С 1 июля 2019 года вступил в силу ряд законов и подзаконных актов, которые так или иначе влияют на деятельность компаний малого и среднего бизнеса. Очередные изменения по онлайн-кассам, отсрочка перехода на ККТ, подорожание автоперевозок, маркировка обуви, новые правила продажи молока - в этой статье собраны наиболее значимые для предпринимателей законодательные нововведения.
С 1 июля расширился перечень организаций и ИП, обязанных применять онлайн-кассы. Так, на обязательное применение контрольно-кассовой техники перешли организации и ИП при осуществлении (п. 4 ст. 4 федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ):
- безналичных расчетов с физическими лицами через квитанции и платёжки;
- зачёта и возврата предварительной оплаты и авансов;
- при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг.
Также с этой даты обязанность по применению ККТ была распространена (ст. 7 федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) на следующих субъектов предпринимательства:
- на ИП с наёмными сотрудниками;
- ИП без наёмных работников на ЕНВД и ПСН, которые занимаются перепродажей товаров;
- организации и ИП без нёемных сотрудников, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов;
- организации и ИП на ОСНО и УСН, оказывающие услуги населению и выдающие БСО.
С учётом ранее вступившего в силу федерального закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ ряд ИП был освобождён от перехода на онлайн-кассы с 1 июля. К ним относятся ИП:
- не имеющие сотрудников, с которыми были заключены трудовые договоры;
- занимающиеся торговлей товарами собственного производства или самостоятельно выполняющие работы/оказывающие услуги.
Такие ИП вправе не применять ККТ до 1 июля 2021 года. Но отсрочка будет действовать только до того момента, пока ИП не наймёт хотя бы одного сотрудника. В этом случае ИП в течение месяца после трудоустройства работника должен будет купить и зарегистрировать онлайн-кассу.
С 1 июля введена обязательная маркировка обувных товаров (распоряжение правительства от 28.04.2018 № 792-р). Но это не значит, что с этой даты вся обувь без маркировки окажется вне закона. Производителям, импортёрам и продавцам обуви даётся время для перехода к тотальной маркировке.
Так, до 30 сентября они обязаны зарегистрироваться в системе мониторинга за оборотом товаров. Не позднее 30 дней с момента регистрации нужно подготовить свои программно-аппаратные средства к обязательной маркировке. С октября 2019 года они смогут в добровольном порядке наносить маркировку. С 1 марта 2020 года маркировка станет уже обязательной, а оборот немаркированных обувных товаров будет запрещён.
Также с 1 июля вводится электронная сертификация молочной продукции (приказ Минсельхоза от 15.04.2019 № 193). Теперь электронные сертификаты потребуются при производстве, перевозке и оптовой продаже молочных консервов, сливочного масла и сыров. Для получения электронных сертификатов организации и ИП должны зарегистрироваться в ФГИС «Меркурий».
Перевозка и продажа данных продуктов без электронных ветсертификатов повлекут наложение штрафов по ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ. Для организаций штрафы могут достигать 500 000 рублей. Для пастеризованного молока и сливок, а также прочей молочной продукции обязательная электронная сертификация будет введена с 1 ноября.
Также с 1 июля ужесточаются требования к порядку реализации молочной продукции (приказ Роспотребнадзора № 368 от 18.06.2019). С этого времени натуральные продукты должны сопровождаться надписью «Продукты без заменителя молочного жира». Все другие – надписью «Продукт с заменителем молочного жира».
Данные надписи могут размещаться в том числе на ценниках, а также на магазинных полках. При этом продавцы должны использовать полочные разделители, позволяющие визуально отделить молочные и молокосодержащие продукты от иных пищевых продуктов. Ценники натуральной продукции должны отличаться по оформлению/цвету от ценников продуктов с разного рода заменителями.
С 1 июля стартовал эксперимент по маркировке духов и туалетной воды (постановление правительства РФ от 26.06.2019 № 814). В ходе эксперимента на каждую упаковку парфюмерного изделия будет наноситься уникальный код, который позволит проследить движение духов по всей цепочке от производителя/импортёра до конечного покупателя.
Участвовать в эксперименте будут производители, импортёры духов и туалетной воды, а также организации оптовой и розничной торговли. Эксперимент продлится до 30 ноября 2019 года. В этот период маркировка не приведёт к подорожанию парфюма, поскольку коды будут выдаваться на безвозмездной основе. Подорожание произойдёт уже после 1 декабря, когда маркировка станет обязательной.
С 1 июля в России повысилась стоимость грузоперевозок - это связано с повышением тарифов в системе «Платон». До этого размер платы за проезд грузовых автомобилей по общим дорогам федерального значения составлял 1,9 рубля за каждый километр пути. Теперь же перевозчикам придется платить 2,04 рубля за каждый километр.
Причём это не последнее повышение тарифов. Так, с 1 февраля 2020 года тариф составит 2,20 руб/км, с 1 февраля 2021 года – 2,35 руб/км. Далее индексация будет проводиться с 1 февраля каждого календарного года на размер годовой инфляции.
С 1 июля в чеках и бланках строгой отчётности, помимо продавцов, нужно будет указывать ещё и покупателей. Это связано с расширением перечня обязательных реквизитов кассовых чеков и бланков строгой отчётности (федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ).
Но новые реквизиты касаются только тех чеков и БСО, которые были оформлены при расчётах между организациями и ИП с использованием наличных денег или пластиковых карт. По новым правилам в таких чеках и БСО должны указываться наименование покупателя, его ИНН, сведения о стране происхождения товара, сумме акциза и номер таможенной декларации.
При обычных расчётах с физлицами указывать в чеках покупателей не потребуется.
Кроме того, новые реквизиты вводятся для чеков и БСО, сформированных при выплате выигрышей в азартных играх, а также при получении страховой премии или при страховой выплате. Такие чеки должны содержать наименование клиента или страхователя, а также их ИНН.
С 1 июля изменился порядок учёта сумм «входного» НДС, уплачиваемого экспортёрами работ и услуг (федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ). До этого момента такой НДС разрешалось учитывать только в составе расходов организации. Теперь же НДС, уплаченный по товарам, покупаемым для выполнения работ или оказания услуг за пределами России, можно принять к вычету.
То же самое касается сумм НДС, уплаченных при приобретении работ, услуг и имущественных прав, необходимых для выполнения услуг за пределами РФ. При этом в отношении операций, освобожденных от налогообложения (ст. 149 Налогового кодекса РФ), заявить к вычету НДС будет невозможно. По таким операциям действует прежний порядок – НДС относится к расходам.
Источник: Buh.ru.
Читайте также:
Скидки и распродажи: полезный инструмент или ловушка для бизнеса.
Как бороться с сезонным спадом продаж: опыт 15 компаний из разных сфер.
Конкуренция и конкурентная борьба: 10 уроков от предпринимателей-практиков.