Часто PR считают эффективным инструментом только для крупных игроков и «акул бизнеса». У них есть достаточный бюджет на продвижение, а также ресурсы для отслеживания его эффективности. Владельцы же малого бизнеса иногда даже не рассматривают для себя возможности PR, а зря – для многих компаний сектора МСБ пиар является важным инструментом. О том, чем может быть полезен PR малому бизнесу и как выстраивать стратегию продвижения с минимальными затратами, порталу Biz360.ru рассказала Юлиана Шунина, основатель агентства PR Integral.
Юлиана Шунина – предприниматель, основатель агентства PR Integral. Опыт в PR – более 15 лет. Автор книги «Связи с общественностью для людей без связей». PR-директор ресторанного шоу GASTREET, GLOBAL EVENT FORUM, фестивалей «Чистая гора» и «Вкус Эльбруса».
У многих компаний малого бизнеса, по моим наблюдениям, довольно прохладные отношения с PR. Это связано с тем, что они не считают PR релевантным для собственного продвижения.
- PR (public relations) – создание благоприятного имиджа товара, услуги, бренда или конкретного человека с помощью средств массовой информации, социальных сетей и других каналов коммуникации.
Малому бизнесу нужны лиды, и чем горячее – тем лучше. А публикации в СМИ или соцсетях становятся, по ощущениям многих предпринимателей, слишком широкой и глубокой воронкой, откуда трудно доставать живых клиентов. На самом деле, PR закрывает много других потребностей бизнеса:
-
PR существенно повышает узнаваемость бренда. Малому бизнесу необходимо выделиться на фоне конкурентов. PR помогает создать уникальный образ бренда, подчёркивать его преимущества и достоинства, а также доносить эту информацию до целевой аудитории.
-
Создаёт комьюнити вокруг бренда или продукта. Появляется сообщество клиентов, которые лояльно настроены и помогают повышать узнаваемость вашей компании, продукта или услуги.
-
Продвигает личный бренд владельца или топ-менеджеров компании. Личный бренд формирует авторитет спикеров в индустрии, работает на узнаваемость бренда компании и способствует развитию отношений с потребителем.
-
Открывает новые возможности. Это и выход на новые рынки, и более эффективный вывод на рынок нового продукта. PR привлекает внимание к деятельности компании, её новым продуктам или услугам.
-
Помогает привлечь инвесторов. Те компании, которые на виду, остаются востребованными и интересными не только для клиентов, но и для инвесторов.
-
Влияет на HR-бренд компании. Компания становится привлекательным местом работы и гарантией качества для сотрудников. Как результат – появляется возможность привлекать на работу более квалифицированных и талантливых специалистов.
Я – адепт публикаций в СМИ. Считаю, что публикации в СМИ доступны и полезны не только крупным рыбам бизнеса. Но рассмотрим не только этот, но и другие инструменты PR, которые стоит использовать малому бизнесу.
Публикации в СМИ
Выбирая между публикациями в СМИ или их отсутствием, задайтесь следующими вопросами:
-
Возможно ли масштабировать ваш проект только при помощи, например, личных рекомендаций постоянных клиентов?
-
Хотели бы вы стать более узнаваемым предпринимателем?
-
Помогло бы вашему бизнесу, если бы вы были всё время на слуху и на виду?
-
Помогла бы ваша личная медийность, как владельца, развитию бизнеса?
Если во всех вопросах вы склоняется к ответу «да», то не стоит сбрасывать со счетов публикации в СМИ. Целесообразнее будет проработать стратегию, особенности коммуникации с журналистами и редакторами, tone of voice (стиль коммуникации) и ключевые смыслы, которые хотите донести до целевой аудитории.
Необходимо определить, какие СМИ читает ваша аудитория, и какие из них чаще всего используют другие игроки вашей ниши. Не всем компаниям нужно начинать со статей о себе в деловых изданиях с большой аудиторией типа Forbes, РБК или «Коммерсантъ». Можно начать с профильных – там будет проще выпустить материал и войти в доверительную коммуникацию с представителями редакции.
Для начала можно публиковаться на ресурсах, где размещение материалов беплатное, среди них отмечу следующие:
-
Biz360;
-
VC;
-
Sostav;
-
Habr;
-
Pikabu.
Некоторые площадки из этой подборки могут стать полноценным блогом компании. Из затрат – только оплата копирайтеру в случае необходимости. Рекомендую подойти к этой работе системно, выдерживая всё тот же особый tone of voice, частоту публикаций, их ценность и эксклюзивность. Контент для таких площадок лучше разрабатывать в разрезе общей бренд-стратегии. Но это может быть и что-то в корне отличающееся от общепринятой коммуникации компании: так это станет дополнительным способом привлечения внимания.
Бренд-медиа
Рассмотрите возможность создать собственное медиа на базе своего сайта или в соцсетях. Бренд-медиа привлекают внимание холодной аудитории, повышают индекс цитируемости сайта компании, а также становятся объектом внимания, если контент в таком издании имеет стиль, харизму и актуальность.
Сейчас многие компании создают свои бренд-медиа. Например, у scrum-студии Sibirix есть блог о диджитал-технологиях, у поставщиков чая и кофе «Май» есть журнал ТЧК, у магазина мебели «Диван.ру» – блог об интерьерной моде. Собственные бренд-медиа создают маркетинговые агентства, образовательные сервисы, компании финтеха и т.д.
Собственные соцсети
Вести соцсети должен качественный SMM-специалист, но не без участия PR-менеджера. Совместные идеи помогут сформировать эффективную стратегию представленности компании в социальных сетях. Актуальные инфоповоды, конкурсы, коллаборации с инфлюенсерами, креативные тексты, фото, видео, рилсы, шортсы...
Для каждого инструмента соцсетей можно использовать PR-идеи и превращать обычный текст в классный материал, видео – в вирусный ролик, эфир – в интересную коллаборацию, розыгрыш – в крутую механику взаимодействия с аудиторией. Например, я публиковала рилс с вакансией в соцсети – ролик завирусился, его репостили коллеги и сотрудники, получилось больше просмотров, чем на других рилсах, а также пришла новая аудитория в аккаунт.
Инфлюенс-маркетинг
Огромный PR-потенциал кроется в инфлюенс-маркетинге. Да, это отдельное направление деятельности, но в компаниях малого бизнеса эту часть работ можно тоже отнести к PR-взаимодействиям.
Инфлюенс-маркетинг решает много вопросов продвижения: от вывода продукта на рынок до усиления лояльности аудитории и прироста новой. Инфлюенс-маркетинг может использоваться на разных площадках, включая Telegram.
Флешмобы, ивенты и маркетинговые интеграции
В этом направлении нужен креатив, онлайн- и офлайн-механики, текстовое сопровождение. Если из этого вырастет стоящая история, может подключиться и PR в СМИ.
Малый бизнес может вполне успешно этим пользоваться: встраиваться в существующие мероприятия, а может быть создавать свои. Всё зависит от креатива, воплощения и бюджета, конечно.
Хотя можно проводить некоторые мероприятия и без больших вложений. Например, флешмоб – инструмент практически бесплатный. Всё. Что требуется от компании – придумать действительно интересную акцию, в которой захотят бесплатно поучаствовать многие люди. Далее следует превратить флешмоб в инфоповод, с которым обратиться в СМИ.
PR может быть доступным и эффективным даже для малого бизнеса, главное – правильно выбранная стратегия и регулярный мониторинг результатов. Не ограничивайтесь только одним инструментом, комбинируйте разные подходы и экспериментируйте.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».