С 1 августа 2025 года продавцы – в офлайн-точках или в интернете – не смогут продавать остатки многих категорий товаров лёгкой промышленности без маркировки системы «Честный знак». Чтобы избежать убытков и штрафов, целесообразно задуматься о маркировке уже сейчас. О том, как получить марки и в каких случаях маркировку можно переложить на поставщика, порталу Biz360.ru рассказала заместитель руководителя отдела по методологии розничной торговли фирмы «1С» Ольга Салимова.
Ольга Салимова – заместитель руководителя отдела по методологии розничной торговли фирмы «1С». Окончила механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова и Российско-немецкую высшую школу управления АНХ РФ. В фирме «1С» работает 15 лет, зона ответственности – разработка методических подходов к автоматизации розницы.
С 1 марта 2025 года произошло расширение перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке в системе «Честный знак». Теперь маркировка должна быть на многих изделиях лёгкой промышленности. Вот список новых групп товаров:
-
Майки, фуфайки с рукавами, прочие нательные фуфайки, прочие нижние рубашки трикотажные машинного или ручного вязания.
-
Купальные костюмы.
-
Колготы, чулки, гольфы, носки, подследники и прочие чулочно-носочные изделия, включая компрессионные изделия с распределённым давлением (например, чулки для страдающих варикозным расширением вен), трикотажные машинного или ручного вязания.
Перчатки, рукавицы и митенки. -
Галстуки, галстуки-бабочки и шейные платки.
-
Гетры, гамаши и аналогичные изделия.
-
Бюстгальтеры, пояса, корсеты, подтяжки, подвязки и аналогичные изделия трикотажные машинного или ручного вязания или нетрикотажные.
-
Предметы одежды и принадлежности к одежде готовые прочие, в том числе трикотажные машинного или ручного вязания (кроме частей одежды и изделий медицинского назначения).
С 1 марта 2025 года производители и импортёры этой продукции обязаны наносить на неё маркировку, а оптовые и розничные продавцы не могут закупать и продавать немаркированные товары. Исключение составляли только те остатки, которые были на складе до вступления изменений, то есть до 1 марта 2025 года. И вот теперь для розницы наступает следующая важная дата – 1 августа 2025 года. С этого момента без марок системы «Честный знак» нельзя продавать остатки этих товаров. Для их легальной продажи магазин должен промаркировать остатки. На это ему даётся время: он может хранить и маркировать остатки до 30 ноября 2025 года.
Что это значит, например, для розничного магазина, в котором продаются носки, нижнее бельё, купальники и домашняя одежда? Если 1 марта 2025 года у магазина были, например, купальники без маркировки, их можно было спокойно продавать до 1 августа. Всю весну и лето новые партии купальников поступали с маркировкой, которую наносят производитель, оптовый продавец или импортёр. Но если остатки купальников без маркировки не распродались до 1 августа, то их надо либо снимать с продажи с этой даты, либо промаркировать (ниже мы рассмотрим несколько вариантов, как это можно сделать).
Розничные продавцы могу хранить у себя эти остатки и нанести маркировку на остатки товаров лёгкой промышленности до 30 ноября. То есть на это им отводится почти девять месяца, если считать с 1 марта. Кажется, что времени достаточно. Но в любом случае продавать с 1 августа они могут только маркированные товары.
С высокой долей вероятности розничные продавцы начнут заказывать коды маркировки в системе «Честный знак» накануне 1 августа и в течение всего августа. Количество запросов на сайте «Честный знак» будет большим, и, возможно, они будут долго обрабатываться. Мы надеемся, что этого не произойдёт, но такой вариант нельзя исключать. Поэтому, о маркировке товаров, которые вы будете продавать после 1 августа, нужно задумываться уже сейчас.
Если же в ассортименте есть товары лёгкой промышленности, спрос на которые начнётся в холодное время года (гамаши, варежки), то не забудьте нанести на них маркировку до 30 ноября 2025 года. Позднее вы не сможете их продать, так как срок получения марок на остатки закончится.
Промаркировать остатков необходимо, чтобы иметь возможность их продать. Для этого нужно сначала ввести товары в оборот, промаркировав остатки, а затем вывести из оборота при розничной продаже. Поэтому для товаров нужно заводить в национальном каталоге системы «Честный знак» технические карточки товаров. Они временные и используются только один раз для маркировки остатков.
Создать технические карточки проще, чем потребительские, которые нужны для регулярных продаж. Для этого не нужно подавать заявление на вступление в GS1 RUS (российское представительство международной организации GS1, которая разрабатывает и поддерживает систему глобальных стандартов для идентификации товаров – примечание редакции), платить ежегодный взнос и получать на каждый товар GTIN (уникальный код товара, благодаря которому он будет идентифицирован в любой стране – примечание редакции). Достаточно создать карточку в национальном каталоге, и товару будет присвоен временный идентификационный код (начинается на 029).
Для маркировки остатков, которые были закуплены розницей до 1 марта 2025 года, надо провести их инвентаризацию. Это покажет, какие товары есть в наличии. После чего станет понятно, сколько карточек товаров придётся создавать.
Обратите внимание, что под каждый цвет и размер одного и того же изделия нужны разные карточки товаров. Допустим, у магазина есть два артикула – носки чёрного цвета в красную полоску и в жёлтую полоску. Каждый из них – в трёх размерах. На каждый цвет и размер придётся заводить новую карточку. Итого на эти товары понадобится шесть карточек.
Пожалуй, самое сложное в маркировке остатков – это описывать товары для получения карточек. Есть три способа, как отправить описание товаров в национальный каталог товаров системы «Честный знак»:
-
создавать все карточки вручную на сайте национального каталога;
-
использовать шаблон в формате таблицы Excel на сайте национального каталога;
-
настроить автоматическую выгрузку из базы 1С.
Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.
Ручной ввод карточек товаров
Подходит для продавцов, у которых 10-20 позиций товаров, подлежащих маркировке. На сайте национального каталога «Честный знак» для каждой карточки нужно вручную заполнить 16 реквизитов. Ручной ввод требует аккуратности и внимательности. На сайте нельзя скопировать все данные из одной карточки и автоматически вставить их в другую. Каждая карточка создаётся «с нуля», с помощью ввода всех характеристик.
Лучше добавить в наименование карточки цвет и размер изделия. Тогда в Национальном каталоге уже по названию карточки будет понятно, о каком товаре идёт речь. Не придётся заходить внутрь карточки, чтобы уточнить, для какого размера и цвета она создана.
Использование шаблона
Этот вариант подходит для продавцов, которым нужно промаркировать сотни товаров, но по нескольким десятков артикулов. В национальном каталоге весь рубрикатор построен на кодах ТН ВЭД. И для каждого кода есть свой шаблон в формате таблицы Excel. В нём перечислены все параметры, которые нужно заполнить.
Продавец выбирает нужные коды товаров и скачивает для них шаблоны. Информацию из одной карточки можно копировать и вставлять в другую. То есть из одной строки в таблице Excel – в другую. Считаю, что этот путь самый гуманный для создания технических карточек.
Выгрузка технических карточек из базы 1С
Сервис «1С:Номеклатура» позволяет выгружать данные из базы 1С в национальный каталог в виде технических карточек. Но так как продавец не будет затем использовать в своей работе технические карточки, этот вариант кажется излишним: в базе 1С будет храниться информация, которая затем не понадобится.
После введения в национальный каталог карточек товаров нужно заказать для каждой позиции марки системы «Честный знак». Процедура их получения довольно быстрая – пара минут. Но из-за того, что 1 августа многие пользователи захотят получить марки, возможно, это время увеличится.
Если розничный магазин до 1 марта 2025 года брал товар на реализацию по договору комиссии, то маркировкой остатков должен заниматься их фактический владелец. Продавец может вернуть товар поставщику, тот примет его на свой склад, промаркирует и передаст обратно продавцу. В этом случае магазин или ИП получит информацию о марках товара с помощью электронной накладной.
Можно не отвозить товар поставщику физически. Продавец после инвентаризации получает информацию об остатках, делает накладную и передаёт только по документам немаркированный товар. Поставщик самостоятельно закажет на виртуальные остатки марки и отправит с ними продавцу электронную накладную. Марки он может передать физически (например, с помощью курьера или служб доставки) или онлайн. В последнем случае продавец распечатывает марки и сам наносит их на каждую единицу товара.
Если розница по договору комиссии работает напрямую с производителем, тот может создать в своём личном кабинете в системе «Честный знак» субаккаунт для своих продавцов. И тогда с его помощью продавец по карточкам производителя заказывает марки для своих остатков.
В маркировке есть ещё один тонкий момент – наборы. Например, магазин продаёт набор из трёх полотенец. Надо получить марку на каждое полотенце и марку на набор. В сумме это обойдётся бизнесу в 2 рубля 40 копеек– 4 х 60 копеек. По сути, речь идёт про маркируемый набор маркированных товаров.
При этом у системы «Честный знак» есть понятие комплекта как неделимого набора. На него можно получить одну марку. Но комплект может завести в национальный каталог только производитель. И тут всё зависит от того, как он описывает товар.
Допустим, производитель носков решил выпустить новый продукт – пять пар носков одного размера, но разных цветов. И называет этот продукт комплектом. Он описывает свой продукт в национальном каталоге как комплект, состоящий из пяти разных пар одного размера, но разных цветов. Это проходит как один код ТН ВЭД, и продавать можно только весь комплект целиком, без деления его на части.
С 1 августа за продажу немаркированных остатков товаров лёгкой промышленности можно получить штраф. Его размер зависит от статуса нарушителя:
-
Для должностных лиц и ИП – от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
-
Для юрлиц – от 50 тысяч до 300 тысяч рублей.
Продавцам товаров лёгкой промышленности стоит до 1 августа 2025 года уточнить, подпадают ли изделия из их ассортимента под требование обязательной маркировки. Если такие позиции будут обнаружены на складе или в магазине, то продавать их, как прежде, нельзя с 1 августа.
Уже сейчас стоит провести инвентаризацию товарных остатков и начать создавать технические карточки в Национальном каталоге системы «Честный знак». Получить марки для продажи можно вплоть до 30 ноября 2025 года. Но если продавец предлагает сезонные осенне-зимние товары – промедление с нанесением маркировки грозит ему убытками.
Посмотреть вебинар на тему «Маркировка остатков товаров лёгкой промышленности» с Ольгой Салимовой можно здесь. Познакомиться с полным циклом работы с маркированным товаром можно в серии коротких видео.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».