опыт бывалых.
На ошибках учатся: три кейса о стратегических просчётах.
Саммари книги Атула Гаванде «Чек-лист»: как не допустить фатальных ошибок. 

16 ноября 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов