В последние два-три года во многих городах России появились так называемые котокафе – заведения, где гости могут провести время за общением с кошками. Идея котокафе пришла к нам из Японии. Первое котокафе было открыто в Стране Восходящего Солнца в 1998 году, идея быстро обрела популярность, и котокафе стали открываться во многих городах мира. О том, как устроена пушистая индустрия гостеприимства, порталу Biz360.ru рассказала владелица котокафе «Лапы и хвосты» Наталья Колесникова.
Наталья Колесникова, предприниматель из Ростова, основательница и директор котокафе
«Лапы и хвосты». До запуска котокафе занималась туристическим бизнесом и event-проектами. «Лапы и хвосты» работает в формате «антикафе» - т.е. посетители платят за время, проведённое в заведении; здесь кроме общения с животными гостям бесплатно предлагаются чай-кофе, печенье, wi-fi, настольные игры и другие развлечения. Проект запущен в январе 2016 года.
До того, как открыть котокафе «Лапы и хвосты», ростовчанка Наталья Колесникова успела попробовать себя в нескольких бизнесах - у неё было турагентство и event-агентство. Но, по словам Натальи, для неё в бизнесе важен не только материальный, но и социальный аспект – приносить пользу. И концепция котокафе вполне отвечала этому принципу.
«Такого опыта у меня ещё не было, просто знала, что в мире существуют котокафе. Потом обнаружила, что, оказывается, и в России они есть, в основном в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге. Причём, бизнес это непростой, многие котокафе из первой волны уже закрылись», - говорит Наталья.
Котокафе бывают двух форматов. Одни устроены по принципу обычного кафе, где гости приходят покушать, и кошки здесь - дополнительная «фишка» заведения. Оплата в таком кафе взимается только за блюда, как в обычном ресторане. Второй формат - как в нашем случае – антикафе, здесь нужно платить за проведённое время.
Вы приходите сюда как в гости к друзьям, в уютный дом с диванами и креслами, где живёт много кошек. Переобуваетесь в тапочки, можете выпить чаю или кофе, пообщаться с кошками и расслабиться. Можно и перекусить - как и в обычном антикафе здесь гостям бесплатно предлагают чай-кафе, печенье, настольные игры.
В котокафе «Лапы и хвосты» посетитель платит 200 рублей за первый час пребывания, а затем - 2 рубля за минуту в будни или 3 рубля за минуту в выходные. Безлимитное дневное пребывание стоит 500 рублей, это максимальный чек. Кроме того, есть и дополнительные услуги, например, можно приобрести пакетик с кормом за 50 рублей и самому покормить кошек. «Человеческой» едой кормить животных в котокафе запрещено.
«Я не ставила задачу заработать на котокафе больших денег, это попросту невозможно, - говорит Наталья Колесникова. - Для меня это - социальное предпринимательство, и бизнес, и хобби. Но зарабатывать мне всё равно нужно - платить аренду, налоги и зарплату, обеспечивать животным достойное существование, улучшать сервис. Кроме того, хотелось бы постепенно расширяться. Ведь чем больше площадь заведения, тем большее количество животных можно приютить. Также хотелось бы иметь побольше комнат, чтобы в них проводить занятия для детей. Так что главная задача моего бизнеса на данном этапе - это развитие».
Кстати, Наталья не одинока в своём стремлении помочь животных – вокруг котокафе сформировался круг волонтёров, которые помогают ухаживать за животными, приносят корма и лекарства, оказывают содействие в бытовых вопросах.
«Я люблю животных и, в частности, больше всего переживаю за судьбу бездомных зверей. Поэтому я сразу решила, что в моём котокафе будут только бездомные котики, а одной из миссий будет находить им дом», - говорит Наталья.
Коты и кошки попадают в «Лапы и хвосты» либо с улицы, либо из центра безнадзорных животных. Предварительно они проходят строгий карантин, лечатся и прививаются. Регулярно приезжает ветврач и осматривает животных. Дважды в сутки всё помещение подвергается дезинфекции. А на входе гостей просят не только раздеться, но также разуться и обработать руки дезинфицирующим средством, чтобы максимально обезопасить котиков.
За полгода работы Наталье удалось пристроить в добрые руки тринадцать животных. Один из котов, пушистый красавец по кличке Персик, установил рекорд по кратковременности пребывания в котокафе - одну неделю. После чего Персик обрёл хозяев – семью из Москвы, приехавшую в Ростов на выходные.
«К поиску хороших хозяев мы относимся очень тщательно. Каждый, кто желает взять наше животное, проходит строгое собеседование с нами, мы смотрим, можно ли доверить этим людям нашего питомца. А уже после просим делиться фотографиями, сведениями о том, как живётся коту или кошке в новой семье, чтобы быть спокойными за их дальнейшую счастливую жизнь».
Основные посетители кафе – те люди, которые любят кошек, но по разным причинам не могут их держать дома. Отдельная многочисленная категория посетителей - дети, родители которых не разрешают завести кошку; здесь они могут поиграть с кошками, понаблюдать за их забавными выходками, заботиться о них. Правда, детей просят не тискать котиков, и следят, чтобы они по неосторожности не причинили вред животным.
«Большую пользу мы приносим и тем людям, которые не могут держать кошку дома из-за аллергии, - говорит Наталья. - Пришёл к нам, выпил таблетку - погладил, пообщался с кошками от души, и ушёл счастливый».
Атмосфера в кафе - уютная и располагающая к покою. По наблюдениям сотрудников, многие люди просто засыпают на диване, окруженные мурлычущими животными.
В день «Лапы и хвосты» посещает от десяти до двадцати-тридцати человек. Пока мы беседовали с Натальей, за 40 минут объявилось шестеро посетителей. Две студентки сразу открыли ноутбуки и «зависли» в них. Затем пришла девочка-школьница – и с наслаждением кормит сразу восьмерых пушистых друзей прямо из рук. Трое подростков стоят в нерешительности - не могут определиться, к какому животному можно подойти и кого бы первым почесать за ухом.
На первом этапе на узнаваемость заведения сработал эффект новизны – про открытие кафе бесплатно рассказали практически все значимые региональные СМИ. Но первая волна интереса прошла, и Наталье приходится довольно много времени уделять маркетингу и продвижению.
«В первую очередь, это, конечно, соцсети. У нас есть группа в социальной сети «В контакте», там у нас 6,5 тысяч подписчиков, для которых мы постоянно должны придумывать интересный контент. Используем и Facebook – как платное продвижение, так и бесплатное».
«Мы постоянно устраиваем как свои конкурсы для любителей животных, так и участвуем в чужих, чтобы быть на слуху и на виду. Кроме того, мы промоутируем своё котокафе не только как заведение, где можно погладить котиков, но и как место, где можно приятно и в спокойной обстановке провести время с друзьями, поработать, поучаствовать в интересном мероприятии. Мероприятия мы планируем на месяц вперёд, оповещаем о них своих постоянных клиентов, приглашаем новых».
«Также мы очень активно сотрудничаем с центром безнадзорных животных. У нас похожая целевая аудитория, поэтому мы помогаем друг другу, анонсируем мероприятия и т.д. Разумеется, мы постоянно устраиваем акции, предлагаем скидки на посещение кафе - например, сейчас каждый, кто сделает репост об акции «350 рублей - за целый день», может воспользоваться этим предложением. Кроме того, нам помогают и наши постоянные гости. Они всем рассказывают о нас и приглашают, приводят с собой друзей и знакомых».
«Многие котокафе в нашей стране закрылись, потому что люди просто не рассчитали своих сил, - говорит Наталья. – Помимо бизнес-компетенций, нужно ещё многое уметь и знать о кошках: их повадки, психологию, правила ухода. Например, чтобы ввести кошку в существующий уже коллектив надо проделать большую работу. Причём, привить, обработать от паразитов, стерилизовать, приучить к лотку - это ещё далеко не всё. У каждого животного свой характер. Один легко находит общиё язык с соплеменниками, другая - прячется по углам целый месяц и ведёт себя агрессивно».
«У нас была кошка Плюша (сейчас она обрела дом) которая за несколько месяцев так и не примирилась с таким количеством «коллег». У неё было своё место и никто туда не подходил, не беспокоил и не трогал её»
Работа с особенными детьми
Вскоре после открытия котокафе у Натальи возникла идея помогать детям с особенностями развития и здоровья. И это стало ещё одной социальной миссией бизнеса. Во-первых, такие дети могут посещать котокафе бесплатно. Кроме того, в котокафе практикуется фелинотерапия - для детей проводятся специальные занятия по общению с животными.
- Фелинотерапия – нетрадиционный терапевтический метод лечения и предупреждения заболеваний при помощи коммуникации с кошками.
Сотрудники и волонтёры котокафе «Лапы и хвосты» периодически устраивают и выездные сеансы для тех, кто лишен радости и пользы общения с котиками. Например, 22-го июня состоялась поездка в интернат № 38 для слабовидящих деток. На такие встречи Наталья и её команда берут с собой тех кошек, для которых в силу их характера поездка не будет стрессом. Например, общительную Ежевику, которая любит гулять, бывать в гостях, и поэтому всегда готова «поработать» на выезде.
Поездки устраиваются и в обычные детские дома, в которых сложно получить разрешение на выезд детей за пределы учреждения.
По мнению Натальи, есть несколько дополнительных возможностей повысить рентабельность бизнеса, которые она пока не использует (но которые могут пригодиться предпринимателям в других городах). Во-первых, отказаться от идеи пристраивать всех животных в семьи. Каждый новый кот, взятый с улицы или из приюта, требует финансовых затрат - прививки, обработка от паразитов, услуги ветеринара, лекарства и так далее. Но если хотя бы несколько пушистых сотрудников будут в «штате» постоянно, то расходы удастся существенно оптимизировать.
Во-вторых, можно на базе котокафе заниматься разведением породистых животных. Так, по словам Натальи, в Японии существуют котокафе, специализирующиеся на определенных породах. Там можно не только пообщаться с котиками экзотических дорогих пород, например, мейкунами или сфинксами, но и заказать и приобрести себе котёнка домой.
В-третьих, можно расширить ассортимент услуг. Например, ввести в дополнение к бесплатным чаю и печенью другие блюда и напитки – но уже за плату.
Также можно сдавать помещения котокафе под различные мероприятия – тренинги, семинары, корпоративные ивенты.
«Мы, конечно, будем искать дополнительные точки роста и возможность увеличить выручку. Но будем это делать аккуратно, так, чтобы в основе нашего бизнеса по-прежнему оставалась идея приносить пользу животным и людям», - резюмирует Наталья.
Как заработать на любви людей к собакам.
Как устроен онлайн-сервис по вызову ветеринара.
Три бизнес идеи: сервис выгула собак, маникюр на дому, велокафе.