Рубрики:

«Верь своей интуиции»: письмо предпринимателя самому себе в 2010 год

Прочтёте за 4 мин.

Двенадцать бизнес-принципов Владимира Рыжкова

IT-инструменты, которые использует Владимир Рыжков

  • 1С:Бухгалтерия
  • Facebook
  • Slack

Все предприниматели допускают ошибки – не только начинающие стартаперы, но и матёрые бизнесмены. Ошибки – это опыт и необходимая составляющая серьёзного успеха в бизнесе. Кто-то учится на чужих ошибках, а кто-то – на своих. Генеральный директор компании «Команда-А» Владимир Рыжков свои ошибки в бизнесе «упаковал» в двенадцать бизнес-заповедей. И написал письмо самому себе в 2010 год. Думаем, что его опыт, мысли, наблюдения и бизнес-правила будут полезны многим предпринимателям.

Досье

Владимир Рыжков, генеральный директор компании  «Команда-А», специализирущейся на внедрении digital-технологий. Имеет 15-летний опыт работы в IT-индустрии, в том числе на топ-позициях («Армада», «РБК Софт», ADV). Выступает с экспертными докладами на статусных отраслевых конференциях, занимается консалтингом в сфере управления, стратегического планирования и IT.

Владимир Рыжков

1. «Обеспечь кислородом сначала себя, а потом ребёнка»

Все читали инструкции в самолётах – в частности, о том, что сначала нужно обеспечить кислородом себя, и только потом – ребёнка. Действительно, если ты с кислородом - ты активный помощник в выживании, если нет - с высокой вероятностью погибнете оба. Хотя многие ориентируются в этом вопросе на родительский инстинкт, что является ошибкой. 

В бизнесе всё точно так же: для выживания проекта нужно самому или компании дышать свободно, иметь базовый доход и финансовую возможность на инвестиции или эксперименты. Любой проект может затянуться, бизнес-план измениться, а гипотеза оказаться нерабочей. Правильная пропорция - рисковать не более 50% сбережений или капитала. 

В моей жизни был случай, когда я пренебрёг этим правилом - рискнул инвестировать операционные деньги компании в новый бизнес, слепо увлекшись его возможными блестящими перспективами. Тем самым затянул себя в длинный финансовый штопор, выходить из которого потом было очень тяжело. 

2. «Не обманывай себя»

В бизнесе, как и в отношениях, всегда нужно слушать себя - это ключевой фактор гармоничного развития любой создаваемой вами экосистемы. Закрывая глаза на мелкие, как сперва кажется, неудобства и раздражения, вы рискуете скатать тот самый снежный ком, который вас потом и раздавит. 

Если вам что-то не нравится в работе: темпы развития бизнеса, клиенты, контракты, люди - нужно разбираться здесь и сейчас. Не откладывайте это в долгий ящик, не обманывайте себя. Самый страшный враг здесь - увлечение и очарование проектом, влюблённость в коллектив и нежелание видеть очевидные минусы - вместо прагматичного подхода и бизнес-анализа. На моём опыте это никогда не приводило к положительному результату. 

3. «Не прикипай к сотрудникам»

Создание незаменимых, приближенных к себе «особо ценных» сотрудников зачастую приводит к проблемам взаимоотношений, ведь не все одинаково воспринимают эти привилегии. На самом деле у вас, скорее всего, разные цели и вы по-разному видите выход из ситуаций. Потом начинается шантаж с уходами, требованием повышения зарплат и прочими манипуляциями, так как вы, зачастую, сгружаете в таких сотрудников больше информации, чем нужно, раскрываетесь и становитесь уязвимым. 

Даже самый лояльный вчера сотрудник, завтра может превратиться в сотрудника конкурента со всеми отсюда вытекающими. Ничего личного - только бизнес 

Часто самые лояльные становятся самыми болезненными потерями. Стройте прозрачные деловые отношения, даже если человек вам очень нравится. И ещё: не старайтесь тянуть за собой команду с прошлого места работы. Не забывайте - вместе с ней вы тянете и накопленный багаж разноплановых отношений.

4. «Не сотвори себе партнёра»

Важно понимать, что любой партнёр - это в том числе ваша слабость. Причём, либо финансовая, либо психологическая. Партнёр нужен в двух ситуациях: может внести необходимые ресурсы или может управлять вашими ресурсами. У партнёров должно быть понятное назначение и чёткие зоны ответственности. Как мы видим на практике, многие партнёрские бизнесы, даже в случае большого успеха, заканчиваются разделом и громкой скандальной кампанией в СМИ. 

Я начинал бизнесы с партнёрами, с которыми, как мне казалось, мы были близки - и это навечно. Плюс я был уверен, что с ними строить бизнес будет комфортнее и веселее. Действительно, веселее было, но всё равно, в конечном итоге, это привело к разрыву отношений в течение нескольких лет. Делайте бизнес самостоятельно, а если зовёте партнёров, то чётко понимайте зачем они вам и осознавайте возможные последствия. Причём, желательно в цифрах. 

Помимо всего вышеописанного, очень важно, чтобы ваши ценности были максимально близки. Если вы решаетесь на такой шаг - больше общайтесь «на берегу», чтобы как можно лучше познать человека до оформления отношений, проговаривайте все неудобные и спорные моменты открыто, не откладывая на будущее - помните про пункт 2. 

5. «Всегда используй консультантов в узких вопросах» 

Как-то раз я доверился коллеге в процессе согласования важного договора и потом в течение двух лет разгребал различные проблемы, в итоге окончившиеся длительным судебным разбирательством. 

Ощущение, что вы очень опытный - даже если согласовали за свою жизнь кучу договоров - в один момент может сыграть с вами злую шутку. Всегда привлекайте профессиональных юристов, финансистов, бухгалтеров, аудиторов, пусть даже на разовые задачи (особенно по согласованию важных контрактов или сдаче корпоративной отчётности). Не играйте с огнём - вы понесёте гораздо большие убытки в случае непредусмотренных рисков. 

6. «Нанимая людей, думай как будешь их увольнять»

Когда мы нанимаем нового сотрудника, нам всегда кажется, что это надолго и очень хочется, чтобы он поскорее приступил к работе. Многие вопросы порой переносятся в режим «обсудим в процессе работы» или «выработаем схему премирования потом». 

В нашей компании, после нескольких неудачных случаев, есть даже выстраданный термин «кривые договорённости»: это когда все вроде бы договорились, но ни о чём конкретно не договорились на самом деле. 

Если не получается зафиксировать все договорённости сразу, лучше отложите принятие решения - проведите с кандидатом дополнительную встречу. Нанимая людей, надо выстраивать отношения так, чтобы даже завтрашнее внезапное увольнение не повлекло за собой кучу проблем с выяснением отношений, а было лёгким и быстрым. 

7. «Главный пункт в договорах - порядок расторжения»

Теперь, после многих лет в бизнесе, я всегда особо уделяю внимание одному разделу - порядку расторжения договора. Это ключевой вопрос регулирования рисков в случае провала проекта по разным причинам. 

Контрагенты особо любят вписывать туда условия моментального одностороннего расторжения договора и обхода процедур, закреплённых в законодательстве. Нередко, в случае судебных разбирательств, вокруг этого пункта ведутся основные споры, т.к. конфликты, как правило, переходят в суд при факте расторжения договора одной стороной или такового требования. Если вы затрудняетесь в этом вопросе, то см. пункт 5. 

8. «Веди финансовый учёт - хотя бы простой кэш-флоу»

В процессе нашей консалтинговой деятельности в «Команда А», мы на себе ощутили, какой это оказался больной вопрос, особенно в отношении работы с кассой и наличными. Многие компании и предприниматели малого бизнеса тотально живут в операционке и с трудом могут спрогнозировать финансовое состояние на ближайший период. 

Мне тоже, например, приходилось постоянно себя заставлять вносить данные, и когда я пропускал хотя бы неделю записей, уже тяжело было вспомнить куда была потрачена какая-нибудь сумма из кассы. Потом нужно было долго и муторно восстанавливать хронологию событий. Я поставил себе в телефоне напоминалку - каждый день вносить данные в таблицу. 

В больших компаниях это могут быть интегрированные таблицы по разным департаментам или система учёта финансов - важно, чтобы в этом вопросе была систематичность и чёткость. Помимо совершённых расходов нужно планировать будущие затраты и приходы, чтобы не нарваться на кассовые разрывы. Вы должны понимать, хотя бы на три месяца вперёд, прогноз финансовой деятельности предприятия, чтобы принимать решения. 

9. «Верь своей интуиции»

Порой мне казалось, что многие вещи происходят удивительным образом именно так, как я подумаю о них. Но не надо путать профессиональную интуицию и экстрасенсорику. Чем больше опыт, тем сильнее ощущение, что вы, порой, предвидите некоторые события и поведение людей. На самом деле, ваш мозг, используя big data вашего опыта, строит гипотезы, и они со временем становятся всё точнее. Это и называется профессиональная интуиция, на мой взгляд. Коллеги ещё любят использовать термин «бизнес-чуйка», но я ещё человека с такой «чуйкой», но без большого опыта за плечами, не встречал. 

10. «Можно обанкротить компанию, но не репутацию»

Как говорят мои юристы, «в нашей стране быть порядочным очень дорого». Но я считаю, что это того стоит. Как бы не повернулось развитие вашего проекта, важно с самого начала помнить, что обязательства и ответственность нужно принимать и нести. Многие знают, как хочется при неудаче убежать от проблем, быстро выпрыгнуть из провального бизнеса, освободиться от назойливых кредиторов и инвесторов. 

Друзья, не совершайте таких поступков, думайте заранее об ответственности. Но если всё же совершили ошибку - пусть тяжело, пусть медленно, но исправляйтесь и сохраняйте лицо, ведь оно вам ещё не раз пригодится. 

11. «Занимайся знакомым делом»

Если вдруг вы решите делать бизнес в новой для себя отрасли, будьте готовы, что на познание этой сферы или рынка уходит статистически порядка двух лет: механика, нюансы, проблемы, гипотезы, инвестиции. На незнакомом поле, где и так уже много конкурентов, нет возможности моментально стать успешным. 

Если какая-либо идея кажется вам уникальной – подумайте, почему её еще никто не реализовал, возможно, тут кроется основная проблема

И если вы имеете большую экспертизу и опыт в какой-то области - хорошо подумайте стоит ли бросать всё из-за усталости или можно просто взять паузу на отдых и путешествия, чтобы освежить разум и продолжить развитие существующего бизнеса по-новому.

12. «Говори и думай позитивно»

Слово - энергетическая единица. У каждого нашего слова и даже мысли есть полярность, которая напрямую влияет на вашу энергетику и настрой. Гоните разрушающие негативные мысли даже в плохой ситуации - это делу не поможет, так же как и эмоциональные переживания. Из любой ситуации есть выход. 

P.S. «Задавай вопросы»

Не забывайте чаще задавать себе вопросы: «Зачем?», «Нужно ли это мне?», «Почему это должно сработать?», «Почему это должны покупать?», «Зачем мне этот человек или контракт?», «Как сократить затраты?», «Как увеличить прибыль?» 

Ну и, конечно, самый хитовый вопрос предпринимателя – «А не ерундой ли я занимаюсь?».

Владимир Рыжков
Владимир Рыжков-2017/Владимир Рыжков-2010.

Читайте также:

Дмитрий Огородник: «Все истории про быстрое богатство - враньё»
Евгений Островский: 
«Как перестать быть рабом собственного бизнеса»
Владимир Завертайлов: «Как навести порядок в процессах без бизнес-консультантов»

24 января 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов