Творчество – это создание чего-то нового. Будь то картина, музыка, видеоролик, изобретение или продукт. Творческий кризис – это состояние, когда нет сил ни идею, ни на её воплощение. И оно, к сожалению знакомо многим предпринимателям. О том, как распознать творческий кризис у себя или своей компании и как выйти из него, порталу Biz360.ru рассказала Катерина Акман, основатель академии 2WIN.
Катерина Акман – бизнес-коуч, основатель международной академии бизнес-коучинга 2WIN. Работала в найме в сегменте HR: занималась управлением персонала в международных компаниях, в частности, в Coca Cola Hellenic. Автор методологии «Целостное влияние». Академию 2WIN основала в 2017 году.
Существует несколько причин, почему предприниматели впадают в творческий кризис:
-
Нет разделения времени на рабочее и личное. Человек круглосуточно в «боевом» режиме. Он вроде бы проводит выходные с семьей за городом, но его мысли – на работе. Это почти всегда приводит выгоранию.
-
Тотальная усталость. «Вот завершу этот проект и тогда смогу позволить себе отдых». Знакомо? Только после одного проекта начинается другой, а отпуск наступает лишь в мечтах во время перерыва на чай.
-
Физическое отсутствие энергии. Часто оно вызвано проблемами со здоровьем и недостатком сна, поэтому если вы чувствуете бессилие – начните с похода к врачу.
-
Нет новых целей и идей. Иногда ощущение пустоты возникает после реализации какой-то важной, большой цели. В моменте кажется, что в жизни уже не будет настолько же крупного и интересного проекта. Конечно, это заблуждение, но в такой период сложно заставить себя творить.
Отдыхать, нельзя всё время работать. Разделите работу и личную жизнь. Проведите время так, чтобы восполнить ресурс, и возвращайтесь к делам.
Делегируйте. Пока вы будете заняты своими делами, ваша компания не обанкротится, а клиенты не убегут к конкуренту. Команда профессионалов, которую вы собрали и в которой выстроили работу, обязательно справится с задачами.
Находите новые стороны в своём деле и постоянно учитесь. Это может быть новое направление бизнеса, полезный проект – всё то, чем вы будете «гореть». Возможно, вы решите освоить какой-то навык и пойдёте на обучение. Так вы расширите компетенцию, а эффект новизны даст заинтересованность и вдохновение.
Ставьте цели. Если внутренний кризис одерживает верх, воспользуйтесь следующей техникой. Представьте себя и своё дело через год и ответьте себе на следующие вопросы:
-
Где я? Это может быть ваш дом, любимое место в городе или офис.
-
Кто меня окружает? Близкие, коллеги, друзья и т.д.
-
Мои клиенты: какие они? Как относятся к моей компании и чего ждут от меня?
-
Что приносит мне удовольствие?
-
Какие навыки я использую в своем бизнесе? Как они влияют на результат?
-
Какова моя роль в это время и в этом месте? Я лидер, управленец, идейный вдохновитель?
-
Какое послание несёт моё дело? Какие ценности для меня – самые важные?
-
Как эти ценности влияют на общество? Какую пользу приносят людям?
Задание лучше выполнять в спокойной обстановке, а ответы записывать в дневник или заметки.
Обратитесь за помощью к коучу. Проблемы, решения, ответственность: всё это падает на плечи предпринимателя. И часто разделить это бремя не с кем. Помощником и поддержкой в такой ситуации может быть коуч. Он позволит разобраться с причинами кризиса, найти ваши собственные решения, избавиться от установок и барьеров..
Многие полагают, что творческий кризис – болезнь «людей искусства»: композиторов, художников, сценаристов. Если компания занимается строительством или разработкой систем безопасности, при чём здесь творчество? Однако, проблема угасания и отсутствия вдохновения актуальная для всех, в том числе менеджеров, предпринимателей и даже целых компаний.
Понять, что бизнес проходит этап кризиса, можно по нескольким признакам:
-
Во-первых, на протяжении длительного времени в компании не происходит никаких изменений, движения вперёд.
-
Во-вторых, качество товара или услуги не улучшается, а иногда становится хуже. Наконец, когда бизнес перестаёт качественно решать проблемы потребителя.
В отличие от личностного творческого кризиса, застой в бизнесе связан с организационными проблемами:
-
Отсутствие творческой, креативной составляющей в работе над проектом. Этапы создания проекта включают лишь формальные шаги, но не развитие и улучшение.
-
Отсутствие слаженной работы в команде. Каждый занят только своим делом, конечный результат мало интересует отдельных членов команды, а качество продукта снижается.
Определите миссию, цели и задачи
Глобальная цель: для чего существует ваша компания? В чем её исключительная ценность? Ответы на эти вопросы должны соответствовать реально существующим проблемам, которые вы хотите решить с помощью своего товара или услуги.
Проанализируйте рынок и подумайте, что уникального и нужного вы можете предложить сейчас. Нужно ли оставаться на том же месте или пора двигаться дальше, навстречу новым вызовам, и преобразовывать свой бизнес?
На основе вашей миссии сформулируйте новые идеи и цели. Это поможет как руководителю, так и сотрудникам снова полюбить своё дело.
Слушайте и изучайте клиента
Самые успешные компании – те, которые поддерживают связь с потребителем. Один из способов оценить отношения с аудиторией – показатели, среди которых индекс лояльности клиентов (NPS), коэффициент удержания (CRT), пожизненная ценности клиента (LTV).
Изучение целевой аудитории и её потребностей поможет создать по-настоящему полезный продукт.
Развивайте команду по двум направлениям: квалификация и креативность
В первом случае оценивается профессионализм сотрудников и то, насколько их работа соответствует главной задаче: принести пользу клиенту.
Поделюсь своим опытом. Когда я работала в Coca-Cola Hellenic в России, я внедрила подход, когда каждый отдел компании является поставщиком или заказчиком по отношению к другим отделам. Например, логисты оказывают услуги отделу продаж – доставляют товар. HR-отдел предоставляет сотрудников отделу логистики и т.д. Такая модель помогла оценить качество работы специалистов и выявить проблемы во взаимодействии подразделений.
Развивать в команде креатив и фантазию можно следующими способами.
Мозговой штурм. Сотрудники предлагают самые разные идеи и решения. Здесь важно собрать как можно больше вариантов. После нескольких этапов тестирования и отбора из множества идей точно получится несколько нужных. Идеи, которые на первый взгляд кажутся сомнительными, неожиданно могут вывести команду из кризиса.
Дизайн-мышление. Это метод, который используют в компаниях Кремниевой долины. В его основе – творчество и эмпатия, а не аналитика. Умение поставить себя на место другого и почувствовать его потребность.
Метод состоит из нескольких этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, выбор идей, прототипирование, тестирование. Он помогает быстрее и эффективнее разрабатывать как новые продукты, так и улучшать уже существующие. Кроме того, он активизирует работу команды.
Выход компании из кризиса начинается с выявления проблем. Говорят, что признание болезни – это начало лечения. Следуйте рекомендациям, внедряйте новые подходы в командной работе, развивайте креативную составляющую и ваш бизнес всегда будет «живым» и ценным для клиента. Начинайте дела с заботы о себе: если предприниматель преодолел творческий кризис, то и вся компания последует за ним.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».