Рубрики:

Стартап, внимание, марш! Как разработать и запустить проект в новой нише

Прочтёте за 5 мин.

Пошаговый алгоритм от Семёна Полозова

IT-инструменты, которые использует Семён Полозов

  • Trello
  • Slack
  • Versal

Запуск нового проекта – это всегда определённый риск. А если вы ещё и делаете это в незнакомой нише – то риск удваивается. В условиях глобальной конкуренции и стремительно меняющейся бизнес-среды целесообразно иметь чёткий алгоритм действий по реализации проекта. О том, как разработать и запустить проект в новой нише, порталу Biz360.ru рассказал Семён Полозов, основатель студий разработки Bladestorm и Dreamfrost.

Досье

Семён Полозов – основатель, руководитель и технический директор студий мобильной разработки Bladestorm и Dreamfrost. Опыт работы в IT-индустрии – свыше 11 лет. Студии Семёна Полозова специализируются на создании игр для для платформ Android и iOS.

Семён Полозов

Запуск проекта в неизвестной нише может существенно расширить возможности бизнеса и повысить его конкурентоспособность. Поэтому действуем по шагам. 

Шаг первый: формулируем идею

Идея – это концептуальная основа, на которой строится проект. Она определяет цели и задачи, служит источником вдохновения и направляет усилия команды. Идея должна быть не только оригинальной, но и жизнеспособной – для этого нужно учитывать потребности целевой аудитории и рыночные условия. 

Идеи нового проекта могут возникнуть на фоне того, чего не хватает вам как обычному пользователю, при неформальном общении с целевой аудиторией или даже при чтении книг. Здесь может сыграть роль насмотренность: долгое время взаимодействуя с одной нишей, вы начинаете детально замечать потребности аудитории и проблемы, которые можно решить. 

Разберём пример. Я работал в найме в индустрии, связанной с компьютерной игрой Counter-Strike, и был активным пользователем: видел, как работают скины (виртуальные предметы в игре), знал, кто их покупает и продаёт. Устроившись на новую работу и познакомившись с фанатами Counter-Strike, я заметил, что многие игроки не могут позволить себе скины. Но запрос на них был игроки просили посмотреть или подарить скины. Соответственно, у людей было желание играть, но не было денег для покупки виртуальных предметов. Так у меня родилась идея проекта, где игроки, просматривая рекламу, могут бесплатно получать скины и другие предметы. Пользователи получали долгожданные предметы, а проект деньги от рекламодателей. 

Шаг второй: изучаем проекты конкурентов

Такое исследование не только даст представление о конкурентах, но и позволит узнать, какие подходы и технологии уже используются для решения аналогичных проблем. Анализируя другие проекты, обращайте внимание на следующие аспекты: 

  • Локация проекта. Возможно, в каких-то регионах конкуренция минимальна, что откроет вам дополнительные возможности.

  • Ключевые показатели. Важно собрать максимальное количество продуктовых и маркетинговых метрик конкурентов, чтобы понимать бенчмаркинги при запуске своего проекта. Это поможет определить ваши ориентиры для дальнейшей работы. Например, обратите внимание на показатели конверсий, стоимость целевых действий, метрики LTV, ARPU/ARPPU, Retention. Также важно учитывать динамику изменений этих показателей, чтобы понимать, что привлекает внимание клиентов.

  • Преимущества и недостатки. Выявите сильные и слабые стороны существующих проектов. Какие функции пользователи ценят больше всего? Что, наоборот, вызывает у них недовольство? Этот анализ позволит понять, какие элементы можно улучшить в вашем продукте, чтобы сделать его конкурентоспособным. Например, если у продукта конкурентов много функций, но сложный интерфейс, то вы можете предложить пользователям подобное решение с более интуитивно понятным интерфейсом. 

На основе собранных данных и проведённого анализа вы сможете сформировать уникальное торговое предложение для своего проекта. Главная цель – предложить рынку решение, которое не копирует существующие продукты, а предлагает уникальный опционал и сможет обратить внимание клиентов конкурентов на ваш продукт. Оно должно быть достаточно сильным, потому что пользователи с неохотой отказываются от привычных продуктов. 

Шаг третий: проводим серию интервью с целевой аудиторией

Ключевой этап при запуске проекта – общение с ЦА в формате глубинного интервью. Сначала выберите наиболее популярные для вашей аудитории каналы взаимодействия. Например, один из самых распространённых способов связаться с ЦА – использование соцсетей. Благодаря широкому охвату и возможностям таргетинга, социальные сети позволяют точечно нацелиться на конкретные сегменты аудитории. 

Для привлечения респондентов из ЦА нужно создать формы, с помощью которых заинтересованные пользователи запишутся на интервью. На интервью уточните частоту возникновения проблемы и методы для решения, которые использует аудитория. Сопоставьте ответы с выявленными ранее продуктами конкурентов. На основе анализа ответов можно будет разработать план улучшений продукта. 

Шаг четвёртый: формируем поэтапный план работ

Разберём этот шаг на примере запуска мобильного приложения или сервиса. Чтобы выстроить бизнес-процессы, для стартапа будет достаточно экосистемы Google и мессенджеров. Когда команда станет разрастаться, можно добавить Slack для коммуникации и Trello для трекинга задач. 

Запустить успешный проект можно и одному или вдвоём с партнёром. Например, в нашем случае партнёр отвечал за разработку мобильного приложения, а я выполнял операционную работу: поиск дизайнеров и партнёров, построение логики приложения, тестирование, запуск рекламы, финансовые задачи. Разобраться в процессах можно с помощью информации из интернета. 

Но если вы хотите большей уверенности, то можно на старте проекта набрать команду, и уже потом реализовывать идею. Но так вы потратите время (и деньги) на поиск сотрудников и запуститесь позже. 

На первом этапе разработки нужно составить ТЗ с задачами, которые должен выполнить дизайнер: в нём подробно описываются функциональные элементы интерфейса и их взаимодействие. Дизайнер создаёт по ТЗ кликабельный прототип (например, на платформе Figma) – он отражает пользовательский путь и функции продукта. 

Затем нужно провести второй раунд интервью с пользователями из той же целевой аудитории. Пусть пользователи протестируют прототип, выполняя действия в нём. Во время этого этапа проводится анализ их эмоций и поведения. На основе обратной связи в продукт вносятся корректировки и создаётся дизайн. 

Для тестирования или разработки сайта я рекомендую программу Versal. Её можно использовать и для закрытого тестирования, сделав стэйджинг – тестовую версию проекта. После проверок командой продукт можно отправлять для реализации на продакшн. 

Шаг пятый: разрабатываем первичную модель юнит-экономики проекта

Этот этап позволяет оценить финансовую эффективность продукта. Для построения модели можно использовать программу Excel, которая позволяет структурировать и анализировать данные в наглядной табличной форме. 

Можно разделить работу на три шага: 

  • Создать модель. Для этого, например, можно использовать этот шаблон – и отредактировать его под свой проект.

  • Найти данные для метрик. Я начинаю с Google, потом спрашиваю ChatGPT, затем обращаюсь к людям в LinkedIn или в других соцсетях. Именно так я обычно получаю 80-90% примерных показателей будущего проекта. Можно использовать данные из ваших прошлых проектов, при условии, что они будут релевантны для нового проекта.

  • Внести данные в таблицу (модель). Можно разбить прогноз на три варианта – реалистичный, оптимистичный и пессимистичный, а также добавить сегментацию по каналам маркетинга или странам. Так мы сужаем область неопределённости, и это поможет с определением целевого гео в будущем. 

Цель данного этапа – собрать максимальную информацию для расчёта показателей окупаемости. На основе этих данных определяются ключевые метрики продукта: средняя стоимость привлечения клиента (CAC), пожизненная ценность клиента (LTV), маржинальность продукта и ряд других. Они показывают, как и когда проект достигнет окупаемости и к каким показателям нужно стремиться для роста и масштабирования. 

Если в итоге мы увидим профит и положительную экономику – можем двигаться дальше, а показатели заложить в KPI для запуска MVP (минимально жизнеспособного продукта). Если модель получилась отрицательной, нужно подумать, как это исправить. 

Шаг шестой: определяем ключевые показатели эффективности (KPI) на различных этапах развития продукта

KPI – это количественные метрики, которые позволяют оценить, насколько продукт достигает запланированных целей и соответствует ли рыночным требованиям. 

На этапе MVP внимание уделяется минимальным критериям успеха: конверсия первых пользователей в ключевые действия на сайте, ARPU/ARPPU и Retention. Эти метрики определяют жизнеспособность концепции и помогают принять решение о её дальнейшем развитии. 

С ростом и масштабированием продукта KPI становятся более сложными, включая такие метрики, как стоимость привлечения клиента (CAC), пожизненная ценность клиента (LTV), возврат инвестиций (ROI), операционная прибыльность и доля рынка. Эти показатели помогают оценивать способность продукта масштабироваться и оставаться прибыльным. 

На каждом этапе развития продукта разрабатывается свой набор KPI с целевыми значениями. Это позволяет контролировать эффективность и своевременно корректировать стратегию для успешного развития. 

Шаг седьмой: оцениваем бюджет на разработку, запуск и масштабирование проекта

Этот процесс включает в себя детальный анализ затрат на каждом этапе жизненного цикла продукта, а также прогнозирование финансовых рисков и потребностей. 

На этапе разработки бюджета учитываются затраты на создание минимально жизнеспособного продукта (MVP), включая расходы на проектирование, программирование, тестирование и маркетинговую подготовку. Далее оцениваются затраты на запуск, которые могут включать расходы на продвижение, привлечение первых пользователей, инфраструктуру и поддержку. Важно учитывать возможность отклонений от запланированных показателей. 

На этапе масштабирования проект требует значительных финансовых вложений для расширения команды, увеличения производственных мощностей, масштабирования маркетинговых кампаний и обеспечения устойчивости процессов. 

Финансовый анализ также включает оценку имеющихся ресурсов. Если существующий капитал оказывается недостаточным для всех наших задач, возникает необходимость привлечения инвестиций. Это может быть венчурное финансирование, кредиты или что-то другое. Оценка проводится с учётом рисков и потенциальной отдачи. 

Если проект находится на начальной стадии, деньги привлечь крайне сложно. Также важно понимать, что российским проектам помогут только инвесторы из России и дружественных стран. 

Деньги на первый проект стоит привлекать от максимально приближённых людей. В кругах западных предпринимателей есть термин Triple F – family, friends and fools (семья, друзья и дураки). Как правило, стартаперы начинают именно с них. Далее всё будет зависеть от умения продать продукт, представить команду и идею. 

Также можно обратить внимание на акселераторы – организации, которые отбирают перспективные команды и проекты для прохождения своей образовательной программы и небольшого финансирования. Часто акселераторы организовывают pitch-day, куда может прийти любой стартапер и куда приглашают инвесторов, которые могут заинтересоваться проектом. Но даже если вы не найдёте финансирования, сможете познакомиться с конкурентами и понять требования инвесторов. 

Когда первые деньги привлечены и появилась первая команда, можно начинать ходить по фондам, устраивать питчи, и продавать продукт. 

Выводы

Такой алгоритм запуска проекта в новой нише минимизирует риски и повышает вероятность успеха на ранних стадиях. Каждый этап опирается на данные и валидацию гипотез через прямое взаимодействие с рынком. Формирование юнит-экономики, определение ключевых показателей эффективности (KPI) и оценка финансовых ресурсов обеспечивают контроль над развитием продукта. 

Такой подход позволяет эффективно использовать ресурсы, избегать избыточных затрат и оперативно корректировать стратегию на основе обратной связи пользователей и экономических показателей, а также привлекать инвестиции на этапах масштабирования. 

Для получения дохода от продукта главное – это желание, время и минимальные компетенции. Если мы говорим о мобильном приложении или сайте, важно, чтобы основатель или его партнёр сам был разработчиком. Либо вы можете изучить нейросети – они смогут написать простой код и собрать его в простом конструкторе. 

Для развития можно изучать аккаунты экспертов в соцсетях, различные гайды, видео и прочее. А когда проект станет развиваться, то нужно отобрать достойных сотрудников. Выполняя эти действия, вы повысите вероятность успеха.

Семён Полозов

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

26 ноября 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов