Усатый-полосатый бизнес

Прочтёте за 5 мин.

Как заработать на кисах, котэ и котиках

IT-инструменты, которые использует Наталья Сулименко

  • Вконтакте
  • Facebook
  • 1С:Бухгалтерия

В последние два-три года во многих городах России появились так называемые котокафе – заведения, где гости могут провести время за общением с кошками. Идея котокафе пришла к нам из Японии. Первое котокафе было открыто в Стране Восходящего Солнца в 1998 году, идея быстро обрела популярность, и котокафе стали открываться во многих городах мира. О том, как устроена пушистая индустрия гостеприимства, порталу Biz360.ru рассказала владелица котокафе «Лапы и хвосты» Наталья Колесникова.

Досье

Наталья Колесникова, предприниматель из Ростова, основательница и директор котокафе  «Лапы и хвосты». До запуска котокафе занималась туристическим бизнесом и event-проектами. «Лапы и хвосты» работает в формате «антикафе» - т.е. посетители платят за время, проведённое в заведении; здесь кроме общения с животными гостям бесплатно предлагаются чай-кофе, печенье, wi-fi, настольные игры и другие развлечения. Проект запущен в январе 2016 года.

Наталья Сулименко

На чём зарабатывает котокафе  

До того, как открыть котокафе «Лапы и хвосты», ростовчанка Наталья Колесникова успела попробовать себя в нескольких бизнесах - у неё было турагентство и event-агентство. Но, по словам Натальи, для неё в бизнесе важен не только материальный, но и социальный аспект – приносить пользу. И концепция котокафе вполне отвечала этому принципу. 

«Такого опыта у меня ещё не было, просто знала, что в мире существуют котокафе. Потом обнаружила, что, оказывается, и в России они есть, в основном в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге. Причём, бизнес это непростой, многие котокафе из первой волны уже закрылись», - говорит Наталья. 

Котокафе бывают двух форматов. Одни устроены по принципу обычного кафе, где гости приходят покушать, и кошки здесь - дополнительная «фишка» заведения. Оплата в таком кафе взимается только за блюда, как в обычном ресторане. Второй формат - как в нашем случае – антикафе, здесь нужно платить за проведённое время. 

Вы приходите сюда как в гости к друзьям, в уютный дом с диванами и креслами, где живёт много кошек. Переобуваетесь в тапочки, можете выпить чаю или кофе, пообщаться с кошками и расслабиться. Можно и перекусить - как и в обычном антикафе здесь гостям бесплатно предлагают чай-кафе, печенье, настольные игры. 

В котокафе «Лапы и хвосты» посетитель платит 200 рублей за первый час пребывания, а затем - 2 рубля за минуту в будни или 3 рубля за минуту в выходные. Безлимитное дневное пребывание стоит 500 рублей, это максимальный чек. Кроме того, есть и дополнительные услуги, например, можно приобрести пакетик с кормом за 50 рублей и самому покормить кошек. «Человеческой» едой кормить животных в котокафе запрещено.

Небольшие деньги котокафе зарабатывает и на мастер-классах по рукоделию, которые здесь часто проводятся. Правда, участие в них стоит чисто символически – 120-150 рублей. 

«Я не ставила задачу заработать на котокафе больших денег, это попросту невозможно, - говорит Наталья Колесникова. - Для меня это - социальное предпринимательство, и бизнес, и хобби. Но зарабатывать мне всё равно нужно - платить аренду, налоги и зарплату, обеспечивать животным достойное существование, улучшать сервис. Кроме того, хотелось бы постепенно расширяться. Ведь чем больше площадь заведения, тем большее количество животных можно приютить. Также хотелось бы иметь побольше комнат, чтобы в них проводить занятия для детей. Так что главная задача моего бизнеса на данном этапе - это развитие».

Котокафе

Кстати, Наталья не одинока в своём стремлении помочь животных – вокруг котокафе сформировался круг волонтёров, которые помогают ухаживать за животными, приносят корма и лекарства, оказывают содействие в бытовых вопросах. 

«Каждой кошке нужен дом» 

«Я люблю животных и, в частности, больше всего переживаю за судьбу бездомных зверей. Поэтому я сразу решила, что в моём котокафе  будут только бездомные котики, а одной из миссий будет находить им дом», - говорит Наталья.   

Коты и кошки попадают в «Лапы и хвосты» либо с улицы, либо из центра безнадзорных животных. Предварительно они проходят строгий карантин, лечатся и прививаются. Регулярно приезжает ветврач и осматривает животных. Дважды в сутки всё помещение подвергается дезинфекции. А на входе гостей просят не только раздеться, но также разуться и обработать руки дезинфицирующим средством, чтобы максимально обезопасить котиков. 

За полгода работы Наталье удалось пристроить в добрые руки тринадцать животных. Один из котов, пушистый красавец по кличке Персик, установил рекорд по кратковременности пребывания в котокафе - одну неделю. После чего Персик обрёл хозяев – семью из Москвы, приехавшую в Ростов на выходные.  

Котокафе 

«К поиску хороших хозяев мы относимся очень тщательно. Каждый, кто желает взять наше животное, проходит строгое собеседование с нами, мы смотрим, можно ли доверить этим людям нашего питомца. А уже после просим делиться фотографиями, сведениями о том, как живётся коту или кошке в новой семье, чтобы быть спокойными за их дальнейшую счастливую жизнь». 

Кто ходит в котокафе 

Основные посетители кафе – те люди, которые любят кошек, но по разным причинам не могут их держать дома. Отдельная многочисленная категория посетителей - дети, родители которых не разрешают завести кошку; здесь они могут поиграть с кошками, понаблюдать за их забавными выходками, заботиться о них. Правда, детей просят не тискать котиков, и следят, чтобы они по неосторожности не причинили вред животным.   

«Большую пользу мы приносим и тем людям, которые не могут держать кошку дома из-за аллергии, - говорит Наталья. - Пришёл к нам, выпил таблетку - погладил, пообщался с кошками от души, и ушёл счастливый». 

Атмосфера в кафе - уютная и располагающая к покою. По наблюдениям сотрудников, многие люди просто засыпают на диване, окруженные мурлычущими животными.

Котокафе 

В день «Лапы и хвосты» посещает от десяти до двадцати-тридцати человек. Пока мы беседовали с Натальей, за 40 минут объявилось шестеро посетителей. Две студентки сразу открыли ноутбуки и «зависли» в них. Затем пришла девочка-школьница – и с наслаждением кормит сразу восьмерых пушистых друзей прямо из рук. Трое подростков стоят в нерешительности - не могут определиться, к какому животному можно подойти и кого бы первым почесать за ухом. 

Маркетинг и продвижение 

На первом этапе на узнаваемость заведения сработал эффект новизны – про открытие кафе бесплатно рассказали практически все значимые региональные СМИ. Но первая волна интереса прошла, и Наталье приходится довольно много времени уделять маркетингу и продвижению. 

«В первую очередь, это, конечно, соцсети. У нас есть группа в социальной сети «В контакте», там у нас 6,5 тысяч подписчиков, для которых мы постоянно должны придумывать интересный контент. Используем и Facebook – как платное продвижение, так и бесплатное». 

«Мы постоянно устраиваем как свои конкурсы для любителей животных, так и участвуем в чужих, чтобы быть на слуху и на виду. Кроме того, мы промоутируем своё котокафе не только как заведение, где можно погладить котиков, но и как место, где можно приятно и в спокойной обстановке провести время с друзьями, поработать, поучаствовать в интересном мероприятии. Мероприятия мы планируем на месяц вперёд, оповещаем о них своих постоянных клиентов, приглашаем новых».

Котокафе 

«Также мы очень активно сотрудничаем с центром безнадзорных животных. У нас похожая целевая аудитория, поэтому мы помогаем друг другу, анонсируем мероприятия и т.д. Разумеется, мы постоянно устраиваем акции, предлагаем скидки на посещение кафе - например, сейчас каждый, кто сделает репост об акции «350 рублей - за целый день», может воспользоваться этим предложением. Кроме того, нам помогают и наши постоянные гости. Они всем рассказывают о нас и приглашают, приводят с собой друзей и знакомых».  

К кошкам нужен свой подход 

«Многие котокафе в нашей стране закрылись, потому что люди просто не рассчитали своих сил, - говорит Наталья. – Помимо бизнес-компетенций, нужно ещё многое уметь и знать о кошках: их повадки, психологию, правила ухода. Например, чтобы ввести кошку в существующий уже коллектив надо проделать большую работу. Причём, привить, обработать от паразитов, стерилизовать, приучить к лотку - это ещё далеко не всё. У каждого животного свой характер. Один легко находит общиё язык с соплеменниками, другая - прячется по углам целый месяц и ведёт себя агрессивно». 

«У нас была кошка Плюша (сейчас она обрела дом) которая за несколько месяцев так и не примирилась с таким количеством «коллег». У неё было своё место и никто туда не подходил, не беспокоил и не трогал её» 

«Кошка - сложное существо, ей не нужна компания, поэтому нового жильца каждый из 8-10 наших котиков принимает по-своему. Например, одна наша кошка считает себя хозяйкой этой дружной семьи, но проблема в том, что ещё несколько котиков придерживаются такой же точки зрения. Поэтому сначала мы держим новичка отдельно, постепенно на несколько минут пускаем ко всем. Он всё обнюхивает, все привыкают к его запаху, и так, постепенно он входит в кошачью семью». 

Котокафе

Работа с особенными детьми
 

Вскоре после открытия котокафе у Натальи возникла идея помогать детям с особенностями развития и здоровья. И это стало ещё одной социальной миссией бизнеса. Во-первых, такие дети могут посещать котокафе бесплатно. Кроме того, в котокафе практикуется фелинотерапия - для детей проводятся специальные занятия по общению с животными. 

  • Фелинотерапия – нетрадиционный терапевтический метод лечения и предупреждения заболеваний при помощи коммуникации с кошками. 

Сотрудники и волонтёры котокафе «Лапы и хвосты» периодически устраивают и выездные сеансы для тех, кто лишен радости и пользы общения с котиками. Например, 22-го июня состоялась поездка в интернат № 38 для слабовидящих деток. На такие встречи Наталья и её команда берут с собой тех кошек, для которых в силу их характера поездка не будет стрессом. Например, общительную Ежевику, которая любит гулять, бывать в гостях, и поэтому всегда готова «поработать» на выезде. 

Поездки устраиваются и в обычные детские дома, в которых сложно получить разрешение на выезд детей за пределы учреждения. 

За счёт чего можно сделать котокафе прибыльным 

По мнению Натальи, есть несколько дополнительных возможностей повысить рентабельность бизнеса, которые она пока не использует (но которые могут пригодиться предпринимателям в других городах). Во-первых, отказаться от идеи пристраивать всех животных в семьи. Каждый новый кот, взятый с улицы или из приюта, требует финансовых затрат - прививки, обработка от паразитов, услуги ветеринара, лекарства и так далее. Но если хотя бы несколько пушистых сотрудников будут в «штате» постоянно, то расходы удастся существенно оптимизировать. 

Во-вторых, можно на базе котокафе заниматься разведением породистых животных. Так, по словам Натальи, в Японии существуют котокафе, специализирующиеся на определенных породах. Там можно не только пообщаться с котиками экзотических дорогих пород, например, мейкунами или сфинксами, но и заказать и приобрести себе котёнка домой. 

В-третьих, можно расширить ассортимент услуг. Например, ввести в дополнение к бесплатным чаю и печенью другие блюда и напитки – но уже за плату. 

Также можно сдавать помещения котокафе под различные мероприятия – тренинги, семинары, корпоративные ивенты. 

«Мы, конечно, будем искать дополнительные точки роста и возможность увеличить выручку. Но будем это делать аккуратно, так, чтобы в основе нашего бизнеса по-прежнему оставалась идея приносить пользу животным и людям», - резюмирует Наталья. 

Наталья Сулименко

Читайте также:

Как заработать на любви людей к собакам.
Как устроен онлайн-сервис по вызову ветеринара.
Три бизнес идеи: сервис выгула собак, маникюр на дому, велокафе.

24 июня 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов