Поднять из руин: как Антон Георгиев возрождает традиции крестецкой вышивки

Прочтёте за 5 мин.

«Я понимал, что будет очень сложно и что это реальное испытание. Но я решился»

IT-инструменты, которые использует Антон Георгиев

  • 1С:Бухгалтерия
  • Facebook
  • Instagram
  • WhatsApp
  • YouTube

Предприниматель из Санкт-Петербурга Антон Георгиев создал крупнейшую в стране компанию-поставщика фасованного мёда «Медовый дом». А три года назад Антон и его супруга Александра выкупили полуразрушенную фабрику «Крестецкая строчка», на которой с 1860 года создавалась уникальная сквозная вышивка. Георгиев перестроил фабрику, «освежил» бренд – и уверен, что предприятие в скором времени будет не только «съедать» деньги, но и зарабатывать. О том, что заставило успешного предпринимателя взяться за сложный и затратный проект по возрождению старинного промысла, Антон Георгиев рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Антон Георгиев, 50 лет, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель компании  «Медовый дом», владелец фабрики  «Крестецкая строчка». Окончил РГПУ им. Герцена (факультет физической культуры и НВП). В 1998 году открыл компанию «Медовый дом», сегодня её годовой оборот составляет 1 млрд. рублей, в штате работают 250 человек. В 2015 году выкупил фабрику «Крестецкая строчка» и перезапустил её. На данный момент на фабрике работает 70 человек, выручка составляет 1-2 млн. рублей в месяц.

Антон Георгиев

Как всё начиналось

После окончания вуза Антон Георгиев пошёл работать в инвестиционную компанию, которой в числе прочего принадлежал консервный завод. Торговых сетей в их нынешнем понимании в России тогда не существовало. Георгиев договорился, что будет продавать продукцию - и получил согласие руководства. «Была их цена, была моя наценка – так и зарабатывал. В процессе этого постепенно осознавал, что такое продажи, рынок и т.д, - рассказывает предприниматель. - Потом я занялся оптовой продажей кондитерских изделий. Стал представителем разных компаний, в основном продавал импортные шоколадки вроде «марсов» и «сникерсов».

Но потом случился дефолт - и Георгиев потерял почти все деньги, которые заработал. После этого стал искать другую сферу для приложения своих предпринимательских навыков. Начинал уже не с нуля: у него уже были связи на рынке, было понимание что и куда продавать.

«Я хотел найти отечественный продукт, который бы не зависел от курса валют, как те мои шоколадки, - вспоминает предприниматель. - Ко мне обратился один знакомый с небольшим производством мёда – ему бы пригодились мои каналы сбыта. Мы обговорили условия: если я продам на 500 тысяч рублей за месяц, то получу 10% от выручки, продам на миллион – получу 15%. Мне понадобилось 2 месяца, чтобы выйти на выручку в миллион. Но мой партнёр отказался платить комиссию в 15%. Так я понял, что надо создавать своё производство».

Антон Георгиев

Антон купил первую партию мёда в 500 кг, нашёл производство, которое занималось фасовкой соусов, разработал дизайн этикетки. И продал закупленное сырьё в упаковке по налаженной системе сбыта. Потом он закупил уже тонну мёда. Так компания росла, пока не вышла на объём 200 тонн в месяц.

«На тот момент я работал уже с двумя партнёрами, - уточняет Георгиев. - Они меня постоянно подводили, так что пришлось сделать своё небольшое производство, чтобы не зависеть от других. К тому же я уже начал работать с «Пятёрочкой» (у которой на тот момент было всего 10-15 магазинов), и эта сеть быстро росла. Это был примерно 2003 год».

Что нам стоит «Дом» построить

«Потом я построил производство по всем стандартам, на котором «Медовый дом» работает по сей день. Делать это в Санкт-Петербурге вышло бы очень дорого, поэтому я всё организовал в Новгородской области. Правда, сейчас завод уже стал нам маловат: мы увеличиваем склады, пристраиваем офисы. Если в экономике не случится ничего экстраординарного, то в 2020 году будем строить более современное производство, которое обеспечит нам необходимый объём и качество на ближайшие 20 лет», - рассказывает Антон Георгиев.

Расширение для предприятия необходимо в том числе и потому, что оно в последние несколько лет серьёзно расширило ассортимент. Например, у тех же поставщиков, что продают мёд, стало закупать травяные чаи. Помимо этого «Медовый дом» фасует варенье, мясные и рыбные консервы премиум-класса, а в апреле планируется запуск небольшого кондитерского цеха - в нём будут делать конфеты с крем-мёдом.

Медовый дом

«Я бы хотел сделать производство более автоматизированным. Сейчас мы собираем специалистов по деревням и привозим их из Великого Новгорода, проблемы с кадрами очень большие. Увеличить штат при наращивании производства будет проблематично», - говорит предприниматель.

Сейчас «Медовый дом» упаковывает и продаёт около 5 тысяч тонн мёда в год. Его закуп идёт во всех медоносных регионах страны: Ростовская область, Краснодарский край, Белгородская область, Алтай и т.д. Есть поставщики, с которыми работа ведётся уже десятилетие: они собирают мёд по деревням по 300-400 кг, формируют партию в 20 тонн и везут на новгородское предприятие.

90% продаж идёт через федеральные сети. В том числе компания делает для них и СТМ – собственные торговые марки - на заказ. «Каждый день у нас борьба за место на полках, конкуренция жёсткая, - констатирует Антон Георгиев. - Но самые серьёзные сложности были всё же на начальном этапе. Они были связаны с тем, чтобы обеспечить растущий рынок продукцией без собственного производства. Проблемы возникали, когда мы говорили, что нам срочно нужна поставка, а партнёр не мог её обеспечить, и сети выставляли нам штрафы. Тяжёлое было время».

Медовый дом

«Например, 2004 год был очень неурожайным на мёд, а остановить поставку в сети мы не могли, - рассказывает владелец «Медового дома». - Слава богу, на Дальнем Востоке урожай был. Я полетел туда лично, объездил все деревни, создал там представительство. И мы стали первыми, кто вывез тогда оттуда мёд. И всё равно бывали дни, когда нам угрожал срыв поставок в сети. Сейчас мы постоянно имеем запас на складе. В прошлом году этот запас составлял 1400 тонн, в этом году мы снизили это количество до 800 тонн, так как не видим рисков срыва поставок».

Георгиев говорит, что более крупных аналогичных предприятий в России нет, но есть очень много мелких, так как порог входа на рынок невысокий. «Наш бизнес не назовешь крупным, мы между малым и средним по обороту: он у нас около 1 млрд. рублей в год», - говорит предприниматель.

Счастливый билет для старой фабрики

Как же руководителя медового бизнеса занесло в область редких народных ремёсел? «В начале 90-х к моему отцу приезжали знакомые шведы. И мы от них узнали, что у нас в Новгородской области есть фабрика «Крестецская строчка»: они попросили свозить их туда, - рассказывает Антон. - Там иностранцы накупили себе салфеток, скатертей и штор. Так я узнал про эту вышивку и запомнил её. Меня уже тогда это поразило: целая фабрика работает на ручной вышивке! И я ещё удивился – зачем это нужно шведам? Тогда, в 90-е, всё отечественное у нас ассоциировалось с чем-то плохим, хорошим считалось только импортное».

Крестецкая строчка

Прошло больше 20 лет, и однажды владелец «Медового дома» увидел в новгородских новостях, что «Крестецкая строчка» банкротится. Он вспомнил её и решил встретиться с владельцами.

Выяснилось, что за эти годы всё на фабрике пришло в негодность, а трудится там всего 8 человек. Спасением предприятия стало то, что супруга Антона – Александра – в своё время получила специальность дизайнера одежды. Без Александры, по словам предпринимателя, он бы ничего не смог сделать в новой для него области.

«Но я подумал, что вместе с ней у нас бы получилось всё восстановить на этой фабрике, - говорит Георгиев. - Я понимал, что будет очень сложно, что это далеко от дома, и вообще – реальное испытание. Но я решился».

Антон и Александра Георгиевы

Георгиевы выкупили фабрику за 20 млн. рублей. На сегодняшний день они вложили в неё уже порядка 300 млн. рублей. Это и собственные средства, и заёмные. По признанию предпринимателя, дешевле и проще было бы построить всё заново, но для него важно было сохранить историю объекта. Поэтому здание площадью около 3,5 тысяч квадратных метров было полностью реконструировано.

Крестецкий фэшн

Крестецкая вышивка как промысел существует с 1860 года. Поначалу её создавали на дому, потом - в артели, затем была построена деревянная фабрика, которая сгорела ещё в 1940-х. После Великой отечественной войны фабрику перестроили - из кирпича, но наспех. «Там не было даже пола, когда мы туда пришли, он был земляным», - рассказывает Антон Георгиев.

Крестецкая строчка

Что касается самой вышивки, то по технологии для неё берётся лен, хлопок или шёлк. Особые узоры на такой ткани получаются за счёт выдергивания ниток определённым образом и последующей вышивки. Весь труд на фабрике - ручной. Для одного из двух видов вышивки используется швейная машинка, но этим процессом всё равно управляет человек. Автоматизировать что-либо здесь, в отличие от «Медового дома», невозможно.

Сегодня на «Строчке» работает 70 человек: вышивальщицы, швеи, закройщицы, конструкторы, гладильщицы, крахмальщицы и дёргальщицы. Часть из них находится в процессе обучения, так как на него требуется 6 месяцев. Передача знаний о старинном ремесле проходит под шефством главного художника Марьи Афанасьевой, которая работает на фабрике 46 лет.

Крестецкая строчка

В рамках реконструкции «Крестецкой строчки» сделали ребрендинг и поменяли всю линейку продукции, сделав её более современной. Неизменной в ней осталась только сама вышивка. «Сегодня мы производим женскую одежду и столовый текстиль, - говорит Антон Георгиев. - Недавно начали делать также крестильные рубашки, в ближайшее время добавим детскую одежду».

Фабрика для души

Изделия фабрики ориентированы на сегмент выше среднего: они стоят достаточно дорого из-за ручного труда. Самые бюджетные блузки продаются по цене 8,5 тысяч. рублей. Цены на скатерти начинаются от 10 тысяч. Основная аудитория, которая покупает продукцию «Крестецкой строчки» – женщины 35-55 лет.

«Приобрести нашу продукцию можно в интернет-магазине, также мы работаем с офлайн-магазинами – такими, как «Дом фарфора» и подобного им профиля, - говорит Антон. - Также мы сотрудничаем с дизайнерами и делаем вышивку для их коллекций. Продвигаемся в основном через Instagram, с помощью бренд-амбассадоров (так, например, мы сотрудничали с Юлией Высоцкой), на мероприятиях, в коллаборациях с другими брендами».

Крестецкая строчка

Пока предприятие продаёт всего по пять-шесть изделий в день. Выручка составляет 1-2 млн. в месяц, каждый год с момента реконструкции она, по словам нового владельца, существенно растёт. В основном текстиль и одежду с уникальной вышивкой покупают жители столиц (большую часть – в Москве). «Планируем открыть и свои магазины, один в Москве, один в Санкт-Петербурге. Но для этого нам ещё нужно доработать ассортимент», - говорит Георгиев.

Фабрика и раньше работала как туристический объект. И сейчас каждую субботу туда приезжает автобус с туристами. Это направление тоже планируется развивать, и это так же и дополнительный канал сбыта продукции.

«Это однозначно не самый доходный бизнес, разумеется, он скорее для души, - признаёт Антон Георгиев. - Но фабрика «Крестецкая строчка» – единственное предприятие со статусом народного художественного промысла, которое сохранилось в Новгородской области. Плюс истории этого бренда 150 лет, и мы его усиливаем с каждым годом. Таких старинных брендов в России больше нет. В перспективе я бы хотел, чтобы на фабрике работало около 150 человек, а выручка была 10 млн. в месяц. Я думаю, через 2-3 года мы уже выйдем на другой уровень, а через 10 лет это будет уже тот бизнес-проект, о котором знают все в стране».

Антон Георгиев


Читайте также:

Как Анатолий Винтер возрождает традиции краснокамской деревянной игрушки.
Спасти и сохранить: как работает мастерская по пошиву этнической одежды.
«Барышня-крестьянка»: как устроен бренд православной одежды.

27 февраля 2019

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов