Письма, которые мы отправляем по работе, не должны быть формальными, в них не стоит применять шаблоны и бессмысленные формы вежливости. Самые важные правила современной переписки – уважение к адресату и забота о его интересах, считают Максим Ильяхов и Людмила Сарычева. В своей книге «Новые правила деловой переписки» они рассказывают о том, как следует писать письма своим коллегам, клиентам и партнёрам. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего эту книгу, мы публикуем ключевые выдержки из неё.
Быть вежливым - не то же самое, что писать вежливые слова. Даже наоборот: чем больше слов, тем более раздражающим может получиться письмо, особенно если вежливость картонная. Истинная вежливость проявляется в заботе о собеседнике.
Забота проявляется не в словах, а в посыле:
-
писать как можно короче и без лишних слов;
-
не тратить время читателя;
-
придерживаться нейтрального, спокойного тона;
-
в целом нести другим пользу, а не просто маячить перед глазами.
Письма - довольно консервативная форма общения, у них есть устоявшаяся структура. Когда адресат получает письмо, он ожидает увидеть:
-
Имя отправителя;
-
Тему письма;
-
Приветствие;
-
Суть разговора;
-
Вопрос или призыв;
-
Подпись;
-
Как связаться, кроме почты.
Эти кусочки обычно идут друг за другом в таком порядке, поэтому адресат знает, где искать важное в письме или номер телефона, чтобы позвонить отправителю. Если нарушить эти ожидания, письмо будет прочитать сложнее: адресату придётся тратить время на поиск информации. Поэтому эти кусочки надо аккуратно оформить.
По имени отправителя в списке входящих адресат должен понять, личное это письмо или нет. Это помогает принять решение, стоит ли его читать и когда. Письмо выглядит личным, когда подписано конкретным человеком:
СПАМ ЛИЧНОЕ ПИСЬМО
Тульская типография Анна Николаева
Alex Rich Александр Болдарев
Выиграй Миллион Ирина Маркина
Именем компании можно подписывать транзакционные письма - например, подтверждение заказа. Если письмо пишет человек, в отправителе должно быть его имя.
Приветствие пишется на отдельной строке с восклицательным знаком в конце. Так оно не смешивается с основной частью письма.
Мешает быстро перейти к сути:
- Здравствуйте, Антон, у меня вопрос по поводу регистрации юридического лица...
Стоит отдельно, не мешает:
- Здравствуйте, Антон! У меня вопрос по поводу регистрации юридического лица...
Англичане и американцы ставят после приветствия запятую: Dear John, - это их традиция. У нас - с восклицательным знаком. Стоять насмерть за этот знак мы, конечно, не будем: если собеседник-экспат обижается на такое обращение, лучше сделать так, как привычнее ему. Ведь этикет нужен для того, чтобы другому человеку было с нами удобно, а не чтобы почувствовать собственное культурное превосходство.
Обычно суть разговора следует изложить сразу после приветствия. Здесь не нужны долгие подводки.
Долго и не по теме:
- Искренне благодарен за уделенное мне время на конференции. Данным письмом хочу подвести итоги нашего разговора и обозначить дальнейшие...
Краткое введение в тему:
- Мы общались на конференции по поводу совместной акции. Итоги нашего разговора…
Исключение - когда тема для читателя новая и сложная. Тогда придётся сделать введение длиной в один абзац.
На письмо трудно ответить, если в нём нет конкретного вопроса или просьбы. Хорошо, если они будут стоять в отдельном абзаце, чтобы быстро найти их глазами.
Без вопроса:
- Это мои предложения по процессу работы над проектом.
С вопросом:
- Антон, это мои предложения. Я не знаю, подходят ли они, давайте обсудим?
В подписи достаточно написать имя и должность, если должность в этом случае важна. Приписка «С уважением» не помогает, но и не мешает, разве что создаёт дополнительное ощущение формализма. Если нет задачи делать письмо формальным, «с уважением» можно не писать.
Лишние расшаркивания:
- С уважением,
Дмитрий Шарапин,
директор «Шарапин и партнёры»
Просто:
- Дмитрий Шарапин
В подписи можно добавить другой канал связи, например, телефон или Telegram. Так читатель сможет задать быстрый вопрос или позвонить в случае «пожара». Если мы не знакомы, можно добавить адрес сайта или страницы в соцсетях.
Убирать всё лишнее из писем - ещё один способ позаботиться о получателе. Что обычно можно смело убрать:
-
Уведомление о конфиденциальности - формальная отписка из юротдела. Если вы можете её убрать, уберите. Если юристы запрещают - что ж...
-
Обвес пересылаемого сообщения - при переотправке сообщения адресат получает целый блок информации: «Начало переадресованного сообщения. Дата. Отправитель. Тема. Получатель». Обычно эта информация неудобно подана и не нужна получателю. Вместо неё лучше просто ввести в курс дела: «Лёша, клиент вчера написал вот такое письмо...»
-
Это сообщение проверено на вирусы антивирусом «Кусь» - получателю неважно, как проверено письмо на вирусы. Зато антивирусная компания получает бесплатную рекламу.
-
Адрес офиса в подписи. Если собеседник собирается приехать к нам в офис, адрес нужно сообщить в теме письма. Дополнительно хорошо бы рассказать, как добраться: в какие ворота заходить, где направо, в какую арку, где там железная дверь. Если человек не собирается к вам в гости, адрес не нужен.
-
Отправлено с моего iPhone X Pro 3000 - получателю неважно, с какого устройства ему пришло письмо, и часто подпись выглядит как рисовка. Если это написано, чтобы оправдать опечатки и сокращения, то лучше в начале письма извиниться по-человечески: «Прости, пишу с телефона». Но обычно дополнительно предупреждать не нужно.
Забота о получателе - это не только снабжать его нужной информацией, но и не загружать лишней. Поэтому повторять в точности формальную структуру письма тоже часто не нужно. Например, здороваться в каждом письме - лишнее, достаточно поздороваться с человеком один раз в день. Необязательно каждый раз задавать вопрос в конце, если, по сути, он не нужен. Если слишком формально следовать правилам, переписка выглядит нелепо.
В книгах о переговорах часто советуют задавать собеседнику открытые вопросы. И в качестве примера приводят «Что ты об этом думаешь?» - мол, его можно задать к любому высказыванию, и как будто сразу начнется диалог.
Сам по себе это нормальный вопрос, но есть нюанс: на него должно быть удобно отвечать. Неудобно, если автор вывалил на читателя свои соображения, просит в них разобраться. Чтобы ответить на вопрос «Что думаешь?», читателю нужно проделать большую работу. Проще проигнорировать, если это возможно. Авось, само решится.
В деловой переписке не так много смертельных ошибок, почти всё можно исправить заботливыми переговорами. Но ошибка с именем... Она показывает невнимательность к собеседнику. Сразу видно, что автор письма пишет всем подряд.
Вот частые проблемы с именами:
-
Фамилия похожа на имя, легко перепутать - Сергей Борисов, Иван Ильин, Ольга Надеева, Максим Ильяхов.
-
Похожие друг на друга имена - Люда и Люба, Мария и Марина, Коля и Толя, Олеся и Алеся, Алексей и Александр.
-
Разные варианты имени - Ксения и Оксана; Вячеслав и Святослав; Ася и Настя. Наталиям не нравится, когда их называют Натальями.
Людей с такими именами постоянно называют неправильно. Каждый день кто-нибудь назовет Максима Ильёй, а Люду - Любой. Один раз это может быть нестрашно, но этих людей так называют каждый день.
Поэтому, если представились Оксаной, - называть Оксаной, а не Ксенией. Если Александром - писать полное имя, не переходить на Сашу. Если общаемся впервые - писать имя из визитки или сайта. Если имя непонятно, - лучше спросить, чем краснеть:
- «Здравствуйте! Я нашла вас в фейсбуке, но не уверена, как правильно к вам обращаться. Подскажите, пожалуйста».
Бывают люди с необычными именами: например, Маргарет. Неважно, почему у неё такое имя. Важно, что Маргарет - это не Марго, не Рита, не Маргарита. Если она захочет, чтобы мы её так называли, она нам скажет. До тех пор - она Маргарет.
Если бы мы могли оставить в этой книге одно правило, мы бы оставили вот это: внимательно с именем.
Благодарить коллег - хорошо. Но если написать в письме одно слово «спасибо», то мы нагрузим коллегу лишней работой: придётся увидеть письмо в ящике, открыть, закрыть, удалить. Вместо благодарности получается лишняя работа.
Если очень хочется поблагодарить коллегу, лучше сделать это лично, с улыбкой. Если лично не получается, а поблагодарить очень хочется, есть смысл добавить в письмо дополнительные материалы или подарок.
Но возьмем другую ситуацию: мы - управляющий ресторана, и знакомый бесплатно проконсультировал вас по рабочему вопросу. Хорошая благодарность может быть такой:
- «Женя, спасибо! Ты очень выручил. Прими в знак благодарности нашего курьера с подарком. Я попросил его оставить коробку с подарком у вас в приёмной на твоё имя».
Конечно, это необязательно: когда нам готовы помочь бескорыстно, никто не ждёт взамен подарков. Но, если это сделать, человеку будет приятно.
Единственное, на что стоит обратить внимание, - чтобы читателю было удобно воспользоваться подарком. Если придётся ловить курьера в неудобное время - это так себе. Или промокод на скидку 500 при покупке от 10 тысяч - тоже слабый подарочек. Хуже только промокод на прыжок с парашютом, ради которого нужно в пять утра в воскресенье ехать на электричке, да ещё и доплачивать за парашют.
Сами по себе они не делают письмо вежливым. Представим, что коллега не сделал задачу в срок:
- «Привет, Саша! Я должен был сегодня прислать перевод договора, но не успел. Мне очень стыдно, что я тебя подвожу. Прости, пожалуйста! Никита».
-
предупредить о проблеме заранее - если рассказать о сорванных сроках день в день, исправить это будет трудно, риск провалить задачу нужно обсуждать как можно раньше;
-
предложить решение - настоящее извинение это не просто признание вины, а альтернативный план решения проблемы. Не просто «извини», а «извини, вот новый план».
Теперь письмо станет заботливым:
- «Привет, Саша! В четверг я должен прислать перевод договора, но чувствую, что не справляюсь. Чтобы отправить договор вовремя, я нашёл переводчика, он готов прислать результат в среду. Я попросил среду, чтобы оставить день на проверку договора. Это я точно успею. С этим планом в четверг у нас будет готовый, проверенный договор. Вопрос только в бюджете. Перевод будет стоить 11 000 рублей. Можем ли мы это оплатить? Никита».
Бывают ситуации, когда извинения всё-таки не помешают. Обычно, когда случилась неприятность. Допустим, таксопарк получил жалобу, что стоимость поездки рассчитали неправильно. Если жалоба справедливая, ответ может быть таким:
- «Здравствуйте, Любовь! Мы расследовали ситуацию с оплатой и выяснили, что вы правы: стоимость поездки должна быть ниже. Нам очень жаль, что так произошло. Сейчас мы исправились и оформили возврат. Неверно списанные деньги вернутся вам на счет за 2 дня. Простите за эту ситуацию! Мы поставили её на контроль, чтобы она не повторилась. Артём, менеджер поддержки».
В этом письме есть извинения. Но письмо заботливое не из-за них, а благодаря хорошей отработки ситуации: Любовь теперь знает, что деньги вернутся и когда это произойдёт. Но «нам очень жаль» здесь тоже важно: фраза добавляет искренности. Ещё обратите внимание, как человечно звучит само извинение: «Простите за эту ситуацию». Только не надо писать «Приносим извинения за доставленные неудобства». Это штамп, который не имеет ничего общего с человеческими отношениями, поэтому воспринимается как формальность.
Извинения - тоже способ проявить заботу о получателе. Если за извинениями стоит проделанная работа, это помогает налаживать отношения.
Если ваш вопрос в письме требует долгого обсуждения, появляется история переписки - текст всех старых писем подтягивается в новые. И здесь возникает вопрос: нужно ли оставлять историю или лучше удалить?
Если удалить историю, письмо будет опрятным: останутся только важные цитаты из старой переписки. Это нормально, если все участники переписки в курсе договорённостей: информация из старых писем не нужна.
С другой стороны, когда история есть, новые люди быстро войдут в курс дела. Оба варианта подходят. Главное - соблюдать принцип: сделать удобно получателю.
Общий принцип: каждый раз думаем, что из письма понадобится человеку, а что будет лишним. Лишнее удаляем, важное оставляем. Для этого потребуются дополнительные усилия, но именно в них проявляется забота о получателе.
Другой сценарий - переписка, в которой участвует больше двух человек. Таких писем большинство: взять в работу замечания от клиента, согласовать сроки задачи, проверить и подписать договор, отработать жалобу.
Чаще всего в такую переписку подключаются новые люди, для которых важно сохранить контекст. Если оставить в письмах отдельные цитаты, новый участник не поймёт суть, придётся переспрашивать.
Ваше имя уже указано в заголовке письма, поэтому чисто технически представляться в самом тексте избыточно. Но мы привыкли, что при знакомстве человек называет своё имя. Поэтому в письме незнакомому человеку не грех представиться прямо в тексте.
Что еще можно делать в приветствии-знакомстве:
-
В двух словах рассказать, чем занимается компания, если она малоизвестная. Но не уходить в рекламу, потому что тогда от письма будет ощущение спама.
-
Расшифровать термины и сокращения, которые могут быть неясны читателю. Например, если компания занимается CPA-маркетингом, можно объяснить, что это реклама с оплатой за фактические покупки.
-
Если мы откликаемся на вакансию, можно обозначить свой возраст - ведь ищут не только функцию, ищут ещё и человека. Но, например, семейное положение в деловом письме обозначать будет, скорее всего, неуместно.
Иногда бывает, что люди указывают в имени отправителя что-то... странное. То ли творческий псевдоним, то ли дружескую кличку, то ли... мы не знаем:
Хмм… Ясно
KoKeTochka555 Лариса Вебкамова
Barbara Brightside Варвара Светлова
Король Танцпола Михаил Барышников
Нет ничего плохого в том, чтобы придумать себе звучное имя и его продвигать. Но тогда нужно быть последовательным и помочь получателю правильно к вам обращаться. Если во входящих вы Барбара, то в самом письме должно быть так же.
Подробнее о том, как писать рабочие письма, читайте в книге Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Новые правила деловой переписки».
Читайте также:
15 причин, почему вашу email-рассылку никто не читает.
Стыд и спам: как мотивировать подписчика открыть рассылку.
Email-маркетинг живее всех живых: как устроен сервис электронных рассылок.