Как победоносно загубить пиар-сопровождение стартапа

Прочтёте за 3 мин.

Евгения Лампадова – о распространённых ошибках в продвижении, которые допускают собственники бизнеса и пиар-менеджеры

IT-инструменты, которые использует Евгения Лампадова

  • Telegram
  • Slack
  • Google Docs

Любой начинающий бизнес-проект, ориентированный на широкую аудиторию, хочет громко заявить о себе, регулярно получать статьи и упоминания в прессе, иметь хорошие отзывы в социальных сетях и блогах. Но добиться этого удаётся далеко не всем. В своей авторской колонке основатель коммуникационного агентства «ЛАМПА» Евгения Лампадова предостерегает основателей стартапов и нанятых ими пиарщиков от «грабель» и ошибок, которые могут поставить крест на пиар-сопровождении стартапа.

Досье

Евгения Лампадова, основатель коммуникационного агентства  «ЛАМПА». Образование: журналистика (АлтГУ) и международные отношения (МГИМО, магистр). До запуска собственного бизнеса занималась связями с общественностью в компании «Danone-Юнимилк», НПФ «Благосостояние», «АПК-холдинге», Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), онлайн-школе английского Skyeng, компании Wikimart. Специализируется на консалтинге в сфере кризисных коммуникаций, построении брендов для IT и FMCG-компаний. Автор курса «Антикризисные коммуникации» в РУДН.

Евгения Лампадова

Вредные советы владельцам бизнеса

1. Не доверяйте своему пиарщику и поэтому регулярно вмешивайтесь в его работу. Ведь наверняка вы лучше знаете, как надо, а он – нет. Он ещё и лентяй поди: то на встречах пропадает, то в мессенджере с кем-то общается. Идеальный способ снизить уровень своей тревоги и недоверия в таком случае - потребовать от него регулярные отчёты (c кем, зачем, результаты) и ввести на старте проекта жёсткие KPI. 

2. Требуйте немедленного пиар-результата: мировая слава, двойной рост продаж, раунд инвестиций после одного материала в СМИ - подходит всё. А иначе зачем вам пиар?! 

3. Прекратите делать свой продукт лучше, ведь у вас теперь есть пиарщик, поэтому всё само по себе полетит и не упадет. Дело-то тем более не в продукте, а в том, как его подать. У конкурентов продукт вон ещё хуже, а славы - больше!  

4. Ожидайте невозможного от вашего пиар-специалиста, а именно - чуда. Что сложного в том, чтобы о вашем продукте регулярно писали только хорошо и  более никак?! Почему про ваши уникальные (и не иначе) крафтовые блокноты до сих пор не написал «КоммерсантЪ»?! Почему популярный блогер Ивангай требует за интеграцию в его блог с вас деньги, почему он отказывается просто так рассказать о ваших крафтовых блокнотах, ну хорошо, не просто так - за вау-блокнот?! 

5. Не прислушивайтесь к своему пиарщику и на всё имейте свою профессиональную точку зрения, обязательную к исполнению, ибо вы и сами соображаете в Public Relations. Благо, тут нет ничего сложного. Бери и делай регулярно, тебе тем более, дурашка, даже говорят - как! 

6. Хамите, желательно публично, журналистам, покупателям, лидерам мнений, инвесторам. Ведь у вас настолько классный продукт или услуга, что её у вас и так купят. Вон, тем более, и Тиньков регулярно c кем-то публично ссорится и ничего страшного, а чем вы хуже Тинькова?! Да ничем! Вы даже круче! 

7. Не оценивайте трезво свои бизнес-процессы, а также качество товара или услуги. А ещё лучше - впадайте в крайности: то недооценивайте, то переоценивайте, и так по кругу. 

8. Не тратьте своё драгоценное время на пиар либо занимайтесь только им – это одинаково прекрасно. И в равной степени мешает результативному пиар-сопровождению вашего проекта. 

9. Нанимайте пиар-специалиста, руководствуясь принципом «Чтобы было». Нужен ли он реально вашему бизнесу и если нужен, то зачем - поймёте потом, в процессе фрустрации. Нет, ну жить без пиарщика - это вчерашний день, поэтому найдите опытного универсала за недорого и пусть он поднимет вам продажи или ещё что-нибудь хорошее сделает, короче, сам оценит на месте и сам придумает, чем заниматься. 

10. Путайте пиарщика со специалистом по рекламе, маркетологом, дизайнером, журналистом. А репутацию - с прямыми продажами. 

  • И бонусом: регулярно будьте всем недовольны, забывайте говорить «спасибо» и требуйте всё больше и больше. Это так мотивирует, особенно когда вы практикуете «три в одном». 

Вредные советы пиарщикам стартапов

1. Идите сразу ко всем журналистам с предложением рассказать о вашем проекте. Кто-то да откликнется! 

2. Стучитесь с историей о ваших крафтовых блокнотах в «Коммерсантъ», ведь главное в нашем деле - настойчивость и непоколебимость и наоборот. 

3. Наступайте по всем фронтам: звоните и вместе с тем пишите в мессенджеры и на почту. Займите, в общем, проактивную коммуникационную позицию - настаивайте на общении, добивайтесь его и добивайте. И побольше беспощадности в этом вопросе, коллеги! 

4. Используйте в описании вашего продукта или услуги слова и словосочетания  «уникальный», «эксклюзивный», «единственный в своем роде» и т.д. А ещё «налейте» в описание продукта побольше «воды» и уберите конкретику - дайте минимум фактов и цифр, ведь главное - чтобы красиво и впечатляюще! 

5. Врите! Да кто потом проверит-то?! Зато сработает здесь и сейчас. 

6. Не разбирайтесь в вашем продукте или услуге. Ведь вы же всего лишь пиарщик, вы и не должны знать всё про этот самый продукт! 

7. Любое обсуждение проекта - это хорошо. Да даже если регулярно обсуждают его пиарщика, то есть вас - это уже результат. 

8. Не отвечайте на входящие сообщения и звонки. Вы заняты пиар-сопровождением единственного в своем роде (!) проекта, вам не до того. 

9. Давайте обещания и не выполняйте их. Обещания могут и должны быть разными: 

  • Журналисту - оперативно прислать цифры по проекту;
  • Руководителю - выпустить три колонки и два комментария за две недели;
  • Дизайнеру - прислать ТЗ в течение часа. 

И упаси вас Босх испытывать чувство вины от невыполненных обязательств. 

10. Больше, больше пиара! Но тут можно и не пояснять: берите количеством, забудьте о целях и здравом смысле и не останавливайтесь. 

  • И бонусом: не думайте об эффективности, думайте о красивой отчётности!

PR

Читайте также: 

Как предпринимателю создать пресс-папку для работы со СМИ
Почему многие PR-агентства не хотят работать с малым бизнесом
Пиар-инструменты для малого бизнеса

28 июля 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов