Многие люди считают, что жертвой буллинга (травли и преследования) могут стать ребёнок или подросток, но точно не взрослый человек, да ещё и на рабочем месте. К сожалению, это ошибочное мнение, и с агрессией в свой адрес на работе нередко сталкиваются как рядовые сотрудники, так и менеджмент. О том, как предпринимателям и руководителям распознать буллинг в коллективе и как на него реагировать, порталу Biz360.ru рассказала основатель кадрового агентства Hurma Recruitment Екатерина Стародубцева-Калачёва.
Екатерина Стародубцева-Калачёва – карьерный консультант и основатель кадрового агентства Hurma Recruitment. В качестве HR открывала московскую сеть «Две палочки», руководила кадровым департаментом сети баров «Дорогая, я перезвоню…», работала с Costa Coffee, TGI Friday’s, «Планета суши», Mistral Hotel&SPA и другими известными компаниями. Созданное ею агентство закрывает сотни топ-позиций в сфере HoReCa и проводит рекрутинговые кампании в Великобритании, Турции, Дубае, Германии, Франции. Екатерина является спикером, коучем и соавтором мастермайндов «8 пятниц». Автор четырёх книг и организатор обучающих курсов для HR-специалистов.
Буллинг на работе – это, по сути, травля и выдавливание сотрудника из команды с помощью психологического или даже физического воздействия. Буллить может как один коллега, так и целая группа людей.
Сама по себе травля может быть скрытой или явной, а также направленной на коллег, подчинённых или топ-менеджера. Чтобы вовремя обнаружить такую проблему и начать с ней борьбу, необходимо научиться распознавать симптомы буллинга. Они следующие:
-
Сплетни. В коллективе обсуждают одного или нескольких человек за их спиной, распространяют о нём/них слухи, клевещут.
-
Необоснованная критика. Сотрудники дают необоснованную негативную обратную связь одному из коллег, позволяют себе едкие замечания о его внешнем виде и личных качествах.
-
Запугивание. Сотруднику пытаются внушить страх перед чем-либо или даже открыто угрожают.
-
Агрессия. Чаще вербальная в виде крика или мата, но может быть и невербальной –проявляться в намеренно грубых действиях. Например, когда чашку кофе или папку с рабочего стола сотрудника специально задевают, чтобы доставить неудобства.
-
Изоляция. Сотрудники явно игнорируют одного коллегу по любым вопросам, включая и рабочие, избегают его компании, не зовут на обед, не здороваются, не откликаются на обращения и т.д.
Многое из этого может показаться в какой-то степени невинным или случайным. Но если подобные нападки случаются систематически, то это точно повод задуматься о том, что происходит внутри коллектива.
Многие взрослые, хотя и давно выросли, всё ещё не успели разобраться в своих детских травмах и продолжают самоутверждаться за счёт других. Прямо как в школьных коридорах на переменах. Всё дело, конечно, в их собственной неуверенности, из-за которой они нападают на вполне конкретные категории людей:
-
Успешные и талантливые сотрудники. Здесь всё просто: креативный и умный коллега, который добивается своих целей и преуспевает в работе, вызывает зависть. Цель буллера в таком случае – попытаться унизить успешного коллегу, принизить его достоинства и привлечь внимание к себе;
-
Неконфликтные сотрудники. Есть люди, которым сложно за себя постоять даже в конфликтной ситуации. И они – идеальная мишень, которая не даст отпор и вряд ли пожалуется начальству, даже если ситуация выйдет за рамки разумного;
-
Сотрудников другого возраста/пола, люди с яркой внешностью. Рыжие волосы, пенсионный возраст, большие очки, низкий рост… Любая характеристика, отличающая сотрудника от большинства членов коллектива, может стать поводом для травли.
К сожалению, никто не застрахован от буллинга на работе. Чьи-то знания, успехи, доброжелательность или даже крошечная родинка на лице, которая лишь придаёт шарма, – всё это поводы для неуверенного в себе человека, чтобы начать травить своего коллегу.
Сотрудник, который не может дать отпор, часто страдает от синдрома самозванца, хронического стресса, общей физической слабости и утомляемости на работе. Для некоторых буллинг оборачивается хуже, приводя к расстройству пищевого поведения, а может и вовсе – к депрессии.
Руководитель играет важнейшую роль в профилактике и предотвращении нападок в команде. Если речь идёт о компании малого бизнеса, где небольшой штат, атмосфера в коллективе – зона ответственности предпринимателя. Поэтому следует начать с себя и в первую очередь проанализировать свой метод управления и общения с подчинёнными. Корень проблемы часто кроется именно здесь.
Даже если сейчас в команде всё отлично, это не значит, что не следует заниматься профилактикой буллинга. Нужно разработать комплексную политику в отношении травли и зафиксировать её в локально-нормативных актах. Важно, чтобы правила распространялись на всех, включая высшее руководство.
В предотвращении буллинга и борьбе с ним очень важная доверительная атмосфера. Руководителю следует больше общаться с сотрудниками, проводить разговоры один на один, если беспокоит что-то конкретное, устраивать анкетирования, собирать обратную связь. Так, если случится конфликтная ситуация, сотрудники точно введут его в курс дела, чтобы вовремя всё нивелировать.
Если же факт травли уже случился, следует собрать все имеющиеся факты и тщательно подойти к беседе с буллером. Кардинально повлиять на поведение этого сотрудника и наставить его на путь истинный вряд ли удастся, поэтому нужно разработать несколько вариантов решения проблемы.
Можно дать обидчику время, чтобы изменить поведение, или, например, предложить ему другую позицию в компании, где почти не будет контакта с другими людьми/теми, на кого он агрессирует.
В случае, если обидчик продолжает стоять на своём, возможно, стоит предложить ему увольнение. Вдруг его агрессия связана с недовольством от работы как таковой? А если он своим поведением уже нарушает внутренние уставы и подрывает репутацию компании, то можно вполне законно с ним попрощаться.
-
Фиксировать всё, что связано с буллингом. Порой нам трудно вспомнить конкретные случаи, когда мы подвергались травле, и построить на них свою аргументацию против обидчика. Поэтому важно вести записи о конфликтных ситуациях. Как только она произошла, нужно записать дату, участников, действия или слова буллера. Ещё лучше, если удастся, например, сделать скриншот переписки или найти свидетеля, который мог бы при необходимости подтвердить произошедшее.
-
Проверить, есть ли в компании политика борьбы с травлей. Если существует официальный регламент, то из него сразу станет понятно, к кому и когда следует обращаться.
-
Обратиться к руководителю или HR-менеджеру. Решение конфликтов и создание здоровой атмосферы в команде – часть их работы. Следует прийти к ним со своими переживаниями и записями, чтобы проинформировать о происходящем и попросить о помощи.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».