«Без политики, без ярлыков и шаблонов, через повседневные предметы, которые сейчас уже стали артефактами, мы вместе запустим механизм счастливых воспоминаний», – так приветствуют посетителей на главной странице сайта музея советского быта в Екатеринбурге. Его придумала и создала журналистка Ирина Светоносова. О том, как устроен музей «Сделано в СССР» и почему он вызывает интерес в том числе и у молодёжи, Ирина рассказала порталу Biz360.ru.
Ирина Светоносова – 44 года, предприниматель из Екатеринбурга, основатель музея советского быта
«Сделано в СССР». По образованию журналист, работала на ТВ продюсером новостей. Первый бизнес-опыт – аренда детских тележек-машинок в торговых центрах. В 2017 году открыла в Екатеринбурге музей советского быта. Постоянно в музее работает два человека – Ирина и её мама.
Однажды в Казани я оказалась в музее социалистического быта. Меня там зацепила атмосфера, потому что в обычных музеях нельзя шуметь, бегать, что-то трогать, это почти режимные объекты. А там такой гогот стоял, одежду можно было примерить, все экспонаты потрогать. Взрослые вели себя как дети, настроение было очень классное.
Я подумала: «Почему у нас нет такого музея?» Здорово же, когда ты в музей приходишь не только за знаниями и чтобы «окультуриться», а ещё и получаешь положительные эмоции. Я знаю по себе: на экскурсиях засыпаю, если нет диалога. Поэтому у меня всегда много разговоров, воспоминаний и шуток.
Чтобы открыть музей, я взяла деньги из прибыли от первого своего бизнеса. Стартовый капитал составил около 60 тысяч рублей. Ещё когда работала на ТВ, я начала задумываться о том, что журналистом всю жизнь не пробегаешь. Лет восемь назад я купила франшизу по прокату детских тележек-машинок в торговых центрах. Взяла кредит, и как-то это всё быстро окупилось, буквально в течение года, поэтому я открыла ещё две такие точки.
Есть бизнес, который можно долго крутить, а историю с машинками я сразу воспринимала как что-то краткосрочное. Невозможно этим всю жизнь зарабатывать. Первый год именно за счёт машинок я платила за аренду помещения, где работал музей. Потом часть оборудования продала, часть до сих пор стоит в гараже.
Сейчас музей – мой единственный проект, и я называю его бизнесом, потому что других источников дохода у меня нет. Я сразу понимала, что запускаю проект, который будет обеспечивать меня и моих детей.
Меня очень раздражает, когда люди приходят и спрашивают: «А почему не бесплатный вход?» Я говорю: ну ребят, вы же тоже работаете не бесплатно. Давайте с уважением относиться к любому труду.
При этом я сразу понимала, что музей – это дело, которое будет приносить мне удовольствие. Первое время я вообще кайфовала, что у меня такое есть: настолько мощная это была самореализация.
Открывались мы в 2017 году, арендовав у министерства госимущества Свердловской области двухэтажный особняк XIX века. Здание находилось в самом центре города, и идея была в том, что музей сам себя будет раскручивать, потому что расположен рядом с самыми туристическими местами. Неподалеку находится несколько крупных гостиниц, и я рассчитывала на туристический трафик.
Но это не сработало. Оказалось, что народ из гостиниц вообще никуда не ходит, потому что это больше бизнес-аудитория. Днём они заняты своими делами, а вечером сидят в ресторанах или отдыхают в номере. В месяц из гостиниц приходило один-два человека. Мы всегда спрашиваем, откуда кто о нас узнаёт, поэтому установить это было нетрудно.
На том месте мы отработали только год и решили съехать. Новая площадка располагалась дальше от центра, в здании НИИ, которое было построено при СССР. Экспозицию разместили на площади 800 квадратных метров (до нашего музея тут работал какой-то московский квест).
В особняке было, с одной стороны, более уютно, но с другой – поскольку то помещение относилось к концу XIX века, то пространство и экспозиция немного спорили. Плюс аренда там была выше, оборотов на расходы не хватало, и один этаж я стала сдавать в субаренду. Тогда получилось, что музей совсем маленький. Люди приходят, а гулять им негде. А посетителям нужно нагуляться, иначе они уходят разочарованные, полуголодные, с ощущением «И это всё?». Сейчас это компенсируется большим пространством, где можно бродить больше часа.
Прелесть музея советского быта в том, что советского барахла у всех полно, и люди с удовольствием от него избавляются. Если предлагают что-то купить (такое бывает крайне редко) – я отказываюсь, потому что всё, что есть у меня в музее, мне отдали просто так. Вся коллекция собрана из того, что принесли жители Екатеринбурга, а кое-что даже присылали из других городов.
У меня были в гостях коллеги из Чебоксар. У них тоже музей советского быта, и они приезжали обменяться опытом. Рассказывали, что, во-первых, у них народу очень мало, а во-вторых, все экспонаты они покупают. Я говорю: «А вам что, ничего не отдают просто так?» «Нет», – отвечает мне владелец музея.
Нам же отдают целыми квартирами, и сейчас я уже ничего практически не беру, потому что складывать негде. При этом у меня есть экспонаты, которые вызывают удивление даже у людей, которые росли в Советском Союзе. Это какие-то вещи, которые дорого стоили или не были продуктами массового спроса. Например, звуковая приставка для ТВ, утюжок для лыж, маленькая ультразвуковая стиральная машина.
Не у всех вещей можно установить дату выпуска. Например, у нас есть игрушка, она точно довоенная, но год не знаем. На патефонах есть дата, поэтому мы достоверно можем утверждать, что у нас есть патефон 1935-го года выпуска.
Нас иногда спрашивают, почему у нас экспонаты не расставлены по хронологии. Но большая часть музея оформлена как жилые комнаты, поэтому в интерьере всё вперемешку – так же, как в обычных квартирах: что-то от бабушки досталось, что-то современное докупили.
Сначала я думала, что буду только продавать билеты и экскурсии. Но через год поняла, что этого категорически не хватает, экономика не сходится, и надо формировать как можно больше предложений. Сейчас у нас около 15 вариантов: мастер-классы, дни рождения, корпоративы, фотосессии.
- Взрослый входной билет в музей «Назад в СССР» стоит 300 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров – 200 рублей. Экскурсионное обслуживание для группы от одного до 15 человек – 500 рублей с человека; для школьных групп – 200 рублей с человека (в цену включена экскурсия, игровая часть, чаепитие).
Запросы бывают разные. Кто-то берёт нашу площадку в аренду, кому-то нужны дополнительные услуги, и тут у нас конструктор: надо ведущего – ищем ведущего, надо программу – делаем программу, надо фотографа – зовём фотографа и т.д.
Фотосессии и видеосъёмки – отдельная история. Наш музей – очень популярное место у фотографов. Город у нас вроде большой и много фотостудий, но если ты начинаешь работать фотографом, то быстро устаёшь от одних и тех же локаций. К нам приходят за другими картинками и за новыми впечатлениями.
Очень активно раньше я проводила квесты. Например, года полтора назад придумала квест «Мама, я пионер». Но если мне что-то надоедает, я больше это не делаю, поэтому временно по квестам у нас затишье.
Сейчас меня «прёт» от экскурсий. Когда запускали музей, я очень стеснялась, поэтому у меня были только наёмные экскурсоводы. А потом так получилось, что пару раз они не смогли выйти ко мне на работу, и я подумала: «Блин, я же теряю деньги». Сказала себе: «Ты же разговаривала раньше с людьми нормально, ничего не стеснялась, мэра могла на интервью позвать спокойно». Я начала сама проводить экскурсии и поняла, что в этом нет ничего сложного. И я от этого получаю удовольствие, заряжаюсь от общения с людьми.
Бывает, что у нас проходят концерты. В Свердловске было очень развито рок-направление, и я хотела эту историю развить. Были удачные концерты, а были провальные. И у меня не хватило сил докрутить это направление. Но в этом году хочу снова за него взяться. Дело в том, что к любому формату людей надо приучать, и рок-концерты тут не исключение.
Мастер-классы в плане посещаемости и прибыли тоже бывают удачные и не очень. Наш хит – «Тайна красной комнаты», мастер-класс по фотопечати. Для Екатеринбурга он уникальный, потому что практически не осталось людей, которые работают с аналоговой печатью, а к нам как раз приходит такой человек.
Сначала ценник на этот мастер-класс был небольшой, мы как бы стеснялись. А сейчас он стоит 3000 рублей с человека, и всегда аншлаг. Мне кажется, что причин успеха несколько. Во-первых, это новые впечатления и новые навыки. Во-вторых, люди не уходят с пустыми руками, а получают свой портрет: они себя сфотографировали, потом проявили и идут довольные со своим чёрно-белым снимком.
Я помню, как сама занималась фотографией и сидела в ванной с увеличителем. А дети, которые приходят к нам на мастер-класс, только на телефон фотографировали. Поэтому, когда в проявитель опускают бумагу и там проступает изображение, у них восторг: какое чудо происходит. Такой мастер-класс идёт почти шесть часов.
Что касается аудитории музея, то тут зависит как раз от формата. Какое мероприятие – такой и клиент.
Например, на мастер-классы по фотопечати, ювелирному искусству, рисованию приходят в основном девушки 16-25 лет, иногда чуть старше. Они приходят по «Пушкинской карте», поэтому, как правило, большинство из них студенты, школьники, иногда фрилансеры.
На экскурсии в основном приходят компаниями или семьями: дети от 7 до 10 лет и мама-папа или бабушка. На концертах – публика 25-40 лет.
Если ты ничего не будешь проводить, у тебя будет мало посетителей. Чем больше делаешь движухи, тем больше будет гостей. В новогодние праздники у нас было около 1000 человек, мы открылись со 2-го января. По два раза в день были большие группы по 40 человек и просто так люди шли.
В будни такого нет, гостей мало. В основном приходят туристы, которые ищут именно культурную программу, или кто-то приехал к родственникам из другого города, и его ведут к нам, чтоб немного развлечь.
Однажды я ходила к министру культуры. Она спрашивает: «Чего вы от меня хотите?». Я говорю: «Ну, не знаю. Может, на баланс меня возьмёте?». Она говорит: «У нас своих ртов хватает». А сейчас я думаю: «Ну, так она же была права». Я непонятно кто, у меня непонятно что, я ещё не начала толком работать, а уже что-то прошу у неё. Сейчас у меня подход другой.
В феврале на «Ночи городских инициатив» я встречалась с руководителем городского управления культуры Ильёй Маркиным. Он спрашивает: «Чем я могу вам помочь?». Я говорю: «Ну, поддержите информационно. Даже если вы просто своим друзьям расскажете о нашем музее, это уже будет поддержка». В общем, когда идёшь к кому-то – чётко формулируй, что ты хочешь. Иногда по незнанию люди говорят: «Хоть что-нибудь дайте», – но это так не работает.
Я могу сравнить свой предыдущий бизнес и частный музей. Когда ты сидишь в торговом центре, тебя продвигает сам торговый центр. Человек выбрал, в какой ТЦ он пойдёт и что он будет там покупать. От тебя по факту ничего не зависит. Если у торгового центра хороший трафик и хорошая аудитория – будешь зарабатывать. Если нет, то нет.
Здесь же не совсем стандартный подход. Экономику музея сложно планировать, потому что трудно предугадать трафик. Плюс у музея довольно большой период раскрутки: год ты будешь работать даже не в ноль, а в минус.
А ещё в нашем деле очень важно сарафанное радио, в наше время это в первую очередь социальные сети и мессенджеры. Понимая это, даже когда расставляли мебель, я сразу фотографировала себя, чтобы посмотреть, хорошая получается картинка или нет (ведь гости будут делать селфи и выкладывать в соцсети!). Если меня не устраивало, всё переставляли заново.
Почти три года я не запускала платной рекламы, мы жили за счёт сарафанного радио. Журналисты с удовольствием ходили к нам на любые информационные поводы, и мы получали бесплатный охват в СМИ. Сейчас я использую платную рекламу в соцсетях и работаю с двумя площадками – «Яндекс.Афиша» и «PRO.Культура».
Если подытожить, то всем, кто хочет открывать частный музей, я могу дать три рекомендации:
-
Закладывайте в своём бизнес-плане минимум год на раскачку.
-
Не рассчитывайте на трафик, который может обеспечить вам локация, проводите мероприятия, чтобы привлекать людей.
-
Как можно раньше запускайте рекламу, не рассчитывайте только на «сарафанку».
В статье использованы фото Петра Мартынова, Дмитрия Емельянова и из архива Ирины Светоносовой.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».