В нестабильное время многие предприниматели пытаются справиться с возникающими проблемами, опираясь на свой предыдущий опыт. Но эта стратегия может помочь далеко не всегда: в обстановке неопределённости нужных знаний в «багаже» может попросту не оказаться. Издательство «Альпина PRO» готовит к выпуску книгу «Герои бизнеса», в которой предприниматели и топ-менеджеры из разных сфер бизнеса делятся своими решениями, доказавшими эффективность в условиях турбулентности. С разрешения издательства мы публикуем рекомендации руководителя школы управления «Сколково» Александра Кима о том, как обучение может помочь пережить кризис.
Новые реалии требуют совсем иного типа лидерства и совершенно других навыков по сравнению с теми, к которым мы привыкли. К этому добавляется и поколенческий аспект: в одной сфере бизнеса подавляющее большинство сотрудников молоды, в другой – преимущественно более зрелые люди. Независимо от позиции, управленческой роли в бизнесе и возраста всегда нужно расширять собственную палитру и инструментарий руководителя. Это позволяет бизнесу быть, с одной стороны, устойчивым, с другой – гибким.
Есть разные схемы развития себя как лидера. Регулярно слышу, как говорят: «Нужно развивать soft skills». Но это не всё, что нужно. Мне ближе схема T-shape person, при которой соблюдается баланс между soft и hard skills. Что это значит? Ножка буквы Т обозначает область знаний и компетенций, которые состоят из hard skills, а планка сверху отвечает за широту кругозора и навыки коммуникаций, что позволяет быть эффективным в команде.
- Получается, что твоя цель – не только глубоко понимать свою область знаний и компетенций, но и расширять представления о смежных областях, получать знания о новых.
Например, руководитель, который «вырос» из сферы финансов – это не просто человек, досконально понимающий финансы. Он также разбирается в маркетинге, операционном менеджменте, в кадровой политике – во всём том, что важно для сферы бизнеса, в которой работает компания. Такой руководитель умеет взаимодействовать и влиять, выстраивать коммуникацию не только с коллективом, но и с теми командами, которые находятся у него в параллели или выше с точки зрения структуры управления. Такой лидер будет наиболее эффективен.
Чтобы добиться таких навыков и развивать себя, нужно учиться. И самостоятельно, и вместе со специалистами в области образования и развития. В школе управления «Сколково» верят, что развитие и обучение по тщательно разработанным траекториям более эффективны, чем самостоятельный путь. Примерно, как плавание. Можно ли научиться плавать самому? Можно. Но если вы хотите плавать быстро, красиво и эффективно для тела, лучше заниматься с тренером. Так вы потратите меньше времени на достижение нужного вам результата. А время – самый ценный ресурс, его нельзя купить. Можно занять у самого себя и потом отдать с огромными процентами.
Сейчас больше всего нужны быстрые ответы на текущие вопросы. Где искать новых поставщиков? Как работать с командой? Как строить PR-бренд в условиях неопределённости? И так далее.
-
Конечно, один из главных запросов сейчас – это расширение географии присутствия. Если раньше у компании были одни рынки сбыта или договорённости с поставщиками, сейчас им нужны проводники в новые рынки.
-
Второе направление – это опыт других стран, которые жили или живут в условиях ограничений. Как они преодолевают барьеры, как реагирует внутренний рынок? Этот опыт интересен, его хочется изучить, хотя, конечно, приспособление и преодоление ограничений у нас будут совершенно другими.
-
Важен операционный менеджмент и гибкость логистики. Причём для разных компаний одинаковые, на первый взгляд, темы – совершенно разные по своей сути. Для больших корпораций, которые формируют большую долю рынка, – это одного типа запрос. Для средних компаний важно понимать, как индустрия в целом будет реагировать и какие опции есть у них на рынке.
Спрос на корпоративное обучение сейчас даже выше, чем до 2022 года. Какое-то время было затишье, но сейчас приходят и те компании, которых раньше не было в списке наших партнёров. Мы видим спрос не только со стороны крупных корпораций, но и со стороны компаний малого и среднего бизнеса.
Я вижу, что сейчас происходит переосмысление образования, ведь понятие образования значительно шире, чем просто набор навыков. Это подходы к тому, как смотреть на происходящие события. Это коучинг и поддержка, стратегические дискуссии, это умение вовремя принять взвешенное решение.
Когда старые методы перестают давать ожидаемые результаты, люди начинают искать новые возможности и решения. И образование, в том числе корпоративное – это ответ для компании, как эти решения можно найти.
- Личный опыт. Я следую концепции LLL (Lifelong Learning) – обучение на протяжении всей жизни. Для меня обучение не заканчивается, оно всегда в процессе. Перед тобой каждый день встают новые вопросы, новые вызовы, и развитие через образование – это хороший способ найти ответы.
Нет времени – это стандартный ответ на всё. Единственный способ найти время – понять, что это для тебя важно. Как только для тебя это стало важно, ты найдёшь время, возможность, передвинешь расписание и т.д.
А как сделать так, чтобы это стало важно? Тут каждый отвечает по-разному. Кто-то проходит через кризисы и сложные ситуации, кто-то – на волне позитива предыдущего хорошего опыта, но главное – просто сделать первый шаг. Преодолейте первый барьер, и дальше вы получите то, что вам нужно.
Возвращаясь к аналогиям: сложно заставить себя что-то сделать разово. Начать учиться гораздо легче, когда у тебя есть навык обучения, если это уже вошло в привычку.
Сложно войти в цикл хождения в спортзал, если ты давно не ходил. Но если ходишь каждый день, это становится рутиной. Так и в образовании. По концепции LLL ты постоянно учишься и получаешь от этого удовольствие, обучение становится естественным и органичным.
И надо признать, что в постоянном обучении есть ещё и прагматичный аспект: чем больше ты учишься, тем меньше у тебя стареет мозг. Чем меньше стареет мозг, тем выше вероятность, что ты дольше проживешь на высоком уровне качества жизни.
-
Тони Шей – «Доставляя счастье»;
-
Нассим Талеб – «Рискуя собственной шкурой»;
-
Митио Каку – «Будущее разума»;
-
Герман Гесс – «Сиддхартха№;
-
Дик Свааб – «Мы – это наш мозг: от матки до Альцгеймера».
Я люблю читать и рекомендую обращаться к разным жанрам: и к фантастике, и к автобиографиям, и к классике. Вместе с героями художественной литературы ты можешь прожить много жизней, и это делает тебя более многогранной личностью. К тому же чтение очень расширяет кругозор, поддерживает гибкость ума. Я за то, чтобы читать как можно больше самых разных книг.
Подробнее о том, как компаниям и предпринимателям выживать в новых условиях, читайте в книге «Герои бизнеса». Она выйдет в издательстве «Альпина PRO» в октябре.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».