В виртуальную реальность с головой: как заработать на высоких технологиях

Прочтёте за 6 мин.

«Создание «осязаемого» продукта в сфере VR – это долгая история»

IT-инструменты, которые использует Varya

  • 1С:Бухгалтерия
  • Bitrix24
  • Unity3D
  • Bitbucket
  • Slack

Современные технологии позволяют «перенести» движения реального человека в виртуальный мир. Этот приём используется в производстве фильмов и компьютерных игр, а также для аттракционов виртуальной реальности. При этом найти в России качественное и относительно доступное оборудование для виртуальной реальности очень непросто. Команда проекта Varya увидела в этом новую бизнес-нишу. О том, как выйти на рынок с востребованным продуктом в сфере виртуальной реальности, порталу Biz360.ru рассказал сооснователь НПО Varya Василий Громыко.

Досье

Василий Громыко, 37 лет, генеральный директор научно-производственного объединения  Varya. По образованию - инженер-электронщик. В 2017 году вместе с партнёрами Артёмом Орловым и Денисом Виртилецким основал в Москве проект Varya Studio, основной продукт которого – трекинговая VR-система  Locomotion Sensor.

Василий Громыко

Поиск новой бизнес-ниши

В феврале 2015 года учредители московской IT-компании «Интеллектуальные системы» Василий Громыко и Денис Виртилецкий, а также их знакомый Артём Орлов собрались вместе, чтобы обсудить новые бизнес-идеи. В то время они занимались интернет-проектами и разработкой компьютерных программ. Компаньоны решили, что пришло время открыть новое направление деятельности в дополнение к уже существующим.

Они остановили свой выбор на сфере производства электроники для систем виртуальной реальности. В то время интерес к этой сфере только набирал обороты. По прогнозам специалистов, рынок VR-технологий ждал взрывной рост.

Первой идеей компаньонов было создание собственного аттракциона виртуальной реальности с максимальным погружением. В течение полугода для него подбирали оборудование и контент. Но оказалось, что некоторые виды оборудования очень дорогие, и к тому же их сложно найти.

«На рынке были в основном VR-шлемы, но при этом, по сути, не существовало всего остального. Невозможно в полной мере ощутить виртуальную реальность, просто надев шлем, сидя на стуле. Мы увидели в нехватке VR-оборудования проблему. А там, где есть проблема, там есть и рынок, и возможности заработать», - рассказывает Василий.

Инерциальный трекинг

К началу 2016 года компаньоны окончательно поняли: идея собственного VR-аттракциона «полного погружения» слишком сложна для реализации. Тогда они решили сместить акценты на производство одного из видов VR-оборудования – трекинговых систем.

Эти системы позволяют снимать метрики движений человека, оцифровывать их переносить движения тела в виртуальное пространство фактически в режиме реального времени. Таким образом, человек с надетыми на него датчиками может взаимодействовать с виртуальной средой – например, в виде персонажа игры.

Varya

По словам Василия Громыко, сейчас наиболее распространены два типа трекинговых систем. Один из них – оптический трекинг. На человека надевают специальные светоотражающие маркеры и направляют на него несколько камер. Это позволяет определять положение тела в реальном пространстве и переносить его в виртуальное. Именно так снимают «фантастических» персонажей в кино. Правда, позволить себе такое оборудование могут лишь крупные киностудии: один комплект для оптического трекинга стоит от $50 000.

Система, которую решили производить Василий Громыко, Артём Орлов и Денис Виртилецкий, относится к инерциальному типу. Эта технология несколько проще и доступнее, хотя тоже стоит недёшево. Например, стоимость «костюма» для инерциального трекинга от голландской компании Xsense - от €15 000. Такие системы используют небольшие кинокомпании, студии компьютерной анимации, а также операторы VR-аттракционов.

«Я посмотрел на современную радиоэлектронную промышленность и увидел, что она за 15 лет после моей учёбы в профильном вузе ушла далеко вперёд. Электроника стала доступной, и теперь производить её могут и маленькие компании, и просто частники. Изучив, из чего делаются инерциальные системы, я понял, как их можно создавать самостоятельно», - рассказывает Василий.

Разработка своими силами

К работе над новой идеей компаньоны приступили в начале 2016 года. Параллельно заказали разработку устройства у трёх фрилансеров. За полгода с техзаданием в той или иной степени справился только один из них. К тому времени команда проекта самостоятельно создала намного более проработанный продукт.

После этого компаньоны решили развивать продукт своими силами, без привлечения разработчиков-аутсорсеров. Летом 2016 года они создали юридическое лицо – НПО Varya. Название образовано из сочетаний VR/AR-технологий, которые стали сферой деятельности новой компании.


Специалисты НПО Varya создали комплект для инерциального трекинга Locomotion Sensor, состоящий из датчиков, которые крепятся к разным частям тела – на щиколотки, предплечья, грудь, голову и т.д. Эти датчики «считывают» положения частей тела и передают их с минимальной задержкой. Благодаря этому в виртуальное пространство все действия человека копируются практически мгновенно.

«Оглядываясь назад, могу сказать, что первый прототип был только началом. После этого нас ждало ещё примерно полтора-два года работы. Создав прототип, мы только притронулись к технологии. Продукт, который мы сейчас продаём – это уже примерно 18-я версия», - уточняет Василий Громыко.

«Фондам мы неинтересны»

Всего за два года разработки в проект вложено около 14 миллионов рублей. Всё это – личные средства учредителей, а также несколько инвестиций от бизнес-ангелов. При этом первый прототип удалось создать всего за 500 000 рублей. 

Все остальные расходы связаны с созданием более продвинутых версий продукта, а также закупкой оборудования. Помимо 3D-принтеров пришлось вложиться в профессиональные компьютеры стоимостью от 150 000 рублей. Они могут работать со шлемами виртуальной реальности. Шлемы также приходится закупать – их тестируют вместе с оборудованием Locomotion Sensor. Окупить вложения планируется в течение ближайших двух лет.

Varya

«Создание «осязаемого» продукта в сфере виртуальной реальности – это долгая история. Если вы не готовы вкладывать как минимум пару лет, у вас мало что получится. Также надо иметь в виду, что инвесторам и венчурным фондам типа ФРИИ сложные хардвер-проекты (проекты, связанные с производством – прим. редакции) неинтересны. Они вкладываются в основном в IT, где можно выйти в плюс за полгода-год. Срок запуска нашего продукта – от 2 лет, и так надолго отдавать деньги никто не хочет. Мы с нашим проектом никакой помощи ни от каких фондов получить не могли», - констатирует Василий.

Смена курса

В первые полтора года работы основатели проекта планировали собрать комплект оборудования для несложного аттракциона по погружению в виртуальную реальность. Также компаньоны рассчитывали на продажи устройств для сферы компьютерной анимации. Технология трекинга применяется студиями разработки компьютерной графики для кино и компьютерных игр. С её помощью движения человека «передают» различным персонажам, делая их более реалистичными.

«Из сферы компьютерной анимации у нас были запросы ещё два года назад. Мы понимали, что этой области нужен такой продукт. Но мы хотели более широкого рынка», - признаётся Василий Громыко.

В 2018 году он с коллегами обнаружил, что у продукта появляется новая категория потенциальных покупателей. Начинают открываться первые VR-парки, где посетители могут в полной мере погрузиться в виртуальный мир с помощью технических приспособлений.

Varya

Эти компании в основном сами создают аттракционы и программное обеспечение к ним, а оборудование покупают. Оно состоит из многих систем, в том числе трекинговой. По словам Василия, если сравнивать всю систему виртуальной реальности с персональным компьютером, то продукты его студии играют роль клавиатуры и мышки.

Проблема поиска недорогого и надёжного оборудования остаётся для владельцев VR-парков крайне актуальной. Стоимость самых доступных на рынке моделей тех же трекинговых систем, по словам Василия Громыко, начинается от €4000, а для аттракциона требуется несколько таких комплектов. Всего за несколько месяцев операторы аттракционов виртуальной реальности стали основными покупателями Locomotive Sensor.

«В России мы пока единственные в этой сфере. В мире мы знаем четырёх прямых конкурентов, которые делают инерциальные трекинговые системы. Для глобального рынка это очень мало. Нам есть куда расти и развиваться».


Комплект Locomotion Sensor стоит $2000. Это вдвое дешевле, чем стоимость самого доступного аналога у конкурентов. За два года работы проект выпустил в продажу уже три версии устройства. В ближайшее время готовится к выходу четвёртая серия.

«Наши основные клиенты – операторы VR-парков – ещё только формируют свой бизнес. Мы помогаем интегрировать наше решение в их проекты. Новая серия Locomotion Sensor, которая выйдет в начале 2019 года, «заточена» именно под них», - делится планами Василий Громыко.

Производство на внешних площадках

Всю работу по проектированию системы НПО Varya проводит собственными силами. Производство и сборку продуктов отдают на российские радиоэлектронные предприятия. Такой подход позволяет быстро создавать новые версии продукта и вносить в них изменения.

Сейчас на создание очередного прототипа уходит около двух месяцев. По словам Василия, производство в России является серьёзным преимуществом в плане скорости работы. Изготовление устройств в Китае обходилось бы на порядок дешевле. Но тогда на выпуск каждого прототипа уходило бы в три раза больше времени.

Varya

«В России существуют нужные нам производства небольших масштабов. У нас есть кадры, пусть их не так много, но они не такие дорогие по сравнению с IT-индустрией. Инженерная школа у нас очень хорошая. Правда, проблема в том, что сейчас рынок электроники сильно ориентирован на оборонные заказы. Поэтому с маленькими партиями готов работать далеко не каждый производитель», - замечает Василий Громыко.

Изготовление небольшой партии оборудования занимает от двух недель. Более крупные заказы выполняются в течение двух месяцев. Большинство клиентов заказывают за один раз от четырёх комплектов оборудования. Обычно это VR- аттракционы, которым нужно обеспечить взаимодействие сразу нескольких игроков. Студиям компьютерной анимации бывает достаточно и одного комплекта.

Проблемные комплектующие

Готовый продукт Locomotion Sensor состоит из 70 компонентов. Их поиск и закупку Василий считает основной сложностью производства. Как показала практика, в России они не производятся и не везде продаются. У российских поставщиков можно найти не более половины от нужных проекту комплектующих. Остальные приходится заказывать напрямую из-за границы – из Китая или Европы.


«С закупкой компонентов в России просто беда. На складе товар держит в России только одна компания, и то у неё нет современных компонентов. Комплектующие поставляются только на заказ и с неимоверной наценкой – раза в три дороже, чем продаётся за границей. При этом сроки поставки – от семи недель. Поэтому во многих случаях быстрее и выгоднее самим закупать за границей», - рассказывает Василий.

Корпуса для устройств Locomotion Sensor моделируются на 3D-принтере в офисе компании. Это в несколько раз дешевле и быстрее, чем отливать каждую версию на производстве: изготовление одной пресс-формы обходилось бы примерно в $10 000. Сейчас корпуса для крупных заказов изготавливаются промышленным способом. Единичные и небольшие партии делают на собственном 3D-принтере или заказывают у компаний, профессионально занимающихся 3D-печатью.

Varya

«Если соберётесь производить электронику, знайте: больше всего денег придётся потратить на корпуса. Но эту проблему успешно решает 3D-печать. Отливать корпуса на производстве нужно только в той версии, которую вы точно будете продавать в больших масштабах», - рекомендует Василий Громыко.

Успеть за спросом

Большинство покупателей Locomotion Sensor узнают об этом продукте на выставках. Как правило, это форумы виртуальной и дополненной реальности, выставки компьютерных игр и анимации, образовательные мероприятия. Одно из последних таких мероприятий, в котором участвовал Василий Громыко и его команда – форум AVRA Days в Москве.


Клиенты, пришедшие «с выставок», обычно не нуждаются в дополнительной презентации продукта. Всех остальных потенциальных покупателей знакомят с возможностями системы на территории клиента или в офисе компании.

По словам Василия, до недавнего времени создатели проекта фокусировались на разработке продукта. Поэтому компания только начинает полноценное его продвижение. На данный момент недостатка в заказчиках у НПО Varya нет. Основная задача, которую требуется решить для развития проекта – дальнейшее увеличение производства.

«Первую серию сенсоров, которую мы изготовили, успешно продали. Вторую выпустили в два раза больше, но она уже расписана среди наших клиентов. Фактически она была продана ещё к моменту начала производства. Чтобы выполнить запрос покупателей, пришлось выпустить дополнительную партию третьей серии, хотя мы этого делать не планировали. Сейчас весь вопрос в том, какое количество мы способны произвести», - рассуждает Василий.

Команда проекта

Проект развивают трое учредителей, у каждого из которых есть свой круг обязанностей. Программист Артём Орлов является техническим директором компании. Денис Виртилецкий занимается финансовым планированиеи. В компетенции Василия Громыко – общее руководство проектом, контроль разработки, поиск и закупки компонентной базы, маркетинг и продажи.

Varya

Для сборки первого прототипа в 2016 году были наняты два инженера-электронщика. Сейчас в компании работают 12 человек – инженеры-электронщики, инженеры-исследователи и инженеры-программисты. 

Что дальше

Основной план на ближайшие месяцы – поиск новых инвестиций. Они требуются для увеличения объёмов производства.

«Больший объём денег позволит выпустить больше комплектов. Сейчас мы можем удваивать объём производства с каждой новой партией, но с инвестициями можно расти в 100 раз. Работу по поиску инвесторов мы уже начали в этом году», - говорит Василий.

Также проект рассчитывает более серьёзно заняться продвижением, в том числе на международных рынках.  Сайт Locomotion Sensor с самого начала сделан на двух языках – русском и английском. Там заложена функция приёма международных платежей – при необходимости её нужно только активировать.

«Когда мы создавали компанию, сразу ориентировались на международный рынок. Для него же и делали продукт, чтобы он был там конкурентоспособным», - резюмирует Василий Громыко.

Biz360


Читайте также:

Gadget Studio: как устроен первый в мире гаджет-ресторан.
Все цвета Radugadesign: как заработать на масштабных мультимедиа-шоу.
Кассиры больше не нужны: как устроена умная витрина для магазинов.

19 декабря 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов