На дворе XXI век, но многие компании, имеющие собственные службы логистики, до сих пор работают по технологиям 15-20-летней давности, например, вручную составляют маршруты и разрабатывают логистические цепочки. Эксперт по программам управления логистикой Олег Качмашев считает, что такие компании не смогут на равных конкурировать с более продвинутыми конкурентами. О том, как должно быть устроено управление логистикой в современной компании, Олег Качмашев рассказал в корпоративном блоге системы «Маппа».
Олег Качмашев – эксперт по программам управления логистикой, консультант по выбору логистического ПО. Доцент СПбГЭУ, кандидат экономических наук. В течение нескольких лет занимался разработкой алгоритмов с применением искусственного интеллекта для поиска лучших ценовых решений в области гостиничного бизнеса. Сейчас в круг его профессиональных интересов входят логистика и гибкие методы управления.
Большинство компаний, которые организуют процессы доставки самостоятельно, верны устоявшимся привычкам в управлении своей логистикой. Они не хотят делать правильно, ведь это требует не только перестройки процессов внутри бизнеса, но и перестройки ментальности.
В компаниях не работают с прозрачностью. Например, не заводят остатки на складе. Возникает «эффект хлыста», когда незначительные изменения в спросе приводят к большим колебаниям в закупках и затовариванию складов.
В феврале 2022 года с внутренним «хлыстом» столкнулось подавляющее число владельцев бизнеса, имеющих закупки в валюте. Когда закупочные цены увеличились, технологи в панике сформировали большие запасы. Эти закупки даже не фиксировали в учётных системах. Теперь, когда цены нормализовались, неоприходованные товары оказались никому не нужны: реализовать их по реальным ценам невозможно, а в производственных планах им нет места.
Глобальная тому причина – отсутствие информации. Регламентированных процедур по управлению логистикой на предприятиях малого и среднего масштаба нет, как и не определены лица, ответственные за эти процессы. Чтобы избежать подобных кейсов, системой должны быть предусмотрены все процедуры. С внутренним «хлыстом», например, это процедура срочной закупки.
Программа управления логистикой должна быть понятной и доступной. У неё должно быть информационное сопровождение. У отраслевого софта с этим проблемы. Поэтому бизнес часто нуждается в помощи при выборе программного обеспечения.
Следует обращать внимание на то, чтобы у вендоров систем управления логистикой в команде были аналитики-логисты. Они помогут создать работающий инструмент автоматизации и реорганизовать при необходимости внутренние процессы.
Система управления логистикой накладывает требования на IT-инфраструктуру компании. Важна помощь в её подготовке для запуска новой программы и проработка резервных каналов хранения и передачи информации.
В глобальном масштабе – перспектива развития искусственного интеллекта. Это технологии самостоятельного определения «триггеров», которые влияют на выбор пользователя.
Текущие системы могут работать с заданными параметрами: программа, к примеру, ориентируется на погоду, загруженность дорог – и выбирает для логиста наилучший вариант.
Будущее технологий логистики за поиском «триггеров» искусственным интеллектом. Пока таких систем нет, но они появятся в самом скором будущем.
В масштабе России первоочередной вектор – комплексное развитие и распространение WMS- и TMS-систем. Программ, которые отличаются простотой и станут доступны предприятиям любого размера.
Плюс «облака» в том, что логистическое решение можно легко развернуть. Подготовка IT-инфраструктуры не потребуется.
«Облако» также закрывает вопрос утери данных: создаются резервные копии учётной системы, которые при желании можно хранить в других облачных сервисах. Дублировать информацию необходимо в любом случае: и в «облаке», и на серверах.
Большая проблема, которая тормозит развитие облачных логистических решений – in-house программисты. «Если у меня есть свои специалисты, зачем я должен платить за какую-то систему?» – задаётся вопросом типичный владелец бизнеса.
Например, в компании купили и поставили логистическое решение, а всю дальнейшую работу по сопровождению оставили на своего информационщика. Обычно через 6-7 месяцев у такого бизнеса начинаются проблемы. Штатный специалист не справляется, потому что новую систему не знает, а средства на обслуживание вендором изначально не заложили.
Пока в России мало кто готов идти по пути подписки. Посмотрите на музыкальные стриминги: кто-то пользовался Spotify, перешёл на «Яндекс.Музыку» и ругается. Но большинство в стране не понимает, что им не нравится, ведь они ни «Яндексом», ни Spotify никогда не пользовались. Очень мало, кто готов платить за подписки – это главный минус «облака» для России.
Человеческий фактор по-прежнему побеждает все остальные факторы. Либо стандартов работы нет, либо они есть, но их игнорируют.
Большое количество «тараканов», которые препятствуют развитию логистики, в головах дирекции. Это странная боязнь потерять информацию или раскрыть свои тайны, которые в общем-то ни для кого тайнами не являются. Например, стоимость каналов или продуктовых сегментов.
С подобным страхом рекомендовать системы сложно. В консультациях часто приходится не выбирать эффективную систему, а бороться с «тараканами» в голове собственника бизнеса.
На наших предприятиях нет унификации. Мой партнёр, специалист по проектированию атомных систем из Европы, начал работать на российскую компанию и ужаснулся. В учётной системе куча разных стандартов, а процессы дублируются «на всякий случай».
В России участники логистических процессов одинаковые вещи учитывают и измеряют по-разному: даже адреса и штрих-коды записываются везде по-своему. А без унификации нет массового продукта, который не требует доработок и отвечает финансовым возможностям бизнеса.
В наших компаниях редко налажены процессы сбора обратной связи от пользователей и клиентов. Руководитель не знает, как удобно получать товар клиенту, чем удобно пользоваться сотруднику. Возникает ситуация, когда систему поставили, но никто ей не пользуется.
Необходимо стимулировать обратную связь от сотрудников и от покупателей. При этом, важно, чтобы и клиент, и сотрудник получали реальную выгоду.
-
Чтобы не терять потенциальную прибыль. У огромного количества компаний, которые имеют свой автопарк, нет срочной доставки («день в день»). Проблема решается установкой информационной системы и возможностью логисту отслеживать водителей, оперативно назначать им новые задания. В компании боятся потратиться на сервис, а в итоге теряют долю рынка в доставке.
-
Чтобы оптимизировать работу службы доставки. Цифровизация логистики и работа в информационных системах позволит объединять грузы. Это актуально для 90% компаний, ведь на практике перевозка формируется вручную. Логистическое решение оптимизирует создание маршрутных листов и позволяет сэкономить ресурсы.
-
Чтобы контролировать водителей. Эта причина банальна, но от этого не менее актуальна. Проблема, как была 20 лет назад, так и продолжает существовать сегодня: клиент ждёт свой заказ, а водитель ездит по своим делам. В компаниях нет систем отслеживания, хотя бы трекинга водителей и контроля за ГСМ.
Влияет только один фактор. Он определяет, в какой момент в компании пойдут искать систему: процессы цифровизации логистики запускаются только тогда, когда от компании начнут уходить клиенты.
Только реальная потеря клиентов покажет, что надо что-то предпринимать. В большинстве случаев компании работают в хаосе и решают большинство вопросов в пожаре. Ведь, если клиент заплатил – всё хорошо.
Это неправильный подход. Необходимо смотреть вперёд и понимать, что в определённый момент текущее устройство не справится и случится крах.
Источник:
«Маппа».
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».