Владельцу или руководителю компании нельзя курить вместе с подчинёнными, материться и обсуждать прошедший отпуск - эксперт по продажам Мурат Тургунов уверен, что всё это подрывает авторитет начальника. Тому, как руководителю вести себя с сотрудниками, посвящена книга Мурата Тургунова «Первый после бога. Не будьте просто начальником». Многие тезисы автора спорны, но тем не менее, мы посчитали, что его мысли могут быть интересны для руководителей. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего эту книгу, мы публикуем её ключевые идеи.
C подчинёнными следует выдерживать дистанцию. Чем меньше они будут знать о вас, тем лучше. Для них значимы только ваши профессиональные достижения, больше ничего. Что бы ни случилось - никогда и никому не открывайтесь полностью. Как писал Ницше, «чем шире объятия, тем легче тебя распять».
Руководитель не может быть близким человеком для подчинённых. Даже если в вашей компании работают родственники или друзья, все эти отношения должны оставаться за порогом офиса. Вы всегда должны быть руководителем и только руководителем.
Необходимо поддерживать свой авторитет по двум основным причинам: во‑первых, чтобы подчинённые выполняли поставленные задачи, а во‑вторых - для удержания лучших сотрудников. Какие действия руководителя могут привести к снижению авторитета?
У большинства имён есть сокращённая форма. Если вы сами позволили обращаться к вам без отчества, то в любом случае обязательна полная форма имени. По умолчанию же все должны обращаться к начальству по имени и отчеству.
Если на Западе к фамилии добавляют обращение - «мистер», «миссис», «сэр» и т.д., а в некоторых восточных странах - «брат», то в русском языке такого дополнительного слова нет. Зато есть своеобразный аналог - обращение на «вы» и по имени-отчеству.
Дружеские отношения на «ты» нужно сокращать. Иначе от своего персонала вы очень скоро услышите что-нибудь вроде «Паша, дай аванс до зарплаты» или «Женя, съезди сам на встречу с клиентом».
Создатели социальных сетей, что называется, «угадали мелодию». Люди нуждаются в признании и любят похвастаться. И ничего плохого в этом нет. Можно делиться впечатлениями о путешествиях, личными достижениями и прочитанными книгами - разумеется, если вы не завсегдатай нудистского пляжа, чемпион по игре на невидимой гитаре или поклонник романов вроде «50 оттенков серого».
В социальных сетях люди чаще выкладывают посты о том, что едят, с кем пьют, с кем встречаются, как классно выглядят в фитнес-залах или тесты типа «На какую знаменитость ты похож». Некоторые руководители не думают, что подобный контент может не лучшим образом повлиять на репутацию. Помните, что ваша страничка в социальной сети - первое, что обнаружат ваши потенциальные партнёры или клиенты. Во многом на основании именно этой информации у них сложится впечатление о вас. Поэтому многие деловые люди вообще предпочитают не вести блогов или ограничиваются в них сугубо профессиональной информацией.
Разумеется, это не значит, что сам факт присутствия в блогосфере - безусловное зло. В конце концов, свои странички есть у многих весьма и весьма успешных предпринимателей. Однако всегда нужно помнить, что вы - не рядовой пользователь, на вас ежеминутно лежит ответственность за ваш бизнес и персонал, поэтому к каждому предложению, оставленному вами в социальной сети, нужно относиться с той же серьёзностью, что и к сказанным «в реале» словам. Несоблюдение этого правила может крайне негативно сказаться на вашем авторитете.
Некоторые руководители хотят создать свой персональный бренд в надежде, что это поможет развитию бизнеса. При продвижении бренда акцент в первую очередь делается на социальных сетях и СМИ. Но здесь есть одна опасность: личный бренд очень легко испортить. Это может произойти даже не по вашей вине. На ваш бренд могут негативно повлиять необдуманные посты, публикации и фотографии окружающих вас людей - сотрудников или близких. Кроме того, создание персонального бренда зависит от того, в каком сегменте вы работаете и какую продукцию продаёте. Не для каждого бизнеса нужен персональный бренд руководителя.
Факт остается фактом: некоторые начальники берут себе хорошеньких барышень в секретарши прежде всего для любовных утех. И многие из них уверены, что это останется их «маленьким секретом». Хочу разочаровать таких начальников - об этом уже давно знают все, включая вашу жену. И в глазах сотрудников вы давно превратились из лидера в человека невысоких моральных качеств.
Если даже вы имеете самые серьёзные намерения, вас всё равно будут обсуждать и осуждать. А если инициатива «романтических» отношений исходит от подчинённой - не позволяйте ей сесть на ваши колени. Не успеете оглянуться, как она окажется уже на шее.
Конечно, то же касается и руководителей-женщин. Флирт с подчинёнными - черта слабых. Чем меньше коллеги будут знать о ваших любовных похождениях, вообще о вашей личной жизни, тем больше вас будут уважать. Ваша команда - это ваша семья, и любые любовные отношения здесь неуместны.
Во-первых, сам факт курения может подорвать вашу репутацию. Потому что ваш образ отклоняется от идеального. Во-вторых, курение с подчинёнными по углам точно похоронит ваш авторитет. «Раз курит, значит, слабак и нет силы воли», - будут рассуждать ваши подчинённые, если даже кто-то из них курит сам.
Добавьте сюда и алкоголь. Совместное употребление спиртного на корпоративных вечеринках вряд ли укрепит ваше реноме.
Если вы - успешный руководитель, думающий об амбициозных проектах, ваш внешний вид должен соответствовать заявленному статусу. Хорошая стрижка, дорогой парфюм и ухоженные ногти - не излишество, а неотъемлемый признак успешного человека.
Человек, который опрятно одет, красиво причёсан, подтянут и обладает незаурядными умственными способностями, талантами и душевными качествами - это если не идеальный, то как минимум близкий к идеалу пример для окружающих.
Оно проявляется в мелочах. Если вы не выделили бюджет на новый проект или обучение - это, возможно, не жлобство, а экономия средств или часть стратегии. А вот решение сэкономить на канцтоварах - уже безусловное жлобство.
Прежде чем требовать от подчинённых выполнения поставленных задач, обеспечьте их всем необходимым, вплоть до скрепок и туалетной бумаги. Это ваша прямая обязанность.
Если руководитель не может держать своё слово либо отказывается от своих обещаний - это начало конца авторитета. Если же эта необязательность касается зарплаты, заработанных бонусов и премий, от него очень скоро уйдут даже те, кому он платил вовремя.
Нельзя менять систему мотивации на ходу. Если в пятницу на совещании вы обсудили и утвердили одно решение, а к понедельнику вам в голову пришла «гениальная идея» - не торопитесь её озвучивать. Когда руководитель часто меняет своё решение и не помнит данных обещаний, подчиненные будут демотивированы.
Ваши подчинённые - это ваши внутренние клиенты, в отношении них также необходимо соблюдать переговорный этикет. После принятия решения обязательно зафиксируйте и установите сроки его выполнения - и для подчинённых, и для себя.
Забудьте о том, что «начальство не опаздывает, а задерживается». Если даже по каким-то причинам вы не успеваете к назначенному сроку - позвоните и предупредите своих подчинённых. Вас станут больше уважать.
Ваши подчинённые всегда будут обращать внимание на то, что, как и о чём вы говорите.
Некоторые слабые руководители любят донести свои мысли с помощью матерных слов. Этим они хотят показать, что они круты, как шпана в подворотне. А некоторые любят показать, насколько они умны, рассуждая на темы политики и религии. Они забывают, что, оскорбляя других, они унижают себя. Подобные темы должны быть табу во время общения с подчиненными.
Ваши сотрудники - это ваши партнёры по бизнесу. Вы ведь не будете обсуждать подобные темы с партнёрами и клиентами? Интеллигентного человека легко определить по тому, как он относится к окружающим людям независимо от религии, национальности, статуса и прочих атрибутов.
Говоря о лени, я имею в виду, во‑первых, нежелание трудиться, стремление постоянно откладывать срочные дела на потом. А во‑вторых - лень работать над собой, вот настоящая проблема многих руководителей. Лень читать книги, изучать языки, ходить в театры, музеи, заниматься спортом и т.д. Лень развиваться и оттачивать навыки.
Если вы говорите, что у вас нет времени на чтение, значит, вы просто ленитесь читать. Ленивый руководитель не сможет добиться уважения подчинённых и коллег.
Некоторые руководители любят вспоминать только плохое об уволившихся сотрудниках. Но о бывших сотрудниках, как и о бывших женщинах, лучше говорить либо хорошо, либо ничего. Тогда те, кто работает у вас в компании сегодня, будут уверены, что, как бы ни сложились ваши отношения в дальнейшем, за их спиной не возникнет никаких пересудов. Ведь вы не просто работали вместе какое-то время - вы прожили определённую жизнь, дышали одним воздухом, шли к единой цели. Это нужно ценить!
Лучше позвоните своим бывшим коллегам и узнайте, как у них дела. Или просто отправьте мейл, поздравив с днём рождения или Новым годом. Конечно, не все будут рады. Но для многих это окажется приятным сюрпризом.
Скромность украшает руководителя. Хвастаются только глупые люди. А «понты» - мол, «у меня есть, а у тебя нет» - не вызывают ничего, кроме отторжения. Хвастовство руководителя порождает зависть и неприязнь подчинённых. Их мало интересует, какая у вас машина, где и насколько круто вы отдыхали, сколько стоят ваши часы и т.д. Их интересует одно - сколько денег они принесут домой в конце месяца. Об успешных людях говорят их дела и отношение к окружающим.
Хвастовство и «понты» - самый лёгкий способ построить непреодолимый барьер между руководителем и подчинёнными. Будьте готовы к тому, что завидующие вам люди станут действовать против вас. Они расставят на вашем пути непредвиденные препятствия.
Возможно, ваши сотрудники не показывают свою зависть - но не принимайте их безразличие за чистую монету. Читайте между строк: примечайте критику, шушуканье за спиной, пущенные вскользь саркастические замечания. Чрезмерные восхваления - также верный признак того, что за спиной вас поливают грязью, подготавливая падение. А ведь во всём виноваты вы сами.
Как говорил американский юморист и мультипликатор Дон Херолд, «доказывать свою образованность приходится долго, зато своё невежество можно продемонстрировать сразу».
Если руководитель не может блеснуть эрудицией, он должен уметь это скрывать. Помните: вы нанимаете людей, чтобы восполнить пробелы в ваших знаниях и навыках. Никто не может знать и уметь всего. На то и создаются команды из профессионалов разных специальностей. И не нужно извиняться за то, что вы чего-то не знаете или не понимаете: вы сделали главное - собрали команду профессионалов, которые получают от вас вознаграждение в том числе и за то, что компенсируют имеющиеся у вас пробелы.
Подробнее о качествах, необходимых лидеру и собственнику бизнесу, читайте в книге Мурата Тургунова «Первый после бога. Не будьте просто начальником».
Люди как ресурс: как помочь сотрудникам работать лучше.
«Жёсткий менеджмент»: как убить в себе жалость к сотрудникам.
Особый подход: как эффективно управлять творческими сотрудниками.