На рынке онлайн-образования с каждым годом всё теснее: за клиентов борются сотни школ, курсов, проектов и программ. Новичку может показаться, что на этом рынке уже невозможно создать проект, который станет востребованным у аудитории. Но это не так – хорошему продукту всегда найдётся место. О том, как выделиться среди множества проектов и использовать для собственного развития опыт конкурентов, порталу Biz360.ru рассказала Алиса Храмченкова, основатель онлайн-школы английского языка EngFord.
Алиса Храмченкова – преподаватель английского языка, блогер и предприниматель. В 21 год открыла собственную школу английского языка EngFord с программой по стандартам Cambridge, в которой сегодня работают более 30 сотрудников. Менее чем за год существования ежемесячный оборот школы превысил 1 млн. рублей. Стояла у истоков образовательного контента российского сегмента соцсети TikTok, вошла в топ-10 блогеров, развивающих это направление.
В последние несколько лет в сфере онлайн-образования – настоящий бум. Увеличивается количество школ, курсов, проектов, программ; на десятки процентов в год растёт объём этого рынка. Но не нужно думать, что все потребности клиентов этой индустрии уже удовлетворены, и что нет шансов создать свой востребованный проект. Для того, чтобы начать, достаточно иметь идею полезного продукта, экспертность и опыт. Также преимуществом может стать развитый личный бренд.
Например, для меня открытие онлайн-школы английского языка стало естественным продолжением репетиторства. За годы преподавания сложилась своя методика и сильный личный бренд, который я продвигала через заблокированную в 2022 году в России социальную сеть. Я не проводила исследований рынка и не строила прогнозов. Возможно, поэтому у меня не было страха выходить на рынок, объём которого в России составляет порядка 9-10 млрд. рублей.
Поэтому при выборе ниши руководствуйтесь не столько количеством конкурентов в нише, сколько своим интересом, опытом и знаниями, ведь придумать что-то совершенно уникальное в сфере образования довольно сложно.
В высококонкурентной среде важно предложить клиентам инновационное решение задачи, которая пошатнёт сложившиеся стереотипы. Например, если взять английский язык, то каждый из нас помнит, как проходили уроки в школе – старые учебники, неинтересная информация, минимум практики. Все вроде бы понимают важность предмета, но никто не хочет тратить время и силы, потому что скучно. Так возникла главная идея школы Engford – сделать английский таким же хобби, как танцы, рисование или спорт, а не скучным школьным уроком. То есть мы попробовали изменить убеждение людей в том, что учить английский – это сложно и неинтересно. И это сработало.
В сфере образования подобных стереотипов очень много, и этим точно стоит пользоваться при запуске собственных проектов. Тем более, что успех в этой области во многом зависит от программы и внутреннего наполнения продукта.
Так, в Engford мы тщательно поработали над методологией. Создание программы с тестированием заняло год. Большое внимание в ней отводилось эдьютейнменту (обучению в игровой форме) и актуальной информации, которая интересна целевой аудитории. Вместо достопримечательностей Лондона – искусственный интеллект, тайм-менеджмент, синдромы современного общества. Язык – не цель, а средство получить новые знания и навыки.
Для стартапа в сфере онлайн-образования как нигде важно ориентироваться на свои ценности и интересы в привлечении целевой аудитории, поскольку вы сами являетесь её представителем и знаете её желания и проблемы.
Это даёт ряд преимуществ:
-
Вам несложно будет разработать программу занятий, которая вызовет интерес у студентов.
-
На основе ценностей можно создать комьюнити, в котором студенты общаются не только по учёбе, но и просто по жизни;
-
Комьюнити обеспечит долгосрочные отношения. По нашей внутренней статистике, 80% студентов продлевают обучение.
Так, эффективным инструментом в продвижении EngFord стала трансляция ценностей школы и её основателя, а именно свободы и любви ко всему, что мы делаем. Например, в блоге показываем, как знание языка помогает не просто легко передвигаться по миру, но и становиться активным участником различных комьюнити в других странах. Также я транслирую, как любовь к изучению и преподаванию языка помогает делать уроки увлекательными и эффективными не только для себя, но и для учеников моей школы.
Всё это становится частью системы, на которую приходят клиенты. Как правило, это девушки от 18 до 30, которые чётко понимают, каких целей они могут достичь с помощью английского – работа, переезд в другую страну, путешествия. Среди них много предпринимателей, у которых стоит вопрос вывода бизнеса на международный уровень. Никаких запросов типа «хочу учить язык для себя» или «чтобы читать книги». Это во многом связано с тем, что необходимость цели для обучения мы транслируем в блоге.
Преимущество стартапов и начинающих проектов – возможность быстро расти. Для этого нужно не бояться пробовать разные бизнес-модели и инструменты. Например, в случае Engford одним из самых эффективных решений оказалось изучение и анализ опыта конкурентов. Я советую периодически становиться клиентом других компаний в вашей нише, чтобы оценить конкурентов и увидеть ошибки, которые уже не допустите в собственном проекте.
Какие особенности конкурентов помогли найти уникальность школе английского:
Продолжительность занятия 45 минут. Если урок проходит динамично, то этого времени совсем недостаточно. Каждому ученику нужно время, чтобы переключиться от насущных дел и настроиться на занятие – успеть повторить и изучить что-то новое, отработать грамматику и пообщаться. Когда процесс происходит в интерактивном формате, основное включение в занятие происходит как раз после 40-45 минут. Поэтому у нас в EngFord урок длится 1,5 часа.
Нет уроков в записи. Без этого очень сложно оценить качество работы преподавателей школы. Кроме того, студент не может пересмотреть занятие, чтобы что-то повторить в процессе обучения или позже. Поэтому в собственном проекте мы сделали доступ к урокам неограниченным по времени.
Упор на индивидуальные занятия. В EngFord мы делаем ставку на групповые занятия, потому что они имеют гораздо больше преимуществ, чем индивидуальные. Это один из способов преодолеть языковой барьер. В группах студент с первого занятия привыкает к разным акцентам и темпу речи. Это помогает преодолеть страх ошибки, потому что ошибаются все. Групповые занятия более динамичны, так как дают возможность расширить функционал активностей – языковые баттлы, дебаты, работа в парах, проектные активности.
Определение уровня владения языком по тесту. Тест не дает полной картины знаний студента. Например, у студента «хромает» Speaking, но это связано со страхом сделать ошибку, а не с плохим знанием грамматики. Или студент не может говорить, потому что у него не хватает базовых знаний грамматики. Такие студенты будут распределены по разным группам, хотя, казалось бы, у каждого одна проблема – они не могут говорить.
В EngFord тест являться лишь первой ступенью для проверки знаний. За ним следует определение знаний в личном общении по четырём параметрам – Listening, Speaking, Reading, Grammar. Такой подход решает сразу несколько проблем:
-
Студент не теряет мотивацию, потому что попадает в группу своего уровня, а не в более слабую, где скучно, или более сильную, где нужно прилагать много дополнительных усилий, чтобы догнать остальных.
-
Ученики стартуют от своего реального уровня и не теряют времени.
Основатели не вовлечены в коммуникацию со студентами. Голосовые сообщения в общий чат учеников – это проявление заботы, которое мотивирует студентов.
Чтобы эффективно развиваться в высококонкурентной среде, лучше делать стартап из любимого дела, так можно сэкономить время на изучение нюансов нового продукта и аудитории. Я бы советовала не углубляться слишком сильно в анализ рынка на начальном этапе. Есть риск, что шок от количества конкурентов заблокирует понимание уникальности вашего продукта.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».