Андрей Лобанов изучал программирование на мехмате МГУ – и тогда эта дисциплина его не увлекла, т.к. методика преподавания была оторвана от реальности, а знания нельзя было применить на практике. Спустя несколько лет Андрей запустил проект «Алгоритмика», в рамках которого школьники изучают азы программирования именно на практике – создают игры, мультфильмы, мультимедийные проекты. О том, как сделать обучение увлекательным процессом и как построить на этом прибыльный бизнес, Андрей Лобанов рассказал порталу Biz360.ru.
Андрей Лобанов, 28 лет, основатель проекта
«Алгоритмика». Образование: механико-математический факультет МГУ (специальность «прикладная математика»). Свой первый стартап - рекламное агентство – запустил, будучи студентом 4-го курса. После окончания университета почти пять лет проработал в консалтинговой компании McKinsey, где занимался повышением операционной эффективности в банковской индустрии и сфере образования. В 2015 году стал сооснователем образовательного проекта «Синхронизация» (лекции на тему искусства). В 2016 году открыл школу программирования для детей «Алгоритмика».
Андрей Лобанов с детства интересовался математикой. Поэтому для него никогда не стоял вопрос, куда поступать. Своей целью он выбрал мехмат МГУ – лучшее, на его взгляд, место в стране, где можно учиться математике.
Одно из важнейших приложений математики в современном мире – программирование. Но методы преподавания этого предмета в знаменитом вузе стали для Андрея неприятным сюрпризом. Обучение велось очень скучно - студенты решали математические уравнения из области программирования, но никакой связи с реальностью у этих упражнений не было. Поэтому Андрей Лобанов долгое время не мог понять, зачем вообще нужно программирование, и относился к предмету негативно.
После окончания вуза он вместе с партнёрами запустил образовательный проект «Синхронизация», который проводит научно-популярные лекции по искусству. Лекторы преподносят информацию максимально доступно, интересно и с использованием интерактива. Через год после начала этого проекта Андрей Лобанов задумался, можно ли так же увлекательно преподавать программирование. Он начал изучать в англоязычном интернете материалы на эту тему. И обнаружил статьи, описывающие визуальные языки программирования, разработанные для детей.
Спустя некоторое время Андрей узнал про технологию Scratch, предназначенную для обучения программированию детей 7-12 лет. Это визуальная среда программирования, за полгода-год занятий с её помощью дети могут разработать компьютерные игры на уровне «Принца Персии» или «Марио».
В качестве одного из форматов занятий Андрей рассматривал онлайн-курсы. Они могли дать наибольший охват учеников. Но, как выяснил предприниматель, подобный способ обучения без «живого» присутствия педагога малоэффективен. Онлайн-программы заканчивают лишь около 2% от тех, кто начинает учиться. Основная причина столь низкой эффективности - отсутствие мотивации и помощи в лице преподавателя.
В процессе мониторинга Андрей Лобанов заинтересовался ещё одной образовательной технологией - Blended Learning («смешанное образование»), суть которого – в активном использовании онлайн-инструментов в оффлайн-обучении с преподавателем в классе.
Вся собранная информация трансформировалась в идею собственного образовательного проекта - платформы для образовательных курсов «Алгоритмика», которую преподаватель может использовать у себя на занятиях. Суть платформы – обучение детей алгоритмическому мышлению на уровне технологий.
«Изучая рынок образования, я увидел технологии, созданные для обучения детей программированию. Я понял, что смогу с их помощью решить проблему, которая была у меня в университете: скучные занятия, и как следствие – моё нежелание заниматься. Если мы хотим учить детей, то должны придумать способ, как сделать это интересно», - рассказывает Андрей Лобанов.
Андрей приступил к разработке своей идеи в начале 2016 года. Несколько месяцев ушло на сбор команды. Для этого предприниматель использовал свои контакты в области образования и программирования. «На тот момент у меня их было не так много. Но любой хороший контакт приводит ещё к пяти контактам. С мая по июль я провёл огромное количество встреч и перелопатил гору материалов, пытаясь понять, кто нам нужен. В итоге удалось собрать хорошую команду», - вспоминает Андрей.
В составе «Алгоритмики» - 15 человек, не считая преподавателей. Отдел разработки составляют методологи и программисты, которые развивают платформу. Команда маркетинга занимается привлечением потенциальных клиентов. Отдел продаж работает с потоком входящих заявок и текущими клиентами.
Занятия «Алгоритмики» посещает психолог - она смотрит, как дети реагируют на происходящее, и даёт преподавателям рекомендации о поведении на занятиях
Набор групп начался летом, за месяц до предполагаемого запуска. Учеников, а точнее их родителей, искали с помощью рекламы в интернете и через соцсетях. Для старта удалось набрать 50 детей, которые и стали первыми слушателями новых курсов. Их разделили на пять групп, которые занимались в пяти разных помещениях. В декабре 2016 года прошёл дополнительный набор. Групп стало десять, а учащихся – более 100.
Запуск проекта обошёлся в сумму порядка 3-4 миллионов рублей. Первые полгода «Алгоритмика» финансировалась за счёт собственных сбережений основателя. Но, по признанию самого Андрея Лобанова, никаких средств ему бы не хватило, если бы команда не работала первые полгода «почти бесплатно», веря в конечный результат.
Обучение на занятиях «Алгоритмики» проходит на основе собственной разработки компании – онлайн-платформы визуального программирования. Курсы строятся по принципу «одна тема – разные задания». Преподаватель выбирает курс исходя из возраста детей и их уровня подготовленности. Перед первым уроком он заводит данные всех детей в систему. На занятии учащиеся заходят в систему каждый под своим именем, им выпадает набор задач, которые в рамках данного курса они должны решить во время урока. Система анализирует, как каждый ребёнок справляется с задачами, насколько правильно их решает.
Следующее задание ученик получит в зависимости от результатов, показанных на предыдущем уроке. Есть дети, которые медленно осваивают материал. И для них очень важно решить первые 5-10 задач, иначе они потеряют мотивацию и интерес к предмету. Система даёт им маленький шаг увеличения сложности заданий.
Другие ребята, наоборот, на лету схватывают материал и быстро справляются с заданиями. Проблема здесь в том, что у них вырабатывается привычка получать результат без усилий: либо легко, либо никак. И первые сложности, которые непременно возникнут у них спустя несколько занятий, могут стать для них непреодолимыми. Таким ребятам важно как можно быстрее дать задачи, которые вызовут у них сложности.
При выборе задач система фактически подстраивается под каждого ребёнка. При этом независимо от уровня сложности все задания подчинены общей для всех теме урока. Если преподаватель на занятии не согласен с выбором системы, он может скорректировать выбор заданий в ручном режиме.
После каждого занятия команда «Алгоритмики» предоставляет родителям полную информацию об успехах ребёнка. И это не просто оценка «на глаз», как обычно бывает в школах. Оценка основана на данных программы, отслеживающей выполнение заданий учениками. Преподаватели также дают рекомендации относительно самостоятельных домашних занятий.
«Мы можем дать родителям намного больше информации об успехах и результатах ребёнка, чем любой школьный учитель. И помогают в этом не только данные нашей системы. У нас маленькие группы, и каждому ученику уделяется много внимания», - считает Андрей.
Первый курс длится 16 занятий, которые проводятся раз в неделю. Группы состоят 8-10 человек. На занятиях каждый ученик делает свой мультимедиа-проект. Это могут быть мультфильмы, интерактивные книги или игры. Дети сами выбирают тему проекта и вместе с преподавателями продумывают сюжет. За один курс ученики создают несколько проектов, на каждый из которых отводится по несколько уроков.
«Ту схему обучения, которую мы даём на курсах, ребята будут использовать в дальнейшей учёбе и жизни: сначала раскладывать всё на куски, делать упрощенную версию, потом постепенно её усложнять и расписывать сценарий», - считает Андрей.
Чтобы сделать занятия максимально интересными, весь курс построили в виде игрового сценария. У каждого ребёнка есть персонаж, который набирает очки за выполненные им задания. Дети как будто играют в игру, цель которой – набрать как можно больше очков. Ученики понимают, зачем решают задачи, потому что все они встроены в сюжет. При этом никаких «знаний ради знаний» на занятиях нет. Вся теоретическая информация подобрана так, что она тоже «укладывается» в сюжетную линию, и тут же применяется на практике.
Сюжет первого курса – «Колонизация Марса». К примеру, на одном из занятий дети помогают роботам собрать ракету (программируя поведение роботов на компьютере). Преподаватели в доступной форме объясняют физическое понятие реактивного движения. Принцип взлёта ракеты демонстрируется на примере незавязанного воздушного шарика, из которого быстро выходит воздух.
Также в рамках этой программы ребятам объясняют устройство Солнечной системы. Ученики понимают, зачем им это нужно, так как, не зная расположения планет, можно сбиться с пути при составлении курса на Марс. А чтобы дети могли качественно «организовать экспедицию», и взять с собой всё необходимое, им рассказывают о температуре и условиях обитания на Красной планете.
«Игровой сюжет нужен для мотивации. Это позволяет ребятам лучше усваивать материал и продвигаться в обучении. Другой вопрос, что элементы игры для разных возрастов используются абсолютно разные», - замечает Андрей.
Ребят на курсах «Алгоритмики» учат не только программированию. Среди основных направлений – логика и алгоритмическое мышление. Много внимания на занятиях уделяется и развитию так называемых soft skills - навыков, которые трудно проверить и оценить «в баллах»: это работа в команде, основы проектной работы и навыки публичного выступления.
Постоянное отслеживание результатов позволяет «расти» не только ученикам, но и самим курсам. Платформа собирает огромное количество данных о том, как дети решают задачи и реализуют проекты.
Компьютерные данные дополняются информацией, которую предоставляют методисты и психолог. Они посещают занятия, анализируют увиденное и формируют набор действий по доработке контента. После этого все рекомендации поступают специалисту, ответственному за курс, и он внедряет их в новую версию продукта.
Программа «отрабатывается» на нескольких группах, обучение в которых бесплатное. Они идут немного впереди основного курса. Оперативный анализ уроков и доработка программ на его основе позволяют улучшить продукт ещё до его первого коммерческого использования.
«После каждой группы мы анализируем, как прошло занятие, и на базе этого анализа совершенствуем контент. Мы перестраиваем порядок уроков, дорабатываем активности, чтобы дети лучше усваивали материал. Когда видим, что разница в сложности между задачами должна быть меньше либо больше, то добавляем новые задачи», - говорит Андрей Лобанов.
У проекта есть несколько внешних консультантов; один из них – Дерек Брин, известный преподаватель из Гарварда, автор нескольких книг по обучению детей
«С учётом того, что мы уже начали зарабатывать, на эти деньги в ближайший год доведём проект до более продуманной стадии. Есть идея выхода на рынки других стран, так что может потребоваться новый раунд инвестиций для следующего рывка вперёд», - рассуждает Андрей.
Занятия на курсах ведутся по двум программам в соответствии с возрастом учеников - для 7-9 лет и 10-12 лет. Они отличаются уровнем сложности задач и количеством материала, которым должны овладеть дети.
К примеру, младшие школьники пока не знают, что такое переменная. Она очень важна в программировании, но рассказывать им о ней «школьными» методами ещё рано. Поэтому самым юным программистам все математические понятия объясняются через их задания и проекты.
Например, младшеклассники создают собственную игру, в которой у персонажа должна быть возможность набора очков. Но сколько очков наберёт игрок за ход, заранее неизвестно. Так ребёнок впервые сталкивается с понятием «переменная» на практике, и сам доходит до того, чтобы её применить.
«Даже 7-8-летний ребенок может на простом уровне понять, как всё работает. Это очень большая мотивация. В школе ребёнку «дают» знания, и он далеко не всегда понимает, зачем они нужны. А у нас он сам подходит к преподавателю и требует знания, которые нужны ему для решения задачи в своём проекте», - рассказывает Андрей Лобанов.
Академический час занятий на курсах «Алгоритмики» стоит 600 рублей. Месяц занятий в режиме «раз в неделю» обходится в 5000 рублей. При единовременной оплате всего курса предоставляются скидки. Их также получают родители, оплачивающие курсы на двух и более детей.
Если родители в общении с менеджером говорят, что это дорого, им объясняют, что курсы такого уровня не могут стоить дешевле. Основные составляющие этой цены – зарплата преподавателей и стоимость создания самого продукта.
«Мы очень много вкладываем в контент. Поэтому разработка курсов – очень дорогая составляющая. По нашим расчётам, при нынешней стоимости мы сможем окупаться, когда наберём достаточно большую базу клиентов. Возможность расширения проекта закладывалась нами сразу: наши курсы хорошо масштабируются», - объясняет Андрей.
В продвижении команда «Алгоритмики» использует только онлайн-каналы, в основном, это реклама в соцсетях и контекстная реклама. Вся реклама нацелена на родителей. Их выделяют с помощью таргентинга среди других пользователей соцсетей и персонально направляют им информацию о курсах.
В последнее время ученики стали приходить на курсы по рекомендациям. Родители первых «студентов», занимающихся с октября, начинают советовать «Алгоритмику» своим знакомым.
В декабре 2016 года «Алгоритмика» разработала онлайн-тренажёры для «Часа кода» - всероссийской акции по продвижению программирования среди детей. Этими тренажёрами воспользовались более 4 миллионов детей по всей стране.
Занятия первого набора закончились в феврале. За 4 месяца работы организаторы «Алгоритмики» не получили ни одного отрицательного отзыва. Более 80% занимающихся доучились до окончания курса и реализовали свои проекты. Остальные перестали заниматься, потому что переехали в другой район или долго болели. Но эти дети обещали вернуться с будущими группами.
Главным «нематериальным» результатом своей работы Андрей Лобанов считает меняющееся отношение учеников к самому процессу учёбы. Около 80% занимающихся на курсах просят себе домашние задания и делают их, хотя программой они не были предусмотрены.
«Иногда нам приводили детей и говорили, что они очень слабые. Мы нередко слышали от родителей: «Пусть попробуют, но мы не думаем, что у них получится». Но когда ребёнок понимает, что он делает, и видит результаты, он будто пробуждается из спячки. До этого все ему говорили, что он слабый, и он сам считал так же. Придя к нам, он начинает делать что-то, что ему интересно, и у него это получается. Это колоссально меняет его подход к делу. Дети в восторге от того, что те знания, которые они получили на первых занятиях, пригодились при подготовке реального проекта. Ребенок сам начинает что-то делать дома, хотя до этого отлынивал от всех уроков и задач», - замечает Андрей.
Сейчас «Алгоритмика» набирает учеников в новые группы, которые стартуют в феврале-марте. Планируется, что к занятиям приступят 30 групп учеников, общее количество которых составит около 400 человек. В новом учебном году (в сентябре 2017 года) количество групп должно увеличиться до 100.
Чтобы сделать курсы территориально доступными для более широкого круга клиентов, требуются новые места для занятий. Ими обычно являются учреждения, известные среди жителей и удобно для них расположенные: библиотеки, центры детского творчества, дома культуры. Для новых групп требуется, вдобавок к пяти существующим, ещё 11 площадок. Большинство из них уже найдено.
Создатели «Алгоритмики» не ограничивают развитие проекта одной Москвой. Готовятся к открытию два региональных курса, которые будут работать по франшизам – в Калуге и Саратове. К осени планируется по такой же схеме открыть курсы ещё в 12-14 городах. Все потенциальные партнеры выходят на создателей курсов сами.
В ближайшее время команда «Алгоритмики» планирует добавить занятия для ребят 5-6 лет, а несколько позже – для 13-17-летних.
Занятия для старшеклассников станут проводить на реальных языках программирования. Но классы для самых старших, как и все остальные курсы, будут содержать игровые элементы.
В актуальности своего проекта его создатели абсолютно уверены. «Программирование – это навык XXi века. Дети, освоившие его, будут успешнее в этой жизни. Программист – это очень востребованная профессия, и будет таковой ещё очень долго. По всему миру потребность в них вдвое больше, чем их есть на рынке. Программисты в Москве получают около 150-200 тысяч рублей, а лучшие – намного больше. Если дать ребенку эту профессию, он точно не будет бедствовать», - уверен Андрей Лобанов.Читайте также:
Как заработать на обучении детей программированию и инженерии.
Как заработать на обучении людей онлайн-профессиям.
Как заработать на обучении детей робототехнике.