«Просто повезло»: как добиться успеха в бизнесе – рекомендации основателя DNS Дмитрия Алексеева

Прочтёте за 3 мин.

«Превращайте свою удачу в конкурентное преимущество»

IT-инструменты, которые использует Дмитрий Алексеев

  • 1С:Бухгалтерия
  • AmoCRM
  • Zoom

В создании успешного бизнеса важную роль играют такие факторы, как перспективная идея, адекватный бизнес-план, личные качества основателя проекта, объём стартовых инвестиций и некоторые другие. Но ведущее место в этом списке должно принадлежать, на самом деле, везению и удаче, считает Дмитрий Алексеев, совладелец и президент DNS Group, один из самых богатых бизнесменов страны. На деловой конференции «АМОКОНФ-2021» он рассказал о том, как step by step его компания шла к тому, чтобы стать лидером в сегменте бытовой техники и электроники.

Досье

Дмитрий Алексеев – совладелец и президент компании  DNS Group. Родился и вырос во Владивостоке. По образованию – инженер, окончил Дальневосточный политехнический институт. В 1998 году вместе с партнёрами открыл первый магазин DNS. Сейчас DNS – игрок №1 в сегменте бытовой техники и электроники в России, у компании 2340 магазинов в 1047 городах. Дмитрий Алексеев входит рейтинг «200 самых богатых бизнесменов России».

Дмитрий Алексеев

Наш путь в бизнесе

Все знают DNS как магазины электроники и бытовой техники, но современная розничная торговля – это довольно сложный и большой бизнес. Чтобы магазины функционировали, необходимо проделать очень большую невидимую работу. Например, выстроить логистику – у нас около 40 распределительных центров, которые находятся по всей стране. Также у нас есть несколько брендов, которые возникли на основе этой «невидимости». Мы считаем себя IT-компанией, потому что используем множество алгоритмов в своей работе. Они, а не люди, определяют, какой товар и в каком магазине должен находиться, с какого распределительного склада он должен быть доставлен. 

…Я попал в бизнес в 1994 году. Мы с ребятами занимались тем, что сейчас называется «системная интеграция»: тянули сети, ставили серверы, писали софт. Это было увлекательно и приносило какие-то деньги. Но потом случился 1998 год, первый кризис в современной российской истории. Все наши корпоративные клиенты перестали думать о компьютерной технике, нужно было что-то предпринимать. Тогда уже было очевидно, что люди хотят покупать компьютеры себе домой. И как раз кризис 1998 года подстегнул нас к этому направлению – розничной продаже компьютеров. 

Мы сначала даже не догадывались, что нашими клиентами будут домашние пользователи. Рассчитывали всё-таки на небольшой бизнес, которому тоже нужны компьютеры. Но в 1998 году обычные люди хотели побыстрее избавиться от рублей, которые дешевели. И, видимо, компьютеры были для них каким-то способом инвестирования. 

К 2005 году у нас было около 15 магазинов в Приморском крае – во Владивостоке и ближайших окрестностях. В этот год произошло эпохальное для нас событие - мы открыли магазин в Хабаровске. Между Владивостоком и Хабаровском 700 км. Там нельзя было работать, просто открыв очередной филиал DNS. Нужно было создать свою логистическую систему и коммерческую структуру. И когда у нас появился магазин в Хабаровске, мы поняли, что уже без разницы, где на территории России работать. Поняли, что можем расти. 

DNS

Следующей эпохальной датой стал 2007 год, когда мы начали открывать магазины в Сибири. В создании розничной сети нет ничего сложного. Вы открываете один магазин, второй, третий и так далее. 

После Сибири мы поняли, что можем стать большой федеральной компанией. Изначально мы были компьютерной компанией: сами умели собирать компьютеры и ноутбуки. Потом мы стали цифровой компанией, потому что мир менялся и всё вокруг становилось цифровым. Стало понятно, что нет отдельного сегмента «цифровая техника», вся бытовая техника теперь является цифровой. И это – весь наш сегмент. И так мы сбоку пришли на рынок электроники и бытовой техники. 

В 2020 году мы обогнали лидера рынка – компанию «М.Видео». И для нас это было впечатляющим событием. Мы были уверены, что когда-то станем лидерами, но не подозревали, что это произойдёт так быстро. Нашей целью было не обогнать, а стать лучшим каналом поставки техники от производителя к покупателям. Но рейтинги и разные показатели – это довольно воодушевляющая история. Это очень хорошо с точки зрения менеджмента: так можно мотивировать большой коллектив. 

Ключевые факторы успеха

Наверняка, вам интересно узнать, как у нас получилось вырасти и что является нашей «фишкой» и ключевыми факторами успеха. 

Повезло 

Я практик и думаю, что история примерно такая. Мне повезло, что мой отец заведовал факультетом электроники и приборостроения во Владивостоке. Я начал программировать примерно в 6-7 классе, добравшись до компьютеров тогда, когда большинство людей их ещё даже не видели. 

Повезло, что молодость и активное время у меня и моих коллег пришлись на тот период, когда в стране были большие экономические изменения. Фактически в это время в России создавалась индустрия потребления. Если честно, то на вопрос «Можно ли сейчас создать DNS?» ответ будет – «Нет!». Нельзя просто потому, что сейчас другое время. 

Есть тысячи предпринимателей, каждый из них пытается что-то делать, но трём-четырём сильно везёт. Я знаком с большим количеством успешных предпринимателей, и нет никакой принципиальной разницы между ними и теми людьми, которым не повезло. 

Как сделать так, чтобы повезло с большей вероятностью? 

Искать удачу 

Надо понимать, что в обычной жизни повезти так, как Илье Муромцу, который лежал 33 года на печи, а потом пришли люди, дали кувшин с чем-то и он стал богатырём – не может. Чтобы повезло, надо эту удачу активно искать. 

Банальная мысль, но я скажу её вам ешё раз – под лежачий камень вода не течёт. Должна быть какая-то деятельность. Боюсь, что вариант просто читать книжки, не сработает. Нужно что-то предпринимать. 

Везение – это не волшебная палочка 

Не ждите, что повезёт раз и навсегда. Везение – это ступеньки. Вы воспользовались какой-то ситуацией, удачей. Желательно реализовать её во что-то, чтобы вам потом ещё больше повезло. Превратите свою удачу в конкурентное преимущество. 

Концентрация 

Человек – не многозадачное существо. Я не верю, что есть какие-то люди, которые могут выполнять одновременно много дел и делать их одинаково хорошо. Довольно частая история среди предпринимателей – когда люди разбрасываются. Хочется сделать и то, и это, и третье что-то начать.

DNS 

Думаю, что нужно концентрироваться на чём-то одном и вкладываться именно в это направление или проект. Когда мы после Хабаровска поняли, что наша сеть работает, к этому моменту мы пытались заниматься много чем. Но поняли, что розничные магазины - мейнстрим. Мы всё бросили и занимались только тем, что открывали новые магазины. 

Эксперименты 

Чтобы правильно оценивать ситуацию, у предпринимателя должна быть довольно достоверная картина мира. Только на её основе можно принимать правильные решения. Для верной картины миры следует иметь кругозор. 

Какую-то часть времени нужно потратить на то, чтобы мелкими экспериментами проверять гипотезы, которые могут пригодиться в бизнесе. Знания появляются только в действии, когда вы что-то делаете и получаете результат. Если к нам приходят с какими-то предложениями, и мы спрашиваем, почему именно их нужно реализовать, ответ «Почему бы и нет?» для нас является маркером. Такой ответ говорит о том, что за это не следует браться. 

Заниматься любимым делом 

Это позволяет тратить много времени на то, что вы делаете. Любимое дело позволяет находить в себе энергию, желание сделать ещё один шаг даже тогда, когда ничего не получается. Я считаю, что не бывает такого дела, в котором не повезёт, если им заниматься. Уверен, что и вам повезёт. 

Материал подготовлен на основе выступления Дмитрия Алексеева на конференции АМОКОНФ-2021. Полностью посмотреть выступление можно на этом видео: 

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

26 апреля 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов