В центре внимания - человек: тренды-2020 в малом бизнесе

Прочтёте за 3 мин.

Взгляд Марии Солониной на тенденции в предпринимательстве

IT-инструменты, которые использует Мария Солонина

  • Projetex
  • Trados
  • Idiom
  • Telegram

Декабрь – время подведения итогов. Предприниматели оценивают уходящий год, анализируют, что им удалось, думают, как добиться лучших результатов в следующем году. Некоторые при этом стараются «раздвигать границы» той индустрии, в которой работают, и подмечать общие тренды. Руководитель агентства переводов «Лингвиста» и детской школы плавания «Кроль» в Томске Мария Солонина в своей авторской колонке для Biz360.ru поделилась собственным взглядом на тренды, которые наблюдает в последнее время в малом бизнесе.

Досье

Мария Солонина, 39 лет, предприниматель из Томска. Окончила факультет иностранных языков Томского государственного педагогического университета. Знает английский, французский и немецкий языки. В 2009 году Мария Солонина открыла в Томске агентство переводов  Lingvista, которое сейчас развивает в партнёрстве с Юлией Костевич. А в 2018 году запустила детскую школу плавания  «Кроль» по франшизе.

Мария Солонина

Человекоцентризм

Важным трендом, который я отметила в уходящем году, стало «очеловечивание» малого бизнеса. Современный мир даёт все возможности для того, чтобы бизнес был не просто способом зарабатывания денег, а превратился в дело, которое по душе и владельцу, и клиентам. И на такие компании, олицетворением которых являются их основатели, есть явный запрос. Человек стал во главу угла и как владелец бизнеса, и как клиент.

Социальное предпринимательство

Всё больше владельцев компаний по личной инициативе начинают заниматься благотворительностью, делать добрые дела внутри своих компаний (например, берут на работу людей с ограниченными возможностями или обслуживают таких клиентов на специальных условиях), практиковать волонтёрство и просветительскую деятельность. То есть ощущать не только свободу своих действий, но и ответственность за общество, в котором живёт и работает.

Тренд частично подхватывает и российское законодательство. В течение этого года в него внесли изменения, которые дали определение социальному предпринимательству и предусматривают специальные меры для его поддержки. Формы социальных предприятий не ограничиваются теперь исключительно НКО (некоммерческими организациями), а охватывают привычные всем ИП и ООО.

Реклама в формате рекомендаций

Всё лучше в разных сферах бизнеса работает сарафанное радио, нередко замещая собой другие виды продвижения. Людям нравится искренне делиться с другими людьми мнением о том, что они сами попробовали – и благодаря интернету это сегодня легко сделать.

В частности, это хорошо сработало в нашей школе «Кроль» - и в итоге сегодня мы работаем на пределе возможностей наших бассейнов. Примерно такая же ситуация у наших знакомых в школе билингвального обучения «Англомама» – за последний год проект значительно вырос, перебрался в новое помещение, в планах открытие второго филиала. 

Так что компании, занимающиеся развитием человеческого потенциала, сейчас в фаворе. Вывод: значимость отзывов клиентов и партнёрского продвижения будет становиться всё выше.

Создание сообщества вокруг бренда

Сегодня собственник не только строит команду и заряжает её своей энергией. Он также транслирует свои ценности сотрудникам и клиентам. В результате небольшие компании, особенно занятые в сфере услуг B2C, выстраивают вокруг себя сообщество единомышленников. Так, детская школа становится уже не просто секцией по плаванию, которую дети посещают два раза в неделю, а сообществом заинтересованных родителей, тренеров и менеджеров.

Родители не просто хотят водить ребенка на секцию, но и получать полезную информацию, полноценное общение по интересам, участвовать в совместных «тусах» и дружить семьями.

Важно учитывать, что при таком раскладе всегда есть те клиенты, которые становятся вашими надолго, а есть такие, с которыми взгляды настолько расходятся, что можно и нужно расставаться (клиенты тоже могут быть токсичными и плохо влиять и на вас, и на ваше сообщество). Это же актуально и для других сфер бизнеса.

Если вам удаётся собрать вокруг себя людей таким образом, за силу бренда (и продажи) можно не переживать.

Подача и сервис – на первом плане

В условиях высокой конкуренции людям важно не только то, что предлагают, но и то, как это делают. С каким настроением, атмосферой, харизмой, юмором оказывается услуга. Поэтому многие «западают» на конкретного тренера, педагога, продавца или менеджера – то лицо, с которым они общаются в компании.

И вот вроде бы все тренеры одинаково хороши, работают по одной и той же методике, но один более эмоционален и амбициозен (хорошо растит «чемпионов»), другой более мягок, сдержан и внимателен (идеален для новичков), и у каждого образуется своя команда «поклонников».

Такое бывает, например, и в переводческом бизнесе, когда клиент привык общаться с конкретным менеджером, у которого мелодичный голос и который всегда внимательно выслушает все пожелания, и начинает испытывать дискомфорт, если его переключают на другое контактное лицо. В языковых школах аналогично – в «Англомаме» педагог играет ключевую роль в процессе обучения, не каждый учитель готов возиться с малышами, петь песенки, играть, плясать и видеть в этом свою миссию. Таких приходится выискивать. Опять же - человек в фокусе.

Автоматизация, но с людьми

В сфере языковых переводов, где, казалось бы, тренд на автоматизацию уже не остановить (и нам каждый год твердят, что скоро переводчики станут не нужны), ценность человека тем не менее пока очень велика.

Есть у нас в «Лингвисте» один американский клиент – крупное переводческое агентство, которое очень любит современные технологии. Чего у них только нет: портал для обработки заказов и выставления счетов, онлайн-платформа для выполнения переводов, движки для машинного перевода... И всё хорошо, и мы только за, и с удовольствием используем все современные средства. Но проблема в том, что они периодически не справляются с нагрузкой и дают сбой. И кто тогда выходит на сцену? Правильно, простые менеджеры. Именно они в итоге вывозят проект на своих хрупких плечах.

Да, и не стоит забывать, что машинный перевод без последующей «человеческой» обработки всё ещё невалиден, как ни крути.

Важность личного общения

Живое человеческое общение в бизнесе не только никто не отменял в эпоху интернета – оно набирает ценность. Недавно я вернулась из командировки на Тайвань (в рамках проекта «Умные командировки») и в очередной раз убедилась, что то, что можно почерпнуть в ходе личной встречи за один-два часа, очень сложно было бы достичь в ходе удалённого общения.

Доверие, взаимное уважение, обмен энергией, юмор – это возникает только при личной коммуникации. К сожалению (или счастью), никакие технологии не могут этого заменить.

Biz360.ru


Читайте также: 

Не такие, как все: восемь историй о нестандартных бизнесах.
На ошибках учатся: семь поучительных историй о бизнес-факапах.
Бизнес в декрете: семь вдохновляющих историй о мамах-предпринимателях.

09 декабря 2019

Комментарии

1
  • Владимир Семенов 14.12.2019 18:48

    Давно занимаюсь своим делом, работал и работаю с разными клиентами. Но никогда не возникала мысль что клиентов нужно фильтровать, можно отказать в предоставлении услуг. Я никому не судья, люди все разные. Если клиенту нравиться мой продукт, это хорошо, плати и радуйся.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов