Каждый экономический кризис уникален, у каждого есть свои особенности, каждый бьёт по разным болевым точкам. Поэтому вряд ли компания, даже учтя уроки предыдущего кризиса, может на 100% обезопасить себя от следующего «чёрного лебедя». Но снизить возможные риски – это вполне по силам даже небольшим бизнесам. О том, как подготовить бизнес к возможным экономическим катаклизмам, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал директор по региональному развитию платформы «Учи.ру» Сергей Веременко.
Сергей Веременко, 29 лет, директор по региональному развитию образовательной онлайн-платформы
«Учи.ру». Окончил МГТУ им. Баумана и Московский городской педагогический университет. Присоединился к команде «Учи.ру» в 2012 году на начальном этапе развития проекта. В компании отвечает за взаимодействие со стратегическими партнёрами и развитие продукта в регионах.
Каждый кризис имеет своё неповторимое «лицо». Поэтому, на мой взгляд, бессмысленно вырабатывать какой-то алгоритм действий на будущее. Корона-кризис, например, в корне отличается от событий 2008 года и других сложных периодов по трём причинам.
Быстрое влияние и глобальный масштаб. Как только эпидемия вышла за пределы Китая, все страны ощутили её влияние на экономику. По прогнозам аналитиков Economist Intelligence Unit, из-за этого мировая экономика упадет на 2,2% к концу года вместо того, чтобы вырасти на 2,3%. Для сравнения: финансовый кризис 2008 года изначально подорвал только сектор недвижимости и финансовый рынок США. Он отразился на мировой экономике лишь спустя какое-то время. Например, основные фондовые индексы упали на 50% через 18 месяцев. В этот раз индекс S&P 500 упал на 34% в период с 19 февраля по 23 марта – чуть больше месяца.
Новые покупательские привычки и предпочтения. Глобальное влияние на все секторы экономики, а также эпидемиологическую ситуацию, заставило потребителей адаптироваться к новой реальности. Физические контакты стали угрозой личному и общественному здоровью. Помимо этого многие столкнулись с увольнениями или снижением заработной платы, что отразилось на покупательской способности. По оценкам McKinsey, новая «нормальность» аудитории состоит из пяти аспектов:
-
фокус на осознанное потребление и базовые нужды;
-
упор на digital и омниканалы;
-
отказ от лояльности: покупатели активнее обращаются к новым продавцам;
-
приоритезация гигиенических мер безопасности;
-
отказ от физического воздействия: люди предпочитают оставаться дома.
Тотальная смена среды и новый тип взаимодействия. В отличие от предыдущих кризисов пандемия вынудила общество и бизнес буквально сменить «среду обитания». Согласно исследованию Accenture, в самоизоляции люди наиболее активно использовали цифровые инструменты для общения, учёбы и развлечений. Каждый второй респондент опроса PwC тратит сейчас намного больше времени на просмотр фильмов или онлайн-игры, чем раньше. Такое же количество опрошенных работает из дома полностью или частично.
Смена среды окажет долгосрочное влияние на поведение аудитории, с чем придётся считаться бизнесу. Респонденты Harris Poll в США ответили на вопросы, как они собираются жить после пандемии. Каждый второй и дальше будет заниматься шопингом в онлайне, а каждый четвёртый - выберет для детей дистанционную форму обучения. Ни один предыдущий кризис настолько серьёзно не менял привычные способы взаимодействия с миром.
Итак, к кризису нельзя подготовиться полностью. Но есть две главные вещи, которые позволят стать менее уязвимым.
-
Правильно выстроенные бизнес-процессы. Эффективная координация и коммуникация, особенно в условиях удалёнки – очевидные приоритеты даже при нормальных условиях. В период кризиса, когда времени на обдумывание решений меньше, а потенциальных рисков больше, это становится необходимостью.
-
Различные финансовые сценарии. Необходим бюджет на период кризиса. Компания должна обеспечить достаточный уровень ликвидности, в любых условиях своевременно расплачиваться с поставщиками и закрывать фиксированные платежи.
В остальном, период кризиса – это такое время, которое можно сравнить с запуском продукта за рубежом. Пока завоёвывается новая площадка, на «родном» рынке может измениться всё: запросы и поведение аудитории, конъюнктура, действия конкурентов. Могут появиться так называемые «чёрные лебеди» - события или факторы, которые невозможно предугадать. В этих условиях успех зависит от трёх факторов.
Быстрая адаптация
В кризис работает закон дарвинизма: выживают не самые сильные и умные, а те, кто лучше адаптируются к изменениям. Когда мы в «Учи.ру» столкнулись с резко возросшим спросом (рост трафика в девять раз в ходе карантина!), компании пришлось срочно масштабировать инфраструктуру. Мы разрабатывали и запускали новые бесплатные сервисы для школьного обучения - виртуальный класс, онлайн-уроки и т.д.
Вне зависимости от ситуации, продукт нужно адаптировать под текущие запросы на ходу. Не стоит сразу стремиться к идеалу и затягивать запуск, иначе опередят конкуренты. Лучше сделать soft launch (мягкий запуск) и доработать продукт, опираясь на обратную связь.
Информация о продукте
В кризисное время нужно максимально продвигать информацию о своём продукте - о том, как он помогает аудитории справиться с текущей ситуацией. Адаптироваться к новой реальности приходится всем, в том числе и пользователям. От того, насколько понятен для них продукт и его функционал, зависит успех проекта.
Например, мы выяснили, что большинство учащихся испытывают трудности с адаптацией к онлайн-обучению: 49% отметили, что сложности у детей возникают иногда, 13% - постоянно. Также, во время пандемии компания получила больше запросов на то, чтобы лучше проинформировать аудиторию о бесплатных сервисах и о том, как ими пользоваться. Мы быстро разработали инструкции, создали обучающие материалы и запустили вебинары для учителей и родителей учащихся школ.
Фокус на простых решениях
Простота решений не означает их примитивность. Речь идёт о том, что лучше сделать более простой, но рабочий функционал, чем сложный с множеством недочётов. На него потребуется больше времени и ресурсов, которых и так катастрофически не хватает в нестабильное экономическое время.
Невзирая на то, что в кризис многим приходится буквально собирать себя по крупицам и спасать бизнес, нужно всегда поворачиваться лицом к своим клиентам. Экономическая нестабильность больно бьёт по аудитории, и лучше проявить эмпатию, чем гнаться за краткосрочной выгодой.
В нашей отрасли многие открывали частичный или полный бесплатный доступ к обучающим курсам и занятиям. EdTech достойно пережил первые месяцы пандемии, вынес для себя главные уроки, и это, несомненно, отразится на его дальнейшем развитии.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».