EdTech-индустрия: как развивается в кризис рынок онлайн-образования

Прочтёте за 3 мин.

«Учиться будут больше, но выбирать курсы – тщательнее»

IT-инструменты, которые использует Татьяна Маричева

  • Trello
  • Tilda
  • Zoom

Как показывает опыт последних экономических кризисов, во времена нестабильности в нашей стране достаточно резко вырастает спрос на онлайн-образование. Одни инвестируют в освоение новых профессий и навыков, друге хотят освоить новые финансовые инструменты, третьи вкладывают время и деньги в саморазвитие. О том, что сейчас происходит на рынке онлайн-образования, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала основатель проекта Younesis Татьяна Маричева.

Досье

Татьяна Маричева – основатель edutech-компании  Younesis, эксперт в сфере запуска онлайн-школ, автор и методолог образовательных курсов и онлайн-проектов «Школа продюсера», «Реальный ВКонтакте», «Реальный YouTube», «SMM Cosmos» и других. Работала над SMM-проектами для известных брендов – «Газпром», Danone, «Бизнес- Молодость» и многих других.

Татьяна Маричева

Образование – не прихоть, а необходимость

Этот кризис нетипичный, с высокой степенью вероятности он будет носить затяжной характер. Чтобы научиться жить и работать в новых реалиях, вернуть привычное качество жизни, вырасти в доходе и не потерять бизнес, людям и целым компаниям нужны будут новые навыки. 

Востребованность новых знаний в кризис хорошо прослеживается на примере бизнес-образования: спрос на него увеличивался и в 1998-м, и в 2008-м, и в 2014-2015-м годах. При этом распространение онлайн-форматов обучения в прошлые кризисные периоды не было столь широким. Сегодня онлайн-образование гораздо более популярно, доступно и закрывает потребности людей в знаниях и навыках в самых разных сферах. 

В кризис потребности многих людей существенно меняются: развлечения уходят на второй план, растёт запрос на безопасность, новые навыки, рациональный подход к тратам, сохранение ментального здоровья. Поэтому онлайн-курсы должны учить либо зарабатывать деньги, либо их сберегать, либо прорабатывать внутренние опоры. 

Образование – важнейшая составляющая восстановления экономики. Уже появились государственные программы переобучения, вероятно, бизнес поддержит этот тренд. 

Ценность – в сообществе

Формат онлайн-обучения удобен для большинства занятых людей, а стоимость, даже при большом разбросе цен в зависимости от школы, более доступна, чем, к примеру, университетское дополнительное профобразование. 

Но это не самое важное отличие онлайн-курсов от вузовских программ. Онлайн-школы намного быстрее реагируют на изменения внешних обстоятельств, адаптируя свои программы под новые реалии. 

Есть и другие обстоятельства, в которых университетское образование не сможет единолично справиться с задачей масштабного переобучения. Во-первых, международные образовательные платформы Coursera и edX приостановили работу в нашей стране. Вузы, размещавшие там свои образовательные онлайн-курсы, вынуждены переносить контент на другие платформы или разрабатывать собственные, что долго и дорого. 

Во-вторых, эффективность обучения на массовых открытых онлайн-курсах достаточно низкая. Исследование учёных Пенсильванского университета показало, что метрика COR (Completion Rate), измеряющая доходимость учеников до конца, даже у самых известных массовых открытых онлайн-курсов колеблется максимум от 5 до 15%. В курсах с платным сертификатом об окончании процент дошедших до финала гораздо выше: например, онлайн-курсы Гарварда завершает половина учеников

Таким образом, при сегодняшнем разнообразии форматов обучения и его доступности, основная ценность образовательных продуктов заключается не в контенте, а в мотивационной поддержке сообщества и наставничестве, которые предоставляют онлайн-школы. Будучи заинтересованы в возврате учеников и положительной обратной связи о качестве образовательного продукта, edtech-компании ключевым своим показателем делают доходимость до конца, так как они напрямую заинтересованы в эффективности обучения для каждого ученика. 

Учиться импортозамещению

В перспективе одного года онлайн-школы будут не только помогать людям и компаниям восстанавливать доходы, но и компенсировать спад экономики. В кризис уже потеряли или еще потеряют работу как многие сотрудники российских компаний, оптимизирующих штат, так и специалисты международных корпораций, приостановивших работу в нашей стране. 

Актуальным станет вопрос выбора новой профессии и переквалификации, в том числе вполне возможно появление новой волны предпринимателей. Попавшие под санкции товары и услуги будут заменяться на российские. Возможно, нас ждёт будущее санкционного Ирана, одной из особенностей которого является невероятное разнообразие и качество товаров местных производителей. 

Малому бизнесу, которому предстоит заполнить освободившуюся нишу, потребуется обучение. Вполне вероятно появление курсов по созданию бренда одежды, изготовлению мебели, открытию пищевого производства и т.д. 

Уходим в digital

Санкции и их последствия изменят рынок труда. Уже выросла и продолжит рост востребованность в IT- и digital-специалистах – программистах, разработчиках, тестировщиках, аналитиках и т.д. SMMщики, таргетологи, SEO-специалисты будут массово обучаться работе с новыми инструментами на новых площадках.

Роль качества контента усилится из-за снижения возможностей платного продвижения на интернет-площадках. На самых крупных российских контент-площадках – «ВКонтакте» и «Яндекс.Дзен» – на первый план выходит текст. Значит, вырастет спрос на квалифицированных копирайтеров. 

Карьерные предпочтения россиян соответствуют ожиданиям работодателей. По данным мартовского опроса платформы Geekbrains, большинство респондентов рассматривают для переобучения сферы IT, дизайна, маркетинга, аналитики данных. 

Кто инвестирует в себя

Чтобы знать, кого и как учить, важно понимать структуру современного общества и то, как введённые санкции влияют на его сегменты. Глава ВЦИОМ Валерий Федоров разделяет классы по уровню дохода и потребительским привычкам. Так, считает социолог, больнее всего кризис ударит по высшему и среднему сегменту среднего класса. Падение доходов и рост цен приведут к тому, что люди сократят расходы на отпуск, откажутся от покупки автомобиля и недвижимости, будут экономить на необязательных покупках. 

Представители среднего класса дестабилизированы больше других, но благодаря опыту решения экономических проблем и привычке самостоятельно нести ответственность за свою жизнь и её качество, такие люди смогут «затянуть пояс» и разглядеть перспективу в, казалось бы, безвыходной ситуации. 

Именно этот сегмент общества и является основной аудиторией онлайн-курсов, особенно с высоким чеком. Поскольку такие люди понимают ценность образования и готовы таким образом инвестировать в себя, нет необходимости вводить «антикризисные» предложения в виде снижения цен на обучение. Спрос на прикладное онлайн-образование, получение которого может повлиять на уровень дохода, будет расти.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

01 июня 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов