Цифровизация стремительно распространяется на все сферы нашей жизни, и бизнес стал одним из драйверов этих процессов. Но нередко бывает так, что предприниматели вкладывают деньги в цифровую трансформацию компании, но не получают тех результатов, на которые рассчитывали. О том, что мешает цифровой трансформации российских компаний, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала основатель платформы «Профдепо» Наталья Филина.
Наталья Филина – предприниматель из Тюмени, собственник платформы по созданию удалённых команд в сфере инженерных работ «Профдепо». Эксперт с 20-летним опытом в инжиниринге, основатель компаний в сфере проектирования и инженерных изысканий. Под её руководством был создан общественный совет при Северо-Уральском управлении «Ростехнадзора». Является сопредседателем тюменского отделения организации «Деловая Россия» и общественным представителем АСИ в Тюменской области.
До пандемии многие компании и индустрии бизнеса были относительно отсталыми в отношении цифровизации. Но в 2020 году – в условиях мирового кризиса – цифровизация стала стратегической повесткой и бизнеса, и государства.
Переход к активной цифровизации спровоцировала пандемия, вынудившая бизнес массово переводить работу на дистанционный режим. Этот период не только стал толчком для развития, но и подчеркнул преимущества цифровой трансформации.
Что даёт внедрение цифровых технологий в работу предприятий:
-
увеличивается скорость принятия решений;
-
оптимизируются рабочие процессы в компании;
-
сокращается роль человеческого фактора и вместе с ним количество ошибок;
-
повышается производительность труда;
-
улучшается эффективность взаимодействия с клиентами;
-
увеличивается доходность бизнеса.
Процесс цифровой трансформации у компании, как правило, начинается с автоматизации бизнес-процессов и использования Big Data – объёмного набора данных, которые систематизируются и хранятся в вычислительной системе.
Для трансформации руководителям предприятий надо быть готовыми к рискам и экспериментам, поскольку может повысится уровень киберугроз и могут вырасти расходы на обеспечение информационной безопасности компании и её клиентов.
Критерий, отличающий цифровую трансформацию бизнеса от «обыкновенного» использования новых технологий – это масштабность. Не так сложно создавать компанию изначально на основе новых технологий, как провести переход к цифровым технологиям, особенно если это касается тяжёлых отраслей – например, добывающей промышленности или сложных видов производств.
В 2022 году Россия вошла в десятку самых развитых стран по уровню цифровых государственных сервисов. Такой рейтинг ежегодно составляет Всемирный банк. Эксперты исследовали программные продукты, системы ЭДО, ЕМИАС, СМЭВ, «цифровые налоги», а также портал госуслуг. Россия получила рейтинг А, улучшив показатели по сравнению с 2020-м годом – тогда России дали рейтинг B.
Консалтинговая компания KMDA провела исследование «Цифровая трансформация в России», опросив более 700 представителей компаний из 27 отраслей: от нефтегазового дела и машиностроения до образования и банковского сектора.
Согласно исследованию, 64% компаний в России описывают цифровую трансформацию как необходимый для бизнеса процесс. А что касается стратегии цифровой трансформации, то 48% работодателей уже перешли к реализации.
Из опроса следует, что российские компании постепенно переходят на цифровые платформы, автоматизируя внутренние процессы и внедряя внешние сервисы для клиентов и заказчиков. Вот лишь несколько примеров внедрения цифровых решений корпорациями:
-
Группа «Газпром». В 2020-м году «Газпромнефть» и «Газпромбанк» решили создать предприятие по разработке первой в России цифровой закупочной платформы для компаний ТЭК. Внедрение в стандартные процессы цифровых решений помогло оптимизировать системы закупок, снабжения и логистики.
-
«МТС Банк». Компания начала цифровую трансформацию ещё несколько лет назад, в том числе активно используя облачные сервисы. В облако перенесли такие системы, как антифрод, который проводит мониторинг и предотвращает мошеннические операции, интернет-банк, корпоративный портал, некоторые внутренние системы управления ресурсами. Благодаря цифровым решениям клиенты банка стали оплачивать покупки и услуги с помощью Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay, а также сервиса «Кошелек МТС Деньги».
-
РЖД. Запуск приложения РЖД привёл к тому, что теперь 74% билетов на поезда дальнего следования продаются именно через приложение, а 88% перевозчиков взаимодействует с РЖД в электронном виде.
Что касается инженерной отрасли, то немногие предприятия обращаются к цифровым решениям. Это удивляет, поскольку с точки зрения стратегического подхода страны эту сферу стоит развивать в первую очередь.
Во-первых, небольшой внутренний рынок IT-продуктов со множеством нереализованных проектов. Создание программного продукта требует инвестиций, которые в дальнейшем должны быть компенсированы путём продажи и внедрения разработок на рынке. Однако российский внутренний рынок не всегда способен обеспечить возврат инвестиций.
Во-вторых, цифровой трансформации мешает недостаточное количество российских программных продуктов и сервисов. Справедливости ради отметим, что если сразу после ухода многих западных вендоров и сервисов с российского рынка это было серьёзной проблемой для бизнеса (например, на рынке не было российских аналогов некоторых западных IT-продуктов), то сейчас ситуация значительно улучшилась – отечественных разработок стало на порядок больше, а их функционал существенно расширился.
В-третьих, цифровизации любой отрасли мешает человеческий фактор. Хотя некоторыми процессами управляет искусственный интеллект, командная работа по-прежнему остаётся важным элементом цифровой трансформации. Трансформации не произойдёт, если сотрудники не будут готовы и открыты к изменениям.
В-четвертых, попытка изобрести продукт с нуля тормозит не только цифровую трансформацию, но и общее развитие бизнеса. Многие компании, и небольшие, и корпорации, стремятся изобрести собственные инновационные решения и тратят на это серьёзные средства, при том, что на рынке уже есть продукты с нужным им функционалом. Ещё один момент – часто собственные разработки оказываются несовместимыми с уже имеющейся инфраструктурой.
Государственная политика, направленная на создание российских программных продуктов, может решить проблему финансирования цифровых проектов. Компаниям же надо сделать фокус на обучении и переквалификации сотрудников, если они хотят внедрить цифровые решения в работу.
Вместо изобретения новых продуктов бизнесу и государству стоит сосредоточиться на использовании и внедрении уже разработанных технологий и выбирать партнёрство с компаниями, имеющими экспертизу в цифровой трансформации.
После 2020 года цифровизация российского бизнеса продолжила набирать обороты. Например, в 2021 году рынок IT-услуг вырос на 17% по сравнению с 2020 годом, а объём вложений в российские IT-решения составил 521,9 млрд. рублей.
В 2022 году многие российские промышленные предприятия, в первую очередь корпорации, пересмотрели стратегии цифровизации и заново расставили приоритеты, поскольку волна кибератак показала, насколько уязвима ИКТ-инфраструктура.
Кроме этого, активно началось импортозамещение. Тенденции 2022 года распространяются и на 2023-й – усиление импортозамещения, поддержание кибербезопасности и продолжение перехода на электронные документы будут содействовать цифровой трансформации компаний.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».