Часто владелец компании является и главным её экспертом: клиенты хотят общаться только с ним, заставляя его ещё сильнее погружаться в оперативную деятельность в ущерб стратегическому развитию. Особенно это характерно для сферы профессиональных услуг. О том, как выстроить бизнес-процесс, чтобы разгрузить владельца с сильным личным брендом, в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказал консультант по управлению Александр Высоцкий.
Александр Высоцкий – предприниматель из Москвы, консультант по управлению, основатель компании
Visotsky Consulting и проекта
«Школа владельцев бизнеса». В сфере предпринимательства и бизнес-консалтинга работает с середины 90-х годов. Автор четырёх книг-бестселлеров по управлению бизнесом. Неоднократно становился лауреатом статусных бизнес-премий. Постоянный колумнист портала Biz360.ru.
Недавно ко мне обратился владелец небольшой юридической фирмы. В последнее время он активно развивал свой личный бренд, но этим загнал себя в ловушку. Теперь клиенты идут «на него», соглашаясь на сотрудничество, только если владелец будет вести их дела лично.
Но взять на себя такой объём работы, не прибегая к помощи сотрудников, невозможно. А клиенты, видя, что главное лицо не полностью погружается в их проблему, теряют доверие как к нему, так и ко всей фирме.
При этом владельцу хочется уже выйти из операционки и переключиться на вопросы стратегического развития компании. Давайте попробуем разобраться, как найти баланс.
На самом деле, ситуация довольно распространённая. Я как консультант по управлению тоже с ней сталкивался. Сначала я работал как одиночка с большими компаниями, но вскоре решил создать полноценный консалтинговый бизнес. Но клиенты по-прежнему хотели общаться и консультироваться только со мной. Это можно понять, ведь они всегда доверяют главному эксперту.
Если продавать только себя и свои услуги, то можно стать самым известным и востребованным специалистом в своей области. При этом заработок будет довольно большим, ведь эксперту с именем легко постоянно повышать цены, работать с более статусными клиентами. Но давайте честно, это не бизнес.
Сейчас я живу в Америке, и здесь предпринимателем считается даже парень, который собрал группу мексиканцев, нашёл грузовик в ужасном состоянии и раз в неделю приезжает к заказчикам, чтобы стричь газоны. Но у него никогда не появится второй или третий бригадир, не будет нормального маркетинга или PR. Поэтому я не считаю подобное бизнесом. Хотя это и не отменяет того, что у бригадира мексиканцев всё идёт хорошо-стабильно и он обеспечивает свою семью.
Бизнес же предусматривает воспроизводство средств производства. Это довольно простая формула. С моей точки зрения, настоящий масштабируемый бизнес – это когда мы можем воспроизводить, создавать и расширять средства производства. То есть должен быть прицел на масштабирование.
Я сам пользуюсь услугами частных юристов и консультантов. Но в моей системе ценностей это не бизнес, а качественная экспертиза, профессия, от которой можно получать много удовольствия, приносить радость и пользу людям. Но при таком положении дел нельзя масштабироваться, создав больше производственных единиц.
Первый этап: делегируем задачи
Первый вектор – это постепенность. Работа юриста – это технологический процесс. У меня есть друг, у которого я также покупал юридические услуги, когда переезжал в Америку. В его компании работают около 20 сотрудников. Он взял основной бизнес-процесс и разбил на этапы. Безусловно, есть составляющие, в которых без участия владельца не обойтись.
Например, главный эксперт юридической компании может проводить первую встречу с клиентом, определяя, можно ему помочь или нет. Если да, то помощники готовят документы, а эксперт проверяет, всё ли в порядке. Также он лично пойдёт в суд, чтобы представить интересы клиента. Но этому этапу предшествует множество другой работы: сбор данных, подготовка документов и так далее.
Нужно организовать бизнес-процесс так, чтобы владелец и главный эксперт участвовал в нём, когда без этого действительно не обойтись. Лояльность клиентов повысится, если первое лицо с сильным личным брендом будет представлять их в суде. Но 90% работы, остающейся за занавесом, можно и нужно поручить другим сотрудникам. И объяснить это клиенту.
Второй этап: вводим разную стоимость услуги
Но это пока не конечный пункт назначения. Даже перейдя в эту фазу, вы столкнётесь с тем, что времени на рутину уходит слишком много. И вопрос развития снова упрётся в потолок.
На этом этапе нужно продавать своё имя. Прокачав личный бренд, можно говорить о том, что вы успешный юрист, у которого есть команда младших партнёров – тоже крутых юристов.
Обозначить сразу клиентам, что в суды ходят они, а не вы. Или сделать такой вариант: есть «ценник А», где интересы в суде представляет младший партнёр, а главный эксперт это контролирует, и есть «ценник Б», абсолютно космический, когда главный эксперт делает всё сам. Но, по сути, клиенту второй вариант не нужен, ведь положительный исход дела определяется прежде всего качественной подготовкой, а за ней эксперт следит лично. Это тоже нужно пиарить.
Третий этап: продаём услуги компании, а не главного эксперта
В какой-то момент нужно полностью закрыть возможность купить ваше время как эксперта и продавать исключительно услуги компании. Открыто говорите о том, что ваши сотрудники – опытные специалисты, работу которых вы контролируете. При этом вы включаетесь только в сложные проекты по запросу специалиста.
Так это работает в моей компании. Например, я уже много лет не разрабатываю функциональную оргструктуру для клиентов. Но бывает, что к нам в филиал приходит клиент с уникальным и нестандартным кейсом. Тогда консультант по управлению обращается ко мне за помощью, и я лично смотрю на организующую схему, вникаю в тонкости разработки и так далее.
Выводы по статье
Сильный личный бренд владельца – это прекрасно. Но он действительно может загнать собственника в ловушку операционной деятельности. Тогда и бизнес будет нерасширяемым и немасштабируемым.
Действовать нужно в три этапа:
-
Первый этап: передача большинства функций помощникам, участие только в ключевых точках бизнес-процессах.
-
Второй этап: максимально возможное делегирование. И только так владелец с сильным личным брендом сможет полностью уйти от операционной деятельности, занявшись развитием бизнеса.
-
Третий этап: закрытие возможности покупки консультации лично с вами, включение в кейс только по просьбе своего сотрудника и без дополнительной оплаты.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».