Многие предприниматели постоянно находятся в состоянии стресса. Проверки контролирующих органов, происки конкурентов, «косяки» сотрудников – всё заставляет собственника бизнеса нервничать и переживать. Если вовремя включать защитные механизмы, то стресс может стать союзником предпринимателя, уверена психолог и бизнес-коуч Елена Стасевич. О том, как эффективно противостоять стрессу и извлекать из него пользу для своего дела, Елена Стасевич рассказала в своей авторской колонке.
Елена Стасевич, 33 года, совладелица и генеральный директор компании «Эксклюзив Тренинг-инвест». Получила образование психолога, окончила магистратуру и адъюнктуру. Служила психологом в спецслужбах, является сертифицированным коучем и специалистом-полиграфологом. В 2015 году вместе с супругом Игорем Ковалёвым, тоже психологом, создали в Москве компанию «Экслюзив Тренинг-инвест», которая оказывает услуги по проведению корпоративных тренингов, коучингу, разработке и внедрению автоматизированных систем оценки персонала, сопровождению деловых переговоров.
Стресс хороший и стресс плохой
Стресс - обычное и часто встречающееся явление в жизни предпринимателя. Путь развития и становления своего бизнеса, словно дорога-серпантин, наполнен препятствиями, ошибками и страхами. Они не только мешают добиться успеха, но и помогают удержаться на самой вершине и получить удовлетворение.
Слово «стресс», так же как «успех» и «разочарование», имеет различное значение для каждого конкретного человека. Вообще, стресс – это внутреннее напряжённое состояние, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Стресс может быть кратковременным (острым) и долговременным (хроническим).
При кратковременном стрессе, как, например, в спорте или в романтическом приключении, организм имеет достаточно времени для восстановления. Поэтому проблем с самочувствием обычно не возникает. Это «хороший» стресс, который можно контролировать и который даёт возможность стать сильнее в бизнесе.
Если стресс долговременный и не поддаётся контролю, то организм не успевает отдохнуть, восстановиться, и последствия такого «плохого» стресса сразу сказываются на предпринимателе. Смещается дедлайн в задачах, возникает чувство опустошённости - «всё одно и тоже», снижается концентрация внимания, возникают конфликты в команде.
Как следствие - появляется чрезмерная подозрительность и недоверие, включаются защитные механизмы, например, перекладывание ответственности на других. При хроническом стрессе у предпринимателя появляются негативные внутренние установки: «ничего не получится», «я всё для них, а их не устраивает», «неблагодарные, столько энергии на них трачу». И что особенно опасно для бизнеса, у предпринимателя снижается чувство собственной уникальности и компетентности, исчезает готовность к обдуманному риску.
Каждый предприниматель обладает своим уровнем стрессоустойчивости и индивидуально реагирует на неожиданные ситуации в бизнесе. Один – мобилизуется и сразу готов к борьбе, другой – впадает в состояние паники и не может найти выход, третий – просто не замечает дисбаланса. Важно, что стресс приносит не сама ситуация, а то, как мы сами её оцениваем.
В бизнесе идеально такое положение, при котором собственная эффективность находится на более высоком уровне, а стресс – на более низком. Стресс – это просто одно из условий игры, которое необходимо принять, чтобы быть продуктивным предпринимателем. И стресс, если его вовремя распознать, превращается в союзника.
В 1936 году канадский физиолог Ганс Селье научно обосновал, что небольшое количество стрессовых ситуаций человеку необходимо. Он доказал, что стресс оказывает мобилизующее воздействие, закаляет организм, повышает его сопротивляемость в отношении различных раздражителей.
Однако постоянное пребывание в напряжении приводит к тому, что стресс становится хроническим. Кратковременный стресс позволяет предпринимателю постоянно находиться в тонусе, двигаться вперёд, расширять «зону комфорта», демонстрировать сильные стороны и выявлять «зоны роста». Также «хороший» стресс способствует росту уверенности в себе и своих силах, формированию сильного мышления (мышления победителя), генерации новых решений.
Для стресса у предпринимателя могут быть внешние и внутренние причины. Как показывает собственная практика консультирования бизнесменов, распространённый топ-10 внешних раздражителей выглядит следующим образом (номер позиции не влияет на приоритетность):
-
Тайм-менеджмент, неумение правильно расставлять акценты в работе, отсутствие аналитики текущих задач.
-
Кадровые риски (нелояльность, ненадёжность, склонность к мошенничеству и саботажу со стороны персонала и партнёров).
-
Конкуренты, которые переманивают клиентов и демпингуют.
-
Непредвиденные внешние факторы, которые влияют на развитие бизнеса и безопасность деятельности компании.
-
Взаимодействие с контролирующими органами.
-
Поиск и удержание клиентов, расширение рынков сбыта, увеличение прибыли.
-
Завышенные цели и требования к себе и подчинённым.
-
Разработка и упаковка новых продуктов/услуг.
-
Личностная эффективность и собственное предназначение.
-
Дисгармония в семье и окружении.
Внутренняя причина, которая может привести к стрессу, это стремление к перфекционизму. Сегодня перфекционизм популярен в среде предпринимателей, многие борются за достижения и вкладывают энергию в целеполагание, решение проблем и преодоление препятствий. Достижение абсолютной цели – радость для перфекциониста, и она приносит ему удовольствие, даёт смысл всей его предыдущей и последующей деятельности.
Перфекционизм – это чрезмерное стремление к совершенству, стремление предъявлять к себе и окружающим людям очень высокие требования. Такие предприниматели оценивают происходящее вокруг по принципу «всё или ничего». Они воспринимают собственные действия, равно как других людей и события, в виде той или иной крайности: «очень хорошо» или «очень плохо». К сожалению, принцип «всё или ничего» оставляет мало места для ощущения успеха и много – для кажущегося провала.
Предпринимателям-перфекционистам свойственно зависеть от похвалы окружающих: их самооценка часто основана на том, как относятся к ним другие люди, например, бизнес-партнёры. «Я должен во всём быть примером для подражания», «я не могу совершать ошибки», «я должен всё контролировать», – вот типичные заявления перфекциониста.
Существует два типа перфекционизма в бизнесе: позитивный, он же нормальный, и негативный – невротический перфекционизм. Позитивные перфекционисты – эмоционально стабильные предприниматели. Невротические, или по-другому негативные, перфекционисты – это другая сторона медали перфекционизма. Их цель – не в стремлении создать что-то грандиозное, а в попытках спастись от неудач из-за страха потерпеть поражение. Такие перфекционисты-предприниматели радуются идеальному результату реже, чем его достигают. И зачастую оказываются в капкане собственных разочарований – достигнутые бизнес-цели не соответствует их же стандартам.
Гордиться можно только идеальным результатом, а значит - гордиться нечем. Идеал одинаково недостижим и для позитивных, и для негативных перфекционистов: первые сосредоточены на результате, а вторые – на страхе неудачи. И это становится причиной стресса для обоих типов перфекционистов.
Предпринимателю не нужно бояться стресса: он - неизбежное условие для развитие его самого и его бизнеса. Нужно учиться эффективно управлять стрессом, вовремя включая защитные механизмы.
Такой «защитой» являются:
-
Лояльная команда (грамотно отбирайте кадры, создавайте такую команду, которой сможете доверять и делегировать задачи).
-
Тайм-менеджмент (разработайте собственную, удобную для вас, систему приоритетов при решении бизнес-задач).
-
Личная эффективность (проанализируйте и составьте «уникальный список» ваших качеств и способностей, которые отличают вас от других и мотивируют. Время от времени возвращайтесь к этому списку, чтобы поверить в собственные силы).
-
Физическая активность (укрепление организма за счёт тренировок или прогулок подарит вам дополнительную энергию, повысит выносливость).
-
Успешные люди, истории (общайтесь с теми, кто вас заряжает, кто верит в вас и поддерживает).
-
Продуктивные тайм-ауты (уделяйте достаточно времени собственному отдыху, релаксируйте не дожидаясь усталости).
Стрессу менее подвержены те предприниматели, которые занимаются саморазвитием. Как правило, они обладают качествами, которые можно развить и в себе:
-
умение поддерживать здоровую дистанцию по отношению к себе и партнёрам,
-
оптимизм,
-
умение объяснять причины своих успехов и неудач,
-
грамотная тактика поведения в сложной ситуации (анализ проблемы, активный поиск решений, опора на прошлый опыт, распределение времени, саморегуляция).
Физиолог Ганс Селье отлично сказал: «Не следует бояться стресса. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несёт в себе аромат и вкус жизни». Поэтому кроме плана «А» рисуйте всегда план «Б», не бойтесь форс-мажоров, работайте над своей эффективностью и регулярно анализируйте всё то, что создаёте в бизнесе.
Спокойствие, только спокойствие: правила работы с возражениями.
«Отчаянные аккаунт-менеджеры»: как работать с клиентами без стрессов.
«Верните в офисы стресс. Хватит создавать сотрудникам лишний комфорт».