Маркетплейсы для многих предпринимателей становятся эффективным, а зачастую и единственным каналом продаж. Однако в России деятельность маркетплейсов не регулируется в полном объёме. Законы, касающиеся этих площадок, начали появляться только в последнее время, и пока их механизмы несовершенны. О каких подводных камнях следует помнить предпринимателям перед выходом на онлайн-площадки и как защитить себя от основных рисков, порталу Biz360.ru рассказала Виктория Меллит, юрист, адвокат селлеров маркетплейсов.
Виктория Меллит – юрист, оказывающий правовую помощь селлерам маркетплейсов. Окончила Уфимский юридический институт. Опыт в юриспруденции более 15 лет. Много лет работала в госучреждениях, возглавляла юридическое подразделение одной из федеральных служб. В 2021 году начала вести частную практику. Специализация – защита авторских прав. Является одним из авторов закона о регулировании деятельности маркетплейсов, который был внесён в Госдуму в 2023 году. Выиграла у маркетплейсов для своих клиентов более 50 дел.
После пандемии коронавируса количество предпринимателей, работающих с маркетплейсами, значительно увеличилось и продолжает расти. Бизнес привлекает два основных фактора:
-
нужная целевая аудитория, и довольна большая, представлена в одном вместе;
-
необязательно иметь свои склады и офисы для онлайн-торговли.
Объём продаж интернет-торговли в России в первом полугодии 2023 года составил 2,7 трлн. рублей, это на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля покупок у российских компаний в этой сумме – 97,2%.
Естественно, что в таких условиях желание выйти на маркетплейс есть у многих предпринимателей. Однако у электронных площадок есть свои особенности, к которым следует подготовиться. В противном случае предпринимателю грозят штрафы, судебные издержки и убытки. Расскажу о наиболее важных скрытых рисках.
Будьте готовы к большому количеству посредников. Курьеры, логисты, пункты выдачи заказов, склады и т.д. Зачастую в таких условиях отсутствует какое-либо документальное подтверждение передачи товара между звеньями.
Отсутствие прозрачности между всеми этапами часто приводит к потерям или порче товара. Всё это – прямые убытки для бизнеса.
С первого дня работы с площадкой будьте готовы к подобным неприятным инцидентам. Собирайте доказательства того, что вы передали товар надлежащего качества и в заявленном объёме маркетплейсу. Документальные и фотоподтверждения могут помочь в спорных ситуациях.
Копирование чужих фотографий и использование чужого товарного знака – нарушения, которые чреваты судебными тяжбами и выплатой компенсации до 5 млн. рублей.
Один из самых громких примеров – художник Никас Сафронов подал иск к Wildberries на 10 млрд. рублей за несанкционированную продажу товаров с его рисунками и логотипом. Продавец предлагал покупателям площадки наборы для вышивания и пакеты с логотипом художника, а также картину «Никас», на которой запечатлён Сафронов. В иске художника говорится, что он уведомил маркетплейс о контрафактном товаре, но тот не удалил карточки и позволил продавцу продолжать зарабатывать. Иск подан в суд в апреле 2023 года, дело находится в стадии производства.
Кроме того, правообладатель может обратиться в суд с иском к поставщику. Маркетплейс в таком случае блокирует продажи товара, который был поставлен на склад площадки. А поставщику приходится оформлять возврат, дополнительно оплачивая его.
Пользуясь принципом свободы договора, маркетплейсы в одностороннем порядке вводят новые штрафы, тем самым изменяя договор. Некоторые маркетплейсы этим злоупотребляют и накладывают несоразмерные штрафы, не предоставляя возможность их оспаривания. Кроме того, часто площадки не предоставляют никаких доказательств нарушения условий договора поставщиками.
Например, не так давно Wildberries ввёл штрафы за «самовыкупы» (использование механик искусственного завышения рейтинга). Эти штрафы могут достигать от одной до нескольких тысяч рублей, плюс поставщика лишают скидки постоянного покупателя (скидка покупателю за счёт Wildberries). При запросе доказательств подтверждающих такие нарушения и обоснованность штрафов, техподдержка маркетплейса отвечает, что это внутренняя информация, которая не разглашается. И штраф приходится оплачивать для продолжения работы на площадке.
-
Уберите все чужие фотографии из своих карточек и сайтов. Даже если использовали изображения из открытых источников, это всё равно нарушение прав на интеллектуальную собственность. В карточках товара допустимо использовать только снимки, сделанные вами или по заказу для вас. Уберите из описания все товарные знаки/бренды, которые вам не принадлежат. Не продавайте контрафакт под видом оригинального бренда.
-
Перед тем как использовать слово или логотип в качестве названия/бренда, проведите хотя бы предварительный поиск по бесплатным базам товарных знаков. Если это слово или название является чьим-то товарным знаком, вы не можете его использовать. Если планируете развивать свой бизнес, то обязательно зарегистрируйте своё обозначение/логотип. Так вы обезопасите себя от подделок и использования вашего названия другими предпринимателями.
-
Проводите фото-видеофиксацию передачи товара маркетплейсу, сохраняйте накладные от транспортных компаний, скачивайте и храните все документы (договоры, акты, отчёты и т.д.) в надёжном месте. Делайте скриншоты всего экрана ноутбука, чтобы были видны ссылка на сайт, дата и время изготовления скриншота, данные о том, кому принадлежит личный кабинет.
-
Подавайте возражения на штрафы. Видите сумму, с которой не согласны, сразу пишите возражение в техподдержку маркетплейса. Используйте шаблон для такого рода обращений: отчёт, дата, не согласен со штрафом плюс ваши доводы, почему с вас не может быть взыскана эта сумма. Если в течение семи дней от вас не поступает возражений – значит, вы со всем согласны.
-
Проверяйте личный кабинет хотя бы раз в две недели, даже если больше ничего не продаёте. Иначе – смотрите пункт выше.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».