Любые нововведения в компании – палка о двух концах: да, при успешном внедрении они могут дать новый импульс для развития, но процесс этот часто очень болезненный, так как команда может воспринять изменения в штыки и похоронить любые попытки внедрить что-то новое. О том, как подготовить сотрудников к нововведениям и убедить их принять инновации, в своём корпоративном блоге рассказала веб-студия SibEDGE.
Основная трудность во внедрении инноваций заключается в том, что большинство людей не хотят изменений. Всего выделяют пять типов людей, в зависимости от их отношения к инновациям:
Инноваторы (2,5%) - это те, кому интересны любые изменения. Как правило, долго они инновацией не пользуются, поскольку скоро на смену одному новшеству придёт другое. Стараясь внедрить что-то на долгосрочную перспективу, не следует фокусироваться исключительно на инноваторах.
Первопроходцы (13,5%) - те, кто понимает необходимость во внедрении инноваций. Первопроходцы избирательнее инноваторов, поэтому их нужно зацепить практической ценностью. Обычно эти люди - лидеры мнений, потому львиную долю усилий следует применить для того, чтобы завлечь именно их.
Раннее большинство (34%) - следуют за первопроходцами. Представители раннего большинства примут инновацию, если другие успели опробовать её. Не нужно фокусироваться исключительно на этот тип людей, но стоит учитывать их, т.к. вместе с ними вы можете набрать критическую массу.
Позднее большинство (34%) - те, кто не будут пользоваться инновацией, пока первопроходцы и раннее большинство не убедятся в эффективности нововведения.
Отстающие (16%) - до последнего сопротивляются всему новому. Они принимают инновацию в последнюю очередь, и на них не стоит ориентироваться.
Инженер IBM Билл Хиггинс в статье Tools as a catalyst for culture change рассказал, что ровно такие типы людей присутствовали в их команде, когда в компании внедряли Slack и GitHub:
-
первый набор пользователей был в восторге от внедрения Slack и GitHub, т.к. они уже успешно использовали данные технологии на предыдущих работах или в университетах;
-
второй набор пользователей не был знаком с новыми инструментами, но стал интересоваться ими и постепенно принял их после того, как стал свидетелем успеха первого набора;
-
последний набор пользователей либо игнорировал, либо активно боролся против принятия новых инструментов, поскольку они предпочитали придерживаться инструментов, которые знали.
Для более наглядного отображения вышеприведенных типов пользователей можно изобразить кривую внедрения инноваций:
Кривая внедрения инновации показывает, что достаточно заручиться поддержкой трёх типов пользователей: инноваторов, первопроходцев и раннего большинства. Вместе они образуют критическую массу и выводят долю использования инновации к отметке 50%, что не позволяет компании вернуться назад и отказаться от внедренных нововведений.
В своей статье Билл Хиггинс также отметил, что после того, как были предприняты меры по внедрению Slack и GitHub, компания столкнулась с куда большей проблемой, чем инициация процесса. Проблема звучит так: как заставить людей пользоваться новыми технологиями.
Ответ на этот вопрос - пять основных стадий принятия инноваций:
Первый этап: осведомлённость. На данном этапе необходимо уведомить ваших коллег о существовании инновации и объяснить, чем обусловлена необходимость её внедрения (проблема). Прежде чем начать двигать идею в массы, задайте себе следующие вопросы:
- Если инновация - это идея, как продвигать её среди сотрудников?
- Через какие каналы сотрудники будут осведомлены о нововведении?
- Могут ли сотрудники протестировать и опробовать инновацию?
С учётом полученных ответов, начните уведомлять коллег об инновации. На текущем этапе подойдут: email-рассылка о проблеме и её потенциальном решении, статьи на порталах и в социальных сетях компании, создание воркшопов по интересующей теме. Следует рассказать людям о том, почему нововведение лучше того, что было, и как оно решит их проблемы.
Второй этап: убеждение. На этом этапе о вашей идее уже знают. Сотрудники ею интересуются и задают в уме вопросы о целесообразности, эффективности, необходимости. Ваша задача сейчас - перенести эти вопросы в реальную жизнь и ответить на них всем. Именно на этом этапе лучше всего собрать обратную связь: проведите опросы и интервью, узнайте о том, что волнует людей, а после - дайте ответы. Для донесения своего ответа в широкие массы можно использовать рассылки, видео на канале компании, статьи, социальные сети, конференции, мастер-классы и воркшопы. Именно убедительные ответы - залог привлечения инноваторов и первопроходцев.
Третий этап: решение. Данный этап - переломный в принятии инновации. Почему? Потому что здесь сотрудник принимает решение о том стоит ли ему попробовать нововведение или нет. Решение является наиболее личным этапом для человека, поэтому не следует злоупотреблять уведомлениями и рассылками. В информационных сообщениях должен преобладать посыл о выгодах для конкретного человека, с учётом его должности в компании и выполняемых обязанностей.
Четвёртый этап: тестирование. На данном шаге сотрудники уже имеют доступ к инновации и могут тестировать, делать выводы и принимать решения на основании прямого использования. К этому этапу следует обеспечить максимальную комфортность в использовании инновации, потому как итоговое решение будет приниматься на основании полученного опыта. На данном этапе можно обеспечить сотрудников различными вариантами одной инновации в зависимости от должности и необходимых обязанностей. Хороший пример: различные роли доступа в Jira, чтобы не загромождать функционал тем людям, для которых он будет лишним. В таком случае будет понята основная суть, а ненужный функционал не отпугнёт человека неизвестностью.
Пятый этап: подтверждение. На этом шаге принимается окончательное решение с учётом полученного опыта. Здесь важно отследить всех тех, кто продолжил использовать продукт, и особенно тех, кто прекратил. Узнайте, что оттолкнуло ваших коллег, и исправьте это. Вы можете не набрать критическую массу людей, но есть все шансы на успех, пока вы анализируете свои ошибки и становитесь лучше.
Вы можете уведомлять и убеждать сотрудников в том, что ваша инновация - гениальна, однако это не гарантирует, что сотрудник примет инновацию в свою жизнь. Ниже - пять характеристик, которые описывают успешные инновации, которые принимают люди.
Относительное превосходство. Иными словами, это перевес вашей инновации в сравнении с имеющимися аналогами. Без этого показателя не стоит пробовать внедрить что-то новое. Хорошие примеры превосходства: несколько возможностей в одном инструменте, большие полномочия пользователей, более удобный интерфейс, экономия средств, места, времени и т.д. Проведите исследования, найдите доказательства и используйте их в продвижении своей идеи в компании.
Совместимость. Коллеги должны знать, что инновация совместима с ними и не сильно изменит их жизнь. Подумайте: какие продукты в компании вы замените; нужно ли сотрудникам менять свои привычки и поведение ради инновации; совпадают ли убеждения сотрудников с использованием инновации; потребует ли инновация дополнительных временных затрат. Постарайтесь сгладить острые углы.
Простота. У сотрудников нет времени на долгий разбор инновации и изучение инструкций. Сложности вызывают отторжение, потому инновация должна быть интуитивно понятной. Узнайте проблемы, с которыми могут столкнуться ваши коллеги в использовании инновации, уделите внимание терминологии и объясните всё понятным языком. Для этого можно использовать инструкции, семинары, FAQ, общий чат.
Апробативность. Дайте коллегам возможность опробовать инновацию перед внедрением. Докажите, что игра стоит свеч. Самая главный тезис здесь - высокое качество предлагаемой инновации, поскольку именно на основании него будет приниматься решение.
Видимость. Сотрудники должны видеть плюсы от использования инноваций. И есть несколько способов их подчеркнуть: визуально подчеркните преимущество инновации в сравнении с аналогами, разделите жизнь компании на до и после использования.
- Источник: SibEDGE.
Читайте также:
«Жёсткий менеджмент»: как убить в себе жалость к сотрудникам.
Как не нужно проводить реформы в компании: семь типичных ошибок.
Ну очень полезные бизнес-книги: рекомендовано предпринимателями.