Шить – как жить: как устроено швейное производство в небольшом городе

Прочтёте за 5 мин.

«Дефицит швей – проблема номер один для текстильных производств»

IT-инструменты, которые использует Оксана Макович

  • 1С:Бухгалтерия
  • Instagram
  • WhatsApp
  • Zoom

Оксана Макович и её муж Сергей – предприниматели с многолетним стажем: ещё в 90-е они занимались торговлей обувью и другими товарами. Ездили по деревням – заметили, что во многих хозяйствах есть потребность в рабочей одежде. И стали её шить. Сначала на сторонних производствах, потом открыли собственный пошив. Сейчас их компания Makovish обеспечивает спецодеждой сотни заказчиков со всех концов страны. О том, как развивать швейный бизнес в небольшом городе, Оксана Макович рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Оксана Макович – предприниматель из Черногорска (Республика Хакасия), основатель компании  Makovich. Окончила абаканский филиал Московского торгового техникума по специальности «товаровед продтоваров» и Хакасский технический институт по специальности «инженер-экономист». Работала сфере торговли. В 2002 году вместе с мужем приобрела часть швейной фабрики и запустила бизнес по пошиву спец- и рабочей одежды.

Оксана Макович

Как всё начиналось

Мы с мужем – предприниматели со стажем: ещё в 90-е у нас были обувные магазины, но тогда продавать за деньги товары лёгкой промышленности было трудно, в основном работал натуральный товарообмен.

Мы ездили со своими товарами по деревням и видели, что колхозы и крестьянские хозяйства испытывали большую потребность в рабочей одежде и обуви – именно на это они меняли свою продукцию. Поэтому мы решили заняться пошивом рабочей одежды – сначала размещали заказы на стороне, но потом поняли, что производить самим всё-таки проще, чем всё время договариваться о ценах и зависеть от поставщиков, которые часто подводили.

В этот момент в Черногорске как раз продавалась обанкротившаяся швейная фабрика, и мы приобрели её часть: отдельно стоящее здание – закройно-подготовительный цех площадью 600 квадратных метров.

Makovich

Начинали мы с рабочей одежды, её заказывали большие и маленькие предприятия нашего города. Потом в ассортименте появилось постельное бельё, медицинская и другая спецодежда, потом трикотаж, потом одежда для спортсменов и танцоров. Затем мы начали обслуживать и бюджетную сферу – детские сады, школы, больницы Юга Красноярского края, Тувы.

Поначалу работали и с госзакупками, но позже, когда госпредприятия, особенно швейные фабрики Иваново, стали опускать цены, это уже стало невыгодно. Сейчас наш бизнес работает в основном по модели B2B, но и для населения мы тоже делаем и продаём продукцию в розницу – при фабрике у нас есть свой магазин.

Дело техники

Когда заказов на спортивную форму и одежду для танцев стало много, возникла необходимость в ярких принтах. Это делает изделия более интересными, а следовательно, расширяет круг покупателей. Сейчас время такое – все экономят, в пандемию многие предприятия вообще остановились или сокращаются, а мы с мужем решили наоборот – «разориться» на два принтера: для прямой и сублимационной печати на ткани.   

Makovich

Сначала приобрели станок для сублимационной печати. Подтолкнул нас к этому случай. В позапрошлом году один известный предприниматель и наш постоянный клиент (для его пищевого производства мы шьём рабочую одежду) заказал у нас спортивную форму для своей футбольной команды. Сам разработал крутой дизайн и попросил нас найти исполнителя. Мы нашли, но, когда получили готовый товар, просто ужаснулись – качество никуда не годилось, стыдно было это даже показать нашему клиенту.

Мы подсчитали, что если иметь хотя бы 20 подобных заказов в год, то можно быстро отбить цену принтера сублимационной печати. По наводке новосибирской компании «Высокие технологии печати» мы выбрали Epson SureColor 6300, шириной 108 см. Купили его – и быстро передали заказ. Теперь он работает у нас практически без остановки, в основном «трудится» для спортивных и танцевальных команд Черногорска, Минусинска, Абакана.

Но не только, есть заказы и от госкорпораций. Недавно, например, отшили большой заказ для одной из них: принтованные тёплые жилеты, футболки, толстовки: компания планирует развивать туризм при своих объектах и будет продавать эти товары в сувенирных магазинах. 

Epson

А принтер прямой печати мы приобрели на грант уже в 2020 году. Как мы его получили? Мой муж Сергей участвовал в конкурсе социальных предпринимателей и выиграл грант на создание рабочих мест для социально незащищённых людей. Мы взяли на работу предпенсионеров, пенсионеров и инвалидов – и получили грант в 1,5 млн. рублей, чтобы купить технику, которая позволит организовать рабочие места для них.

На эти деньги и приобрели принтер прямой печати на ткани, причем также Epson – модель SureColor SC-F2100. Купили у тех же дилеров, так как с другим принтером новосибирской сборки мы уже имели печальный опыт «борьбы» в течение четырёх лет: очень дорогая печатная головка (а это часто меняемый расходник), ну и политика дилера вообще «ни в какие ворота» – нет бесплатных инструкций по обслуживанию, каждый «чих» – за деньги. «Высокие технологии печати» ведут себя совсем иначе: всё дистанционно нам объяснили, обучали бесплатно, в общем, мы довольно быстро научились работать на новой технике.

Epson

Приобрели также и термопресс белорусской компании «ТОР» форматом 1х1,5 м. Теперь копим на каландр – он позволит печатать бóльшие форматы. Думаем и о покупке широкоформатного сублимационного принтера.

Кадры: вырастим, научим, наградим

Черногорск – это моногород, здесь корпорация СУЭК добывает уголь – это 86% удельного веса в общем объёме производства города. И, казалось бы, люди должны прилично зарабатывать, а город процветать. Но, увы… Добывают-то они здесь, а зарегистрированы все их предприятия в Москве, следовательно, и налоги все уходят в столицу, поэтому город очень небогатый.

Такая картина – не редкость по стране, поэтому для моногородов с «наиболее сложным социально-экономическим положением» есть специальные правительственные программы, и Черногорск в них участвует. Мы хотим воспользоваться возможностями, которые предоставляют эти программы, и взять льготный кредит под 0% для строительства нового здания – нам нужно расширяться.

Когда мы только начинали, у нас работало три швеи. Сегодня в нашей команде 35 человек: один бухгалтер, два менеджера, три сотрудника в отделе дизайна и три девушки, работающие на принтерах – остальные трудятся в швейном цехе. Когда выполняли госконтракты, бывало, что работало и по 50 швей. Предприятие растёт, нужны новые «стены». Но и новые швеи-специалисты, с которыми в регионах (а, говорят, и в Москве) просто беда-беда.

Makovich

Дефицит швей в стране – проблема номер один для текстильных производств. Почему так получается, ведь полно техникумов, которые готовят девушек по этой специальности? Статус профессии очень понизился, даже на тех предприятиях, где хорошо платят. У нас зарплата швеи в два раза выше, чем в среднем по городу. Но девушки идут учиться в техникум после школы, просто чтобы как-то отбыть время до замужества. Выходят замуж, рожают ребёнка-двух, и потом только вспоминают про полученную специальность.

Это я знаю по своему опыту: я председатель экзаменационной комиссии в Черногорском механико-технологическом техникуме, где обучают, в том числе, на швей, портных, конструкторов-технологов одежды. Все они проходят практику на нашем предприятии, некоторые приходят работать после обучения.

Несмотря на то, что Госдума в конце 2019 года приняла «гениальный» закон о запрещении проводить практику для студентов на частных предприятиях, нам удалось изменить это в масштабе республики. Так как я состою в Ассоциации работников лёгкой промышленности Хакасии, меня приглашают на заседания правительства республики по вопросам этой отрасли, где я и подняла этот вопрос. Республиканское правительство приняло закон в нашу пользу. 

Makovich

Но этого мало, очень не хватает профориентационной работы в школах. Если директор хороший – он проводит экскурсии на местные производства. Когда дети приходят к нам, им страшно нравится, потому что они даже и не знают, что есть такие профессии, такое интересное оборудование (а у нас есть ещё и вышивка, и флекс). На уроках труда теперь почти ничему не учат, соотношение уроков готовки и шитья – 4 к 1.

А из семьи что они могут взять? Их мамы выросли в 90-е, когда у всех девочек была мечта выйти замуж за богатого, нормальных учителей труда не было – тех, которые прививали бы девочкам любовь к рукоделию. Это ведь важно ещё и потому, что от тренировки мелкой моторики и мозги лучше работают. Выросшие школьницы 90-х теперь хвастаются тем, что не могут нитку в иголку вдеть, и дети их ничего не умеют.

От Черногорска до Америки

Меня часто спрашивают: как вы раскрутились без сайта и без соцсетей? Очень просто: сарафанное радио – лучшая реклама. Например, мы одели команду чирлидинга, они один раз съездили на сборы, где все увидели их в наших костюмах, и все увидевшие – наши новые клиенты.

Или: приходит к нам тренер, у которого 300 детей, у них каждый месяц соревнования по танцам, на каждое соревнование нужно хотя бы один новый элемент в одежде. У другого тренера 12 детей, у третьего – 150. А таких тренеров-клиентов у нас примерно 25 человек. Одна из них уехала в США, создала там танцевальный коллектив, и мы шили для него национальные костюмы несколько раз и отсылали туда. Так что, продукция наша сама себя рекламирует.

Makovich

Профессиональную одежду – для медиков, для персонала салонов красоты, ресторанов, кафе, парикмахерских, также текстиль для этих предприятий – у нас заказывает весь Красноярский край. В магазине при нашей фабрике продаются текстильные товары для населения, там же покупают форму и сотрудники бюджетных медицинских учреждений.

На днях обратился к нам один детский сад: каждой группе сшили свои принтованные покрывала, в соответствии с названием – «дельфинчики», «зайчики» и т.д. Все детские сады в нашем городе заказывают текстиль у нас, так что детский ассортимент тоже имеется.

В целом продукция делится так: 40% – медицинская одежда (без печати), 30% – рабочая одежда (также без печати – камуфлированная, для работы в тайге, для сварщиков и т.д.), и 30% – спорт и танцы (здесь как раз всё в основном принтованное, иногда вышитое, иногда ещё и флекс).

Makovich

На маркетплейс мы отгружаем товар (профессиональную одежду) каждый день, работаем по формату отгрузки со склада Wildberries, а не со склада поставщика. Через маркетплейс уже поставляем товар в Белоруссию и Казахстан. Планируем поставлять во все страны СНГ, а потом – в Европу и Азию. 

Каждой жене – по швейной машинке

От чего зависит швейный бизнес? От того, насколько правильно вы определите свою целевую аудиторию (мы исходили из спроса). И от демографии – в малых и средних городах надо как-то занять женщин, чьи мужья работают. Раньше в таких городах всегда были швейные фабрики. Сейчас тоже где-то есть, просто они стали маленькими предприятиями.

Ну и от смекалки. Бумагу для сублимационной печати мы покупаем у тех же «Высоких технологий печати», а для полномерных лекал на бумажном носителе берём отходы типографии «Журналист» в Абакане – остатки рулонов бумаги для газет.

От соцсетей пока не зависим, Instagram вести не успеваем, сайт только запустили и он в стадии заполнения. Так что пишите, если что, на prtet@mail.ru.

Makovich

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebookаккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».

02 декабря 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов