Выход из зоны комфорта: как начать бизнес в новой сфере без релевантного опыта

Прочтёте за 3 мин.

«Предпринимателю нужно быть гибким»

IT-инструменты, которые использует Юлия Махова

  • 1С:Бухгалтерия
  • Instagram
  • Jivosite

Предпринимателю, у которого есть успешный бизнес, непросто решиться на открытие нового проекта в совершенно незнакомой ему индустрии. Но опыт Юлии Маховой, основателя нескольких компаний в строительной сфере и бренда кашемировой одежды Tender Cashmere, доказывает, что всё возможно. О том, что даёт погружение в новую нишу и как успешно реализовать новый проект, Юлия Махова рассказала в своей авторской колонке для портала Biz360.ru.

Досье

Юлия Махова – предприниматель из Москвы, основатель проекта  Tender Cashmere. Окончила МГЮА, получила степень МВА в «Сколково». Первый серьёзный бизнес основала в 25 лет – создала саморегулируемую организацию в области строительства. Потеряла этот бизнес из-за рейдерского захвата. Создала ещё две СРО – «Объединение строителей» и «Альянс строителей столицы». Компании входили в список 10 лучших в России в период с 2012 по 2015 годы. В 2018 году Юлия основала бренд одежды из кашемира Tender Cashmere.

 Юлия Махова

Меняйся или умри

Сегодня набирает популярность так называемое «портфельное мышление». Современный человек не стремится провести всю жизнь в одной структуре, он желает разнообразия. Исследования показали: любой сотрудник эффективен на своей позиции только два-три года, дальше он выполняет свои функции по привычке, часто без интереса и инициативы. Для предпринимателя смена ниши расширяет горизонты, возвращает результативность и прогоняет скуку. 

Я тоже придерживаюсь философии «портфельного мышления»: контролирую строительную саморегулируемую организацию, занимаюсь собственным брендом одежды, произвожу линейку продуктов по уходу за кашемиром. 

Работа в строительной отрасли, которая считается «мужской», потеря старого и создание нового успешного бизнеса помогли мне накопить богатый опыт. Я поняла, что есть методы, актуальные для построения любого предприятия – выбор организационно-правовой формы, создание коллектива, изучение рынка и конкурентов, разработка качественного продукта. 

Юлия Махова

Сама схема создания бизнеса всегда одинакова – нужно действовать по знакомому алгоритму, меняя исполнение в зависимости от целей и задач. Мне стало понятно, что выход в незнакомую сферу будут проще, если накоплен социальный капитал.  

Мой кругозор как предпринимателя сильно изменило и бизнес-образование. Во время обучения по программе MBA в «Сколково» я увидела другие стили менеджмента, лидерства, иной взгляд на деловые процессы. Общалась с людьми из абсолютно разных отраслей. Роль нетворкинга очень важна – когда я создавала Tender Cashmere, эти знакомства оказались очень полезными. 

В новый бизнес с головой

После рождения второго сына я решила заняться более «мягким» бизнесом. И основала в 2018 году бренд кашемировой одежды Tender Cashmere. Изначально я была далека от выпуска одежды – все связи крутились только вокруг строительной сферы. Получение степени MBA значительно расширило круг общения. Мы поддерживаем контакт с другими выпускниками офлайн и в мессенджерах. 

Когда идея о новой компании оформилась, я поделилась ей и получила от однокурсников большой отклик: контакты фабрик, ритейлеров, маркетологов, нужных экспертов. Кое-что из этого мне пригодилось в дальнейшем. 

Партнёром по реализации продукции стала моя близкая подруга Светлана Алпатова. Она владеет сетью мультибрендовых бутиков кашемировых вещей «Капсула», поэтому у неё уже была готовая клиентская база и опыт реализации данного товара. 

Юлия Махова 

Затем я обратилась в маркетинговое агентство. Чтобы создать конкурентоспособное предприятие в непривычной нише, нужно понимать, кто ещё играет на одном рынке с тобой. Оценить соперников, свои преимущества и уникальность, определить, где ты будешь интересен. 

С маркетинговым агентством мы провели глубокий анализ рынка. Выяснилось, что наша площадка – средний ценовой сегмент – свободна. Есть компания-гигант, которая занимает 5% рынка, но в более дорогой категории. 

После оценки всех рисков я приняла решение осваивать новое для себя направление. 

Не бояться перемен

Изделия для своего бренда я выпускаю на фабрике во Внутренней Монголии: это автономный район в Китае с уникальным климатом, где пасутся кашемировые козы. Чтобы выбрать фабрику, пришлось посетить международную выставку кашемира, провести переговоры с большим количеством кашемировых фабрик. После этого мы выбрали две фабрики, где у нас есть свои представители, которые занимаются контролем качества. 

Мы изготавливаем лекала, пишем технические задания, отправляем информацию на фабрику техническому специалисту. После этого изготавливается образец, который высылается нам. Мы его тестируем и на основе полученных результатов принимаем решение о запуске полной коллекции.

Мой опыт показывает: предприниматель должен быть гибким. Можно всё просчитать в новом проекте, разработать прекрасную тактику, но ключ к успеху – идти в ногу с текущей ситуаций, перестраиваться и подстраиваться под внешние условия. Консерватизм и упрямство в этом случае приводят к провалу.

Юлия Махова 

Tender Cashmere – иллюстрация деловой пластичности. У нас был чёткий план, созданный на основе данных маркетингового исследования. Мы планировали продавать только онлайн и установили низкие цены в своём интернет-магазине. Привлекали трафик из соцсетей, устраивали конкурсы для подписчиков наших сетей, давали рекламу. Но продажи были ниже, чем мы предполагали. 

Выяснилось, что клиенту нужно видеть товар. Кашемир – очень нежная и мягкая материя, которую клиенту важно ощутить своими руками. Как бы ты не фотографировал кашемировую вещь для интернет-магазина, клиент по фотографии не оценит качество. А в кашемировых изделиях это особенно важно. 

Мы практически сразу продавали часть своей продукции офлайн – в бутике Светланы Алпатовой «Капсула». И продажи там были ощутимее, чем в онлайне. Клиенты приходили в бутик, трогали вещи и покупали их. 

Тогда мы обратились к привычной всем рознице – пошли в ритейл и мультибрендовые магазины. Но в то же время стоимость нашей продукции в офлайне и в интернет-магазине сильно отличалась – разница была около 40%. Получилось, что наш онлайн-магазин, который предлагает низкую цену за счёт не таких высоких издержек (только склад, шоурум и бюджет на маркетинг в интернете), стал конкурировать с офлайном. 

Такая ситуация не понравилась мультибрендовым магазинам. После покупок у них клиенты приходяли домой, находили наш сайт и видели, что наши цены гораздо ниже, чем в брендовых магазинах. У нас были очень долгие и сложные переговоры с представителями магазинов. В итоге мы пришли к соглашению, что разница в цене между офлайн и онлайн будет 15-20%. То есть цены в онлайн-магазине мы подняли. 

Теперь преимущественно работаем в таком формате. Все остались в выигрыше: и производитель, и ритейлер, и потребитель. Сейчас мне кажется, что у бренда одежды обязательно должен быть свой офлайн-магазин. Он необходим клиенту, чтобы познакомиться с вещами бренда, оценить качество, а уже потом быть готовым к покупкам в онлайне. 

Сейчас годовой оборот моей компании составляет 10 млн. рублей. Выпущено несколько коллекций. Компания успешно заняла свою нишу и продолжает развиваться. 

Вместо резюме

На своём примере я убедилась, что не нужно бояться осваивать новые ниши в бизнесе. Это всегда интересно и захватывающе. Для предпринимателя открываются новые горизонты и дополнительный источник дохода. 

Надо развивать свой социальный капитал и наращивать контакты в той отрасли, куда хочется перейти. Но при этом важно, конечно, поддерживать старые связи.

Юлия Махова

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

26 октября 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов