У сотрудника свой бизнес: как совместить его с наймом, чтобы все были довольны

Прочтёте за 3 мин.

Разрешить нельзя запретить

IT-инструменты, которые использует Ксения Кручинина

  • Telegram
  • LinkedIn
  • Facebook
  • Evernote
  • Google Docs

Многие предприниматели сталкивались с ситуацией, когда обнаруживалось, что кто-то из сотрудников помимо своей работы занимается ещё и собственным бизнесом – например, развивает небольшой интернет-магазин, продаёт хэнд-мэйд через Instagram или настраивает бухгалтерские программы. В одних компаниях это сразу влечёт за собой увольнение, в других – руководитель разрешает ценному специалисту иметь бизнес на стороне при условии, что это не будет мешать основной работе. О том, как вести себя руководителю и сотруднику в этой непростой ситуации, рассказала эксперт в сфере HR Ксения Кручинина.

Досье

Ксения Кручинина, HR-директор инвестиционной компании  Haxus, специалист в области управления персоналом, бизнес-тренер. Образование: Институт современных знаний (г. Минск). Опыт практической работы в сфере HR – более 10 лет.

Ксения Кручинина

Как совмещают основную работу и собственный бизнес

Истории о том, как человек, сидя на одной работе, делает другую, к сожалению, часто встречаются на постсоветском пространстве. Это проблема работодателя и руководителя этого специалиста, именно они так организовали процесс, что человек на одной работе делает другую. Интересно, что часто это характерно для государственных структур (где большое количество ненужных или лишних людей) или процессно-сервисных организаций, где от сотрудника ждут не результата, а оказанной услуги.

Вот несколько ситуаций, с которыми я сталкивалась и которые распространены для любых широт.

1. Есть основная работа, но хобби приносит деньги. Например, человек днём занят на основной работе, а вечера посвящает спорту, у него это получается и он становится инструктором.

Ничего страшного я в таких историях не вижу. Наоборот, человек получает и удовольствие, и доход: если он грамотно распределяет свои силы и не приходит утром на работу уставший до изнеможения, то здесь можно увидеть плюсы - ведь он следит за своим здоровьем.

2. Есть работа, а за счёт дополнительных услуг к основному продукту есть дополнительный доход. Предположим, человек занимается продажей керамической плитки в найме. Помимо плитки он может рекомендовать клиенту своих плиточников. За рекомендованного клиента они получают комиссию.

Тут надо смотреть на процессы. Если компания, в которой работает сотрудник, имеет вспомогательный бизнес в виде собственной бригады, а продавец или сотрудник рекомендует своего человека, то это смахивает на преступный сговор. Если же компания занимается исключительно товаром и не имеет своих специалистов, то я бы даже добавила «+» в карму специалисту, который предлагает клиентам дополнительный сервис, если о нём не подумала компания.

3. Есть работа, и есть свой интернет-магазин. Сейчас это крайне распространённая ситуация.

Мне часто встречаются кандидаты, которые наладили свой маленький, совсем не затратный по времени бизнес, и он приносит небольшой доход. Они не хотят развивать его и им достаточно оставить доход и бизнес на том уровне, на котором он находится сейчас. Но при этом они хотят чувствовать себя комфортно и безопасно, работая в найме. Если ещё пару лет назад работодатели относились к этому очень критично, то сегодня многие готовы закрыть глаза.

4. Есть работа, есть богатый опыт, которым сотрудник готов делиться. Когда человек достигает определённого уровня экспертизы, то может ею делиться на рынке за деньги.

Тоже не вижу в этом ничего плохого - чтобы выступать или обучать, у человека должны быть самые актуальные и самые последние знания. В этой случае происходит win-win: компания получает эксперта + рекламу на рынке (при условии, что эксперт хорош).

Как работодателю относиться к бизнесу сотрудника

Прежде всего - поговорить. Я знаю случаи, когда работодатель, имея скверный характер и узнав о том, что у сотрудника есть дополнительный доход, начинал мстить и подлавливать его на мелких огрехах, что в итоге заставило человека уволиться. Хотя как сотрудник он был прекрасен. В итоге компания теряла хорошего специалиста.

Что должна содержать беседа с сотрудником:

1. Планы на бизнес. Нужно узнать, хочет ли он в итоге уйти в этот бизнес или это просто доходное хобби. Честная беседа позволит вам, как работодателю, подготовиться к уходу сотрудника в обозримом будущем, если у него серьёзные планы.

2. Правила и договорённости между вами. Когда, как и сколько времени сотрудник может уделять время собственному проекту. Например, в ведущих IT-компаниях мира в течение рабочего дня есть время, когда сотрудник может заниматься собственным проектом. Мировые лидеры создают такие условия по двум причинам:

  • Сотрудник может изобрести или придумать что-то стоящее и интересное, в том числе и для самой компании.
  • Переключение головы в процессе работы очень полезно. Если осознанно переключаться между задачами, то повышается эффективность мыслительных процессов.

Здесь есть разные варианты. Например, уделять время бизнесу только после работы, или «сделал дело - гуляй смело», или на работе вообще не стоит этим заниматься. Какой из вариантов выбрать – решать вам.

3. Сначала задачи компании - потом дело сотрудника. Несмотря на то, что этот тезис очевиден, не лишним будет его проговорить. В моей практике случались ситуации, когда после получения разрешения от руководства заниматься своими проектами у сотрудников в разы повышалась эффективность, исполнительность и ответственность, потому что своё дело «маячило» для человека как сладкая морковка: «если я сделаю всё хорошо, правильно, быстро и чётко здесь, я могу заняться тем, что мне действительно интересно».

Если человек решил работать именно по такому принципу, вам повезло. Берегите его. Но если сотрудник плохо справляется со своей работой, откровенно пренебрегает задачами, и при этом вы видите, что он активно занимается своим собственным проектом, в таким ситуациях только одно решение - расставание.

Как вести себя, если у вас есть и работа, и бизнес

Честность, открытость и ответственность - очень важные спутники в этом вопросе. Вы, конечно, можете скрывать своё дело от коллег и работодателей, но человек, который вскакивает при каждом звонке и несётся шептать что-то в углу коридора, чаще вызывает подозрения или жалость, нежели уважение и желание помочь или войти в ситуацию.

1. Оцените ваше дело с точки зрения пересечения вашего личного бизнеса и бизнеса работодателя. Выше я описала ситуацию, приведу ещё один похожий пример. Скажем,  вы продаёте кухни. Компания, в которой вы работаете, не предоставляет клиентам услуги установки кухни. Вы с вашим родственником договариваетесь, что будете отправлять клиентов к нему, а он будет отдавать вам процент от стоимости выполненных работ. В этой ситуации всё нормально. Но если компания в том числе предоставляет услугу установки, а вы направляете клиентов к своему родственнику - то это преступный сговор.

2. Сообщите о своем деле (хобби) руководителю, работодателю. Сделать это можно в шутливой форме, в неформальной обстановке. Если реакция будет положительной или нейтральной, то всё нормально, чуть позже можно организовать формальный разговор с руководителем. Если реакция резко негативная - сразу же просите аудиенции и делитесь своими планами на бизнес.

3. Чётко организуйте собственный график. Если вы плохо справлялись с организацией своей занятости на основной работе, то, возможно, вам не стоит открывать ещё и своё дело. Если вы мастер эффективности и можете организовывать большое количество процессов, то, я думаю, для вас не составит труда сделать эффективный персональный рабочий график, который будет учитывать обе ваших занятости.

4. Расставьте приоритеты. Сначала работа - и довольный клиент и руководитель, потом бизнес - довольный клиент и вы. Именно в таком порядке и никак иначе. Если такой формат не получается и бизнес или дело забирает всё больше времени, лучше уволиться и не формировать о себе негативную репутацию. Никто не знает, что ждёт впереди. Мы слышим только success-story и очень мало провальных историй. Но на самом деле их гораздо больше.

5. Предусмотрите помощь из близкого окружения. Вам обязательно нужен кто-то, кто в случае экстренных ситуаций готов будет помогать. Желательно об этой помощи договориться заранее, а не предлагать человеку тушить ваши пожары с клиентами по факту их возникновения.

6. Научитесь снимать стресс и выделите время для отдыха. У людей, которые начинают свой бизнес, очень часто не остаётся свободного времени ни на что, в том числе из списка обязательных дел вычеркивается отдых. Это очень плохая идея, так как выжатый и истощенный человек не способен хорошо выполнять свою работу.

Источник: Probusiness

Biz360


Читайте также:

Как правильно наказывать сотрудников: без обид и по науке. 
Что делать, если сотрудники открывают собственную компанию.
Чужими руками: как правильно делегировать полномочия фрилансеру.

19 сентября 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов