Многие предприниматели жалуются на то, что у них ни на что не остаётся времени. При этом они вникают во все внутренние процессы, контролируют выполнение всех задач и управляют своим проектом фактически в ручном режиме. Такие жалобы – тревожный звонок о том, что вы не умеете делегировать. И, погружаясь в рутину, скорее всего теряете темп, перспективы и доход. О том, как изменить своё отношение к этому процессу и научиться делегировать, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Дарья Герлейн, сооснователь Евразийской академии предпринимательства.
Дарья Герлейн – предприниматель из Краснодарского края, сооснователь
Евразийской академии предпринимательства. Окончила ЮФУ. Прошла путь от официантки до владелицы агентства недвижимости. Сейчас является экспертом в сфере продажи недвижимости.
Причин, по которым владелец бизнеса опасается делегировать свои обязанности подчинённым, может быть множество. Но, в первую очередь, это страх не быть лучшим. Я часто вижу неспособность предпринимателя пережить чужой успех – кого-то из своих сотрудников, даже если этот специалист приносит доход его бизнесу.
Встречается также «комплекс супермена», который не позволяет основателю проекта довериться и передать часть работы тому, кто с ней справится лучше.
Мои собственные проблемы с делегированием были связаны с тем, что я не понимала, какое место в бизнесе занимаю. Сложности решились с осознанием того, что создатель компании – это не многорукий многоног, который всё всегда держит под контролем.
На каждом этапе демонстрировать подчинённым своё превосходство и делегировать не то и не тем сотрудникам – разрушающая для бизнеса история. Так же, как и позиция «я владелец, поэтому я прав». Но порой за превосходство люди готовы платить в прямом смысле потерей своего дохода.
Предприниматель в своём бизнесе, как правило, выполняет несколько ключевых функций. Их условно можно разделить на три группы:
-
Администрирование. Общее руководство персоналом компании, контроль производственного процесса и распоряжение имуществом предприятия.
-
Координирование. Принятие решений по отдельно взятым проектам, взаимодействие с разными подразделениями компании и работа на достижение поставленных целей. Одной из них может быть увеличение прибыли.
-
Создатель бизнеса – тот, кто начинает дело, разрабатывает концепцию его развития. Он корректирует её в зависимости от внешних обстоятельств и органично вписывает в компанию наёмных сотрудников.
Важно набирать в штат или привлекать на аутсорс специалистов, чьи компетенции значительно превосходят ваши в той области, которую представляют сотрудники. Необходимо создать для них эффективную структуру взаимодействия, чтобы их компетенции превратились для бизнеса в деньги.
Именно владелец бизнеса даёт компетентным специалистам возможность проявлять свои способности. Создаёт для них игровое поле и поддерживает его существование. Осознав это, руководителю проще понять свою собственную ценность. А значит, справиться со страхом делегирования.
Чтоб делегирование стало возможным, необходимо привлекать в проект качественных профессионалов. А для этого нужно иметь реальную стратегию развития бизнеса и при найме продавать специалисту идею присоединиться к вашему проекту. Да, именно продавать – предлагать часть обязанностей в обмен на то, что сотрудник будет вкладываться в дело своим ресурсом. Поэтому при найме специалистов позиция «я начальник – ты всего лишь винтик в системе» не очень-то подходит.
Я уверена, что делегировать можно абсолютно всё. Но вы должны разобраться в области деятельности, которую делегируйте, и понимать, какой результат от сотрудника хотите получить.
Необходимо осознать, что, нанимая на работу специалиста, вы поручаете ему закрывать ваши слабые стороны в проекте. Поручаете решать проблемы, с которыми у вас не получается справиться или на которые не хочется тратить силы. Сотрудник должен облегчить вашу жизнь, а его компетентность в данной области увеличит эффективность всего бизнеса. Слабые специалисты создают инертные команды, в которых владелец не может делегировать даже приготовление утреннего кофе перед планеркой.
Для эффективного делегирования необходимо прописывать в должностных инструкциях не только последовательность действий, но и чётко обозначить желаемый результат. Необходимо, чтобы сотрудник чётко понимал стоящие перед ним задачи, а не гадал на кофейной гуще, чего именно вы от него ждёте.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».