Задача с несколькими неизвестными: как онлайн-школа математики проходит через кризис

Прочтёте за 4 мин.

«Сейчас на рынке огромный и неудовлетворённый запрос на качество образования»

IT-инструменты, которые использует Юлия Давыдова

  • AmoCRM
  • Asana
  • Trello

Рост рынка онлайн-образования – одна из тенденций последних двух-трёх лет. Эта форма обучения за время пандемии стала очень популярной и в России, и во всём мире. События этого года не уменьшили спрос на качественные онлайн-курсы. О том, как развивается рынок онлайн-обучения и почему многие родители в сложные времена увеличивают расходы на образование, порталу Biz360.ru рассказала основатель школы математики MindSet Юлия Давыдова.

Досье

Юлия Давыдова  32 года, предприниматель из Лондона, основатель онлайн-школы математики MindSet. Окончила МИЭФ ВШЭ, получила степень магистра финансов в Лондонской школе экономики. Работала инвестиционным банкиром в Citigroup и Goldman Sachs. Проект MindSet вместе с супругом Иваном Качковским основала в 2018 году.

Юлия Давыдова

«Работать стало сложнее»

Я уже много лет живу в Лондоне. Онлайн-школу по обучению математике MindSet я открыла в 2018 году вместе с мужем Иваном Качковским. Этот проект был создан специально для русскоговорящих детей со всего мира.

Математика в том виде, как она преподавалась и преподаётся в сильнейших математических школах России – очень экспортируемая вещь. Методы и подходы, которые мы используем, позволяют готовиться как к российским экзаменам и олимпиадам, так и к международным вроде IB, A-level и т.д.

И Россия сама по себе – очень перспективный рынок в плане онлайн-образования. У нас много регионов, где люди готовы платить за качественное образование, потому что у них такого просто нет.

В Москве, казалось бы, ситуация другая: там есть всё. Но в столице наше предложение тоже оказалось очень актуальным. Как известно, за поступление в престижные вузы и школы каждый год разворачивается настоящая битва. Хороших преподавателей, способных подготовить детей к такому конкурсу, даже в Москве не так много, и их чек индивидуального занятия уже давно превышает 5000 рублей. Вдобавок многие из них предпочитают работать очно, то есть добавляется ещё и время на дорогу к преподавателю.

Задача нашего проекта MindSet – создать такие условия, чтобы занятия были для наших учеников и по карману, и результативными. Для этого мы используем дистанционный формат работы. В пандемию доверие к онлайн-обучению резко выросло, и сейчас уже никого не надо убеждать, что онлайн-занятия могут быть более эффективными, чем очные.

При этом, в связи с последними событиями работать на российском рынке стало сложнее. Во-первых, из-за блокировки некоторых соцсетей продвигаться стало дороже. Во-вторых, и это более фундаментально, покупательская способность россиян снизилась. Если быть точнее, люди опасаются, что их покупательская способность снизится в ближайшей перспективе. В реальности, если не поддаваться панике и не скупать что-то ненужное, всё не так страшно.

«Продвижение и маркетинг сильно подорожали»

Раньше новые клиенты приходили к нам через Instagram (с марта 2022 года эта соцсеть в России заблокирована) и по рекомендациям. При этом на тот же Instagram у нас, по сравнению с остальными игроками рынка, был не очень большой бюджет – иначе просто не сошлась бы наша экономика. Мы много продвигались через родительские группы. В запрещённых сейчас соцсетях каждая следующая кампания была у нас лучше предыдущей по конверсии.

Сейчас мы осваиваем Telegram и «ВКонтакте», хотя эти каналы для нас всегда работали хуже. Заливать деньги в поисковик «Яндекса», как делают крупнейшие онлайн-проекты – совсем недешёвое удовольствие. И этот путь не для нас.

Продвижение услуг и маркетинг сильно подорожали для всех участников рынка. В целом запрет на рекламу в некоторых соцсетях – дополнительный фактор, влияющий на рост цен. Когда бизнесу отключают возможность относительно дёшево продвигать свои услуги, цены не могут не вырасти. В новых, более сложных условиях компаниям труднее выживать, и, на наш взгляд, останутся лишь самые сильные и самые востребованные.

В образовании качество – определяющий фактор для клиентов. Конечно, их высокой текучки можно избежать благодаря капиталу, если он есть – тратить большие средства на поиск новых клиентов, в том числе и на замену быстро уходящим. Но теперь в России капитала меньше, и вообще по всему миру рынок венчурного финансирования несколько охладел: инвестор стал гораздо более требователен к экономике бизнеса. Возможности «прожигать» средства инвесторов, в том числе и на маркетинг, теперь гораздо меньше.

Наша школа всегда была в первую очередь «про качество», поэтому нас часто рекомендуют клиенты (огромное им за это спасибо!). Когда есть личные рекомендации, это стоит миллиона рекламных слов.

Можно тратить огромные бюджеты на рекламу в соцсетях, найти через них потенциальных клиентов, обрабатывать их заявки и проводить пробные уроки. И потом выяснится, что из этих сотен и тысяч людей оплатят обучение человек двадцать. Поэтому чем больше клиентов приходят по рекомендациям – тем лучше для наших показателей. Как правило, это уже «готовые» клиенты, которые знают, зачем пришли и представляют себе, что они получат. Их не нужно уговаривать.

«Бесплатного образования станет меньше, а платное будет дороже»

Несмотря на кризис, мы отмечаем рост спроса на наши услуги. Одна из причин связана с желанием людей потратить свои накопления на что-то действительно стоящее. Сейчас доход каждого из нас в реальном выражении постоянно падает. А образование – это чуть ли не единственное, во что люди могут вложить деньги и реально спасти их от инфляции. То есть потратить средства на то, чтобы увеличить шансы ребёнка поступить в приличный вуз (а их не так много) и хорошо зарабатывать в будущем. Мы замечаем это и по нашим клиентам. Несмотря на текущие трудности, многие из них увеличивают количество занятий. Они понимают, что бесплатного образования станет ещё меньше, а платное будет дороже.

Есть и другая причина интереса к образовательным услугам: уход с российского рынка многих импортных товаров и услуг. Раньше в Москве среднестатистический родитель выбирал – пусть и неявно – между тратами на образование ребёнка и условно покупкой нового айфона. (год индивидуального обучения у нас стоит примерно как айфон.) Теперь этого выбора у родителей нет. Когда выбора становится меньше, всегда легче держать фокус на чём-то одном.

«Смотрю на все трудности философски»

Как сравнить то, что происходит сейчас, с ковидным 2020 годом? Нам было очень тяжело во время пандемии. Многие школы и преподаватели массово перешли в онлайн, конкуренция усилилась, но мы выжили и даже выросли. Правда, в пандемию мы знали, что она закончится и всё рано или поздно восстановится. А нынешняя ситуация для нашей компании намного серьёзнее: я даже не могу сказать, что «она временная», и если временная, то насколько. И совсем не очевидно, как продолжат работать большинство сфер экономики и в каком качестве.

Но предприниматель, на мой взгляд, должен быть оптимистом. Когда случается очередной катаклизм, я говорю: паниковать не нужно, просто появились новые «входные данные». Несмотря ни на что, я не вижу какого-то «конца света».

Конечно, в эмоциональном плане всё происходящее для меня безумно сложно, но как предприниматель я смотрю на все эти трудности философски. Сейчас на рынке есть огромный и неудовлетворённый запрос на качество в образовании. Я точно знаю, что у нас очень классный продукт. То же самое говорят и многие родители, хотя у большинства из них сейчас тяжёлые времена. И если они, несмотря ни на что, готовы оставаться с нами – я считаю, что это очень круто.

Рекомендации довольных родителей – это хорошо, но в ситуации ограничения некоторых соцсетей нужно искать другие возможности роста. Для нас таким вариантом стали партнёрства: качество нашего бренда и продукта привели к тому, что теперь мы сотрудничаем с «Европейской гимназией» и «Школой ЦПМ». Также находимся на финальной стадии организации сотрудничества с несколькими государственными школами. Такие партнёрства выгодны для всех: для школ, их учеников и родителей, для нас.

Мы откладывали повышение цен на свои продукты до последнего. Сейчас мы вынуждены увеличить цену, потому что это единственный для нас вариант поддерживать качество образования и работать с лучшими педагогами.

Ковид и удалённое образование открыли родителям глаза: чтобы онлайн-образование было эффективным, оно должно быть качественным. Это касается и методики преподавания, и состава педагогов, и вовлечённости учеников. Поэтому клиенты онлайн-школ становятся более требовательны к качеству. И те, кто его не предлагает, будут вынуждены уйти с рынка.

Юлия Давыдова

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

05 сентября 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов