Бывшие одноклассники Дмитрий Филин и Максим Дугушев живут в разных городах – один в Самаре, другой в Тольятти. Но они смогли объединить усилия в одном бизнес-проекте – открыли столярную мастерскую и стали производить винные столики и другие деревянные аксессуары для застолий. А в какой-то момент придумали модель «растущего» детского стула. И всё это – в пандемийный кризис, который перетёк в геополитический катаклизм. О том, как в кризис развивать бизнес на столярном производстве, порталу Biz360.ru рассказал Дмитрий Филин.
Дмитрий Филин – 32 года, предприниматель из Самары. Окончил Самарский университет путей сообщения. В 2019 году с партнёром Максимом Дугушевым запустил проект
Welovewood – производство подарочных изделий из дерева. В 2022 году на его мощностях партнёры начали развивать марку «растущей» детской мебели из дерева
Klap Kids.
После института я устроился в строительную компанию на работу по специальности. Спустя какое-то время ушёл, и у меня появились мысли по поводу развития своего бизнеса. Первые мои проекты были сезонными, так что денег в целом не хватало. Я на какое-то время возвращался к работе в найме, но не надолго.
В этот период я встретился со своим одноклассником Максимом в Тольятти, он работал в той же сфере, что и я, и тоже хотел уйти из неё. Максим пытался создавать разнообразные изделия из дерева на производстве у знакомых. У меня в Самаре тоже был гараж-мастерская, где я создавал картины, фигурки и прочие штуки. Кроме того, моим хобби и дополнительным заработком было создание сайтов и интернет-продвижение.
На тот момент у меня было понимание, что один человек не сможет одновременно заниматься производством и продажами. Поэтому мы с Максимом решили объединить усилия в одном проекте, где разделили обязанности. Максим взял на себя производство, а я – бюрократию, юридические вопросы и рекламу. Мы стали делать винные столики, подставки для виски и пива, разные другие вещи из дерева той же тематики под маркой Welovewood.
После того, как сразу несколько клиентов заказали у нас винные столики, мы решили сосредоточиться на них. Поначалу работали на производстве знакомых Максима в Тольятти. Когда удалось достичь достаточно крупных объёмов – оборот достиг 100 тысяч рублей в месяц, это было больше, чем давало то производство для собственной продукции, нас попросили съехать.
Так в 2020 году мы переехали в бывший байкерский клуб: пять гаражей, объединённых в один, общей площадью около 100 квадратных метров. Мы оборудовали там мастерскую, докупив самый дешёвый на рынке ЧПУ-фрезер за 60 тысяч рублей и ещё немного инструмента. С этого момента стали развиваться более планомерно.
Полгода проработали там. В целом всё было хорошо, но затем настал февраль, и стало ясно, что отопление в мастерской не справляется с зимой: работать было можно только с тепловыми пушками и радиаторами. Когда мы получили первый счёт за электричество в 25 тысяч рублей, то решили, что такие условия нам больше не подходят.
Взамен удалось оперативно найти бывшее кондитерское производство площадью около 200 «квадратов». Оно было не самым удобным по планировке, но располагалось на цокольном этаже, и отопления там не было в принципе – поэтому летом было прохладно, а зимой тепло. Мы продолжали постепенно закупать профессиональное оборудование, сменили фрезер на более качественный и снова вышли на новый уровень: стали производить около 20 крупных изделий в день.
Спустя ещё полгода в здании начались проблемы, связанные с пожарной безопасностью. Стали повторяться ситуации, когда наше производство могло простаивать по несколько дней из-за приехавших пожарников. Было очень неудобно работать.
В итоге собственник помещения стал предлагать нам переоборудовать его на несколько сотен тысяч рублей (хотя очевидно, что это было его обязанностью). Решили снова переехать – несмотря на то, что для перевозки нашего нового фрезера нам потребовались услуги бригады такелажников за 70 тысяч рублей и подъёмный кран.
Новое помещение нашли довольно быстро в бывшей типографии – технопарке «Современник». Это четырёхэтажное здание с высотой потолка около 5 метров. Там расположено много разных производств – и мы стали одним из них. Сначала сняли 100 квадратных метров, потом – ещё 60, и далее ещё 70. Сейчас остаёмся там, и нас всё устраивает.
В частности, оказалось очень удобным работать рядом с другими производственными компаниями: если вдруг мы понимаем, что чего-то не знаем, мы можем обратиться к ним за помощью – или помочь сами. Получается такое хорошее партнёрство с коллегами.
Другой сложностью, помимо поисков помещения, для нас всегда были поставки материалов. Мы работали с деревом, пожалуй, всех пород (кроме сосны). Но самыми приятными в обработке были ясень и дуб. Закупали в основном самыми ходовыми щитами формата 600 х 1400 см. На старте проекта один такой щит стоил около 1 тысячи рублей, в начале текущего года – уже около 2 тысяч рублей, а сегодня он обходится в 2,5 тысячи.
С поставщиками в целом всегда было трудно: многое уходит на экспорт, в России остаётся немного качественной древесины. Мы пробовали решить этот вопрос, договорившись с партнёрами на Дальнем Востоке. Но они показались нам не особенно благонадёжными, поэтому от такой идеи отказались. В итоге просто приняли ситуацию как данность.
У нас с самого начала была мысль производить товары, не привязанные к подарочной теме – чтобы не зависеть от сезонности. Но на старте для этого просто не было возможностей, а потом мы долгое время не могли определить, что это всё же может быть. Теперь, когда производство достигло достаточной мощности, можно было этим заняться. После того, как мы попробовали создавать разные вещи, остановились на направлении «растущих» детских стульев: обратили внимание на то, что в других компаниях они продаются очень хорошими объёмами.
Около полугода мы разрабатывали конструкцию стула, прорабатывали аксессуары и в 2022 году вышли с продажами этого изделия на все торговые площадки под брендом Klapp Kids. В развитии нового направления нам помог небольшой грант от государства в размере 250 тысяч рублей.
Пока мы продаём только один вид стула, но с возможностью докупить аксессуары. Само изделие стоит 12 490 рублей, к нему можно докупить раскладной столик, и вместе с ним стоимость составляет 15 0000 рублей. Стул могут использовать дети от 9 месяцев до 12 лет. Сейчас мы в поиске производителя подушек – тогда комплект для стула будет полным, не придётся разыскивать нужные дополнения в других местах.
На рынок мы изначально выходили в сегменте «выше среднего»: первые наши винные столики стоили 5,3 тысячи рублей. Но постепенно за счёт объёма цену получилось снизить до 4 тысяч за самый премиальный продукт. А самый ходовой и недорогой наш столик сейчас стоит 2 000 рублей.
Если говорить про наш стул, то такой товар сложно назвать уникальным. Мне кажется, уже каждое столярное производство пробовало заходить в эту нишу. Но мне хотелось, чтобы наш стул был идеальным, и мы много времени вложили в оттачивание его деталей и конструктивных особенностей.
Поэтому, когда мы его выпускали, ожидания были большими. Он складной, красивый, из натурального дерева – такие на рынке делают не более трёх компаний. Так что мы думали, наш продукт прямо «залетит». Но нет, пока с продажами тяжело.
Плюс мы столкнулись с тем, что эту продукцию необходимо сертифицировать. Ведь, в отличие от прочего нашего ассортимента, она детская. В ближайшее время ждём эти документы, а пока можем размещаться далеко не на всех маркетплейсах.
Многие вещи со временем ушли из ассортимента из-за несоразмерности трудозатрат и прибыли: стало понятно, что за то время, которое уходило на, скажем, пивницу, можно было сделать два столика. Какие-то товары оставили только для работы под заказ. Сейчас из ассортимента небольших изделий хорошо себя показывают различные подносы, подставка для кофейных капсул (наш второй продукт по объему продаж на сегодня).
С самого начала нашим главным каналом продвижения был Instagram. На втором месте по объёму продаж был наш сайт, на третьем – Ozon. Потом мы подключили Wildberries и «Яндекс.Маркет». Вскоре основным каналом стал Wildberries, на нём оказалось 70% продаж, остальные 30% приходились на все прочие каналы.
Потом конкуренция на маркетплейсах выросла, и наш объём продаж там стал чуть меньше – примерно 50% в общей доле. Далее с прошлого июня у нас активизировался Ozon, мы попали там на первые строчки – и 50% выручки стало уже там. Сегодня где-то 40% на Ozon, 30% – «Яндекс.Маркет» и Wildberries, остальное – соцсети и сайт.
Пандемия сыграла нам скорее на руку: в этот период люди активизировались на маркетплейсах, а также стали покупать больше вещей в дом. А вот текущий кризис 2022 года отразился на нашем проекте плохо. Во-первых, явно снизилась покупательская способность. В частности, в этом году мы хорошо подготовились к праздникам, забили склады, а в итоге продаж 8 марта почти не было. И тот товар до сих пор остаётся на складе. Хотя ближе к лету спрос вроде начинает оттаивать.
Во-вторых, у нас больше нет возможности продвигаться в заблокированном Instagram, на альтернативные соцсети перейти непросто, а контекстная реклама стала дороже. Всю нашу рекламную стратегию по новому продукту мы изначально планировали в Instagram. Теперь приходится переориентироваться.
До нового года оборот проекта, по нашим меркам, был огромным: мы производили до 60 столиков в день. Люди скупали больше, чем мы могли произвести. Мы всегда практиковали сдельную оплату труда: сотрудники получали тем больше, чем больше производили. И вот перед новогодними праздниками наши ребята хорошо заработали.
А затем последовал сильный спад, чему мы удивились. Обычно затишье в январе занимало пару недель, после чего снова следовал подъём к 23 февраля. В этот раз было не так, плюс потом случились геополитические события. Спрос начал восстанавливаться только сейчас, в мае.
В ближайшее время мы планируем начать производство новых изделий, которые сейчас пользуются спросом, а также выходить в офлайн-магазины. Сейчас ждём нужных сертификатов для этого. В целом, хотя наш «винный» ассортимент весь у нас пока сохраняется, далее мы хотели бы развиваться в детской тематике.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».