Казалось бы, на таком конкурентном рынке, как сервисы поиска работы, нет места небольшому нишевому проекту. Основные сливки снимают три федеральных гиганта и несколько сетей региональных городских порталов. Но проект Ирины Конторевой «Вакансии для хороших людей» - хороший пример того, как верно выбранная ниша, ручной отбор вакансий и кропотливый труд по вовлечению аудитории могут принести хороший результат. Что в итоге: работа на себя, окупаемый бизнес, 270 000 подписчиков в соцсетях и отсутствие необходимости ходить в офис. Всё как мечталось.
Ирина Конторева, предприниматель, основатель проекта
«Вакансии для хороших людей». По образованию – библиотекарь. 15 лет работала на радиостанциях Санкт-Петербурга и Москвы. Во время поиска работы открыла в сети «Вконтакте» собственную группу с нестандартными вакансиями для людей творческих профессий. За два года проект из группы в социальной сети со 100 подписчиками вырос до серьезного ресурса, которым пользуются тысячи людей из сфер IT, медиа, дизайна, креатива и т.д.
Идея проекта родилась случайно. Я, когда искала работу, собирала смешные фейковые вакансии у себя в группе. Например, смотритель острова. Никаких прямых ссылок на работодателей и картинок не было. Недавно как раз просматривала группу – с чего она начиналась. Мне-то казалось, что она всегда такая была. Вакансии я репостила с hh.ru и mediajobs.ru. Оказалось, что за три года она претерпела определенные изменения. В какой-то момент сработало сарафанное радио. Мне стали звонить «а можете разместить объявление о работе?». Я и размещала.
Само название группы - «Вакансии для хороших людей» - родилось случайно. Мне показалось, что оно позитивное. Я изначально знала, что в группе не будет вакансий неприятных, планировала сообщество для друзей. А мои друзья – хорошие люди. Да и я хороший человек.
Понятно, что вначале я пыталась раскрутиться самостоятельно: кидала ссылки, каждый день по 20 штук, но это очень мало. Против ботов я принципиально: не для того затевала это сообщество. Первые 100 человек перешли в группу с моей страницы, а потом сработало сарафанное радио. Люди стали заходить всё чаще.
Специфика медиа-персон и дизайнеров такова, что они как раз и тусуются в социальных сетях, в отличие от всех остальных. Цифры 200 000 в «Вконтакте» и 60 000 в Facebook не являются заоблачными, учитывая, что я работаю над группой по несколько часов в день.
Сайт я запустила через 2,5 года после начала работы. Сделать это меня подтолкнули знакомые. Они говорили, что группу в социальных сетях могут закрыть в один день – по жалобе, а с сайтом это не пройдёт. К тому же, если я планирую развиваться коммерчески, то смогу предоставить заказчикам хоть какие-то отчеты, из «Яндекс.Директа», например.
Ресурс разрабатывала не сама – я в этом смысле полный профан. Мне порекомендовали парня из Брянска, который выставил счет в 20 000 рублей за ресурс на бесплатной платформе. Я посчитала цену адекватной, учитывая, что в Москве минимальная цифра, которую называли – 100 000 рублей. Так появилась первая версия сайта. Недавно мне его немного подкорректировали: поиграли со шрифтами, нарисовали «нимб» над буковками. Понятно, что он у меня до сих пор хромоножка.
Сейчас я понимаю, что всё шло своим чередом, а тогда решение полностью уйти в интернет-бизнес было большим риском. В какой-то момент нас всех сократили на радиостанции. Причём, реально всю команду. Это была стрессовая ситуация. Нам нравилось, как мы делаем и что мы делаем. В какой-то момент я подумала, что это хороший «пинок». И решила не возвращаться в офис, а заняться своим делом. Было страшно в том плане, что на «офисной» работе ты знаешь, что получишь свои деньги два раза в месяц. А тут ты понятия не имеешь, сколько заработаешь.
Когда в группе «Вконтакте» набралось 200 000 подписчиков, я написала большой пост о том, что теперь работодатели могут разместиться платно. Также сказала о том, что начинаю ставить рекламу. Так как сайт специализированный, ценник поставила сравнительно небольшой. Для соискателей всё бесплатно, потому что они сами ищут работу.
Публикация вакансии на моём сайте стоит от 1000 рублей, повторно поднять её наверх – столько же. Я могу разместить объявление и от проверенного кадрового агентства – оно будет стоить от 2000 рублей.
Но я могу сделать хорошую скидку, если человек мне, например, интересен. Могу поставить бесплатно мероприятия, которые не имеют коммерческой подоплеки и будут полезны моим подписчикам. Например, недавно у меня размещалась девочка, которая открыла свою арт-площадку, где собираются художники и могут бесплатно там творить. Понятно, что бюджет у проекта не рассчитан на рекламу, я разместила его бесплатно. Могу бесплатно поставить объявление благотворительной организации - потому, что они делают хорошее дело.
Могу и отказать в размещении объявления. В этом плане я расцениваю проект как свой дом. Мы же не поставим там статуэтку, которая совсем не вписывается в его концепцию? Так и я. Отказать могу, если вакансия не в тему или сама организация вызывает у меня сомнения. Причём, я предупреждаю потенциальных заказчиков, что убеждать меня в чём-либо бесполезно – я не буду переубеждена, а мой подход субъективный.
Требования к объявлениям? Общих фраз должно быть поменьше. Я всегда прошу работодателей указывать условия. Часто в ответ на это мне «прилетают» общие фразы в стиле «график ненормированный, зарплата – средняя по рынку». Всё вроде написал, но я ничего не поняла про эту работу.
Про зарплату: есть такой момент, когда ты указываешь хорошую ставку. Тогда пишут абсолютно все, не вчитываясь в условия. На планку 100 000 у людей автоматически срабатывает функция «отправить резюме». Пишут все и сразу. Поэтому я могу согласиться разместить подобное объявление без указания зарплаты – пусть узнают на собеседовании. Прошу указывать, если уровень зарплаты 20 000-25 000 рублей. На такой уровень дохода пойдут далеко не все.
Отдельно люблю, когда упоминают, если босс – самодур. Кто-то всё равно согласится на вакансию, а другие поберегут собственную нервную систему.
Сейчас оптимизация – любимое слово у всех. Понятно, что я постоянно получаю отклики в стиле «Что это за вакансия? Они ищут одного или пятерых человек?». Действительно, в последнее время часто работодатели стараются найти человека, который будет выполнять функции сразу нескольких работников. Да, сейчас не будут отдельно брать PR-щика, SMM-щика и фотографа. Им будет гораздо проще заплатить чуть больше, но одному человеку. Поэтому я советую развивать свои навыки.
Я противник кредитов. Поэтому вложения мои в проект минимальны. Я ежемесячно трачусь на расчётный счёт. Раз в год плачу 10 тысяч рублей за сервис онлайн-бухгалтерии. Наёмных сотрудников у меня нет, поэтому никому не надо платить зарплату. Иногда обращаюсь к знакомому за консультацией, если что-то происходит с сайтом. Но мы тоже обходимся без денег, просто я размещаю рекламу его ресурса на своих страницах.
В целом, когда ты потратил на проект порядка 20 000 рублей – говорить об окупаемости глупо. Конечно, он многократно окупился. Сейчас я зарабатываю ничуть не меньше, чем когда работала на радио.
Я не могу сказать, что мне не хватает команды. У меня есть друзья, которые дают определенные ценные советы – как и что подправить. Минусы – то, что непонятно, сколько ты заработаешь в следующем месяце. Есть декабрь и январь, в которые, разумеется, меньше заказчиков. Ну и, разумеется, кризис. Если раньше я только к обеду успевала рассмотреть вакансии, а руки уставали от «заливки» публикаций, так как получалось по 20–25 штук в день, то сейчас, в среднем, выходит пять вакансий в сутки.
Как заработать на прокате всего на свете.
Как устроен онлайн-сервис по подбору юриста.
Как устроена компания по решению бытовых проблем.