Мы ждём перемен: 14 важных принципов для преобразований в бизнесе

Прочтёте за 4 мин.

Ключевые идеи бестселлера Эдвардса Деминга «Выход из кризиса»

Эдвардс Деминг – знаменитый американский экономист, автор теории «революции качества», один из творцов «японского экономического чуда» и пророков новой экономической эпохи. Его книгу «Выход из кризиса» изучают в ведущих бизнес-школах, а многие предприниматели считают её самым важным трудом по теории менеджмента. Свои идеи Деминг сформулировал в виде 14 принципов программы преобразований. По его мнению, они применимы везде: в крупных и небольших компаниях, в промышленности и ритейле, в продажах и сервисе.

Выход из кризиса

Принцип 1. Сделайте стремление к качеству постоянной целью

Постоянство цели - это стремление сохранить бизнес при помощи производства непрерывно совершенствующихся товаров и услуг. Цель бизнеса - как можно более полное удовлетворение потребителя и улучшение качества жизни.

Постоянство цели требует выделения ресурсов для долгосрочного планирования, изучения вероятных колебаний спроса, затрат на маркетинг и на постоянное обучение персонала. 

Принцип 2. Измените стиль мышления

Бизнес нельзя вести традиционными методами, потому что мир изменился. Есть необходимость не просто в нескольких новых принципах, но в радикальном переосмыслении вашей концепции бизнеса. Нельзя мириться с задержками и браком, которые являются частью нашей системы производства.

Для решения любой задачи должен существовать один чёткий и продуктивный план, который гарантированно сработает. Альтернативные планы, учитывающие возможные ошибки и задержки, весьма дорогостоящи. 

Принцип 3. Отмените массовые проверки и контроль

Качество должно быть встроено в продукцию. 100% проверка качества произведённой продукции - мера запоздалая, ненадёжная и дорогостоящая. Качество обеспечивается улучшением производственного процесса. Только работа с надёжными материалами и комплектующими в статистически управляемых процессах позволит создавать действительно качественный продукт, гарантирующий ваш успех у потребителя. 

Увеличение числа проверок увеличивает цену товара, но не гарантирует его качества. Разделение ответственности означает, что никто не несёт ответственности 

  • Деминг приводит историю о типографии, где каждую верстку читали 11 раз. При этом менеджер был завален претензиями клиентов по поводу ошибок: каждый корректор надеялся на остальных и не выполнял своей работы должным образом. Напротив, проверка небольших партий товара для ведения контрольных карт процесса, выполняемая регулярно и профессионально, на основе статистических методов, позволит привести процесс производства в состояние статистической управляемости, в котором будет возможно его дальнейшее совершенствование.  

Принцип 4. Снижайте число поставщиков и делайте установку на долгосрочные отношения

Необходимо отказаться от практики выбора поставщиков только на основе цены. Требуйте подтверждения качества продукции и её соответствия параметрам вашего производства. Целью снабжения должно стать достижение минимальных суммарных затрат.

Делайте ставку на одного поставщика и стройте отношения с ним на основе доверия и лояльности. При гарантии долговременных отношений поставщик становится партнёром, а значит, является надежным источником товаров и услуг, понимает нужды своего покупателя и быстро реагирует на них, гарантирует послепродажное обслуживание.

Если вы работаете с одним поставщиком:  

  • снижаются затраты времени на перенастройку оборудования;

  • сокращается количество документации и упрощается бухгалтерский учёт;

  • решается проблема поиска средств транспортировки. 

Принцип 5. Непрерывно совершенствуйте процессы

Работайте над каждым процессом планирования, производства, послепродажного обслуживания. В любом процессе возможно дальнейшее совершенствование.  

Принцип 6. Сделайте обучение важной частью рабочего процесса

Затраты на обучение рядовых сотрудников и руководителей несопоставимы с выгодой от их качественной работы.  

Принцип 7. Измените статус и функции руководителей

Руководитель - не надзиратель, а лидер. Менеджеры должны контролировать не количественные показатели, а качество. Для этого необходимо знать работу персонала и иметь полномочия информировать высшее руководство о необходимых изменениях. Предложенные ими корректировки должны быть обязательны для внедрения.

Принцип 8. Создайте атмосферу уверенности и безопасности

Страх не может быть эффективным стимулом работы. Страхи, недоверие и враждебность должны быть искоренены. 

  • Примеры реальных страхов работников многочисленны: страх потерять работу, высказать новые идеи, указать начальству на ошибку и пр.  Из страха люди могут скрывать проблемы от руководства. Например, мастер знает, что линия нуждается в ремонте, но страх не выполнить дневную норму заставляет его продолжать работу с риском аварии. 

Принцип 9. Уничтожайте барьеры между подразделениями

Нужна не субоптимизация подразделений, а командная работа на результат. Она позволит компенсировать слабости одних достижениями других.

Для того чтобы люди из разных служб и подразделений понимали друг друга, используйте язык статистических методов. 

Принцип 10. Откажитесь от пустых лозунгов и кампаний

Дело не в том, что люди ленивы или не хотят работать лучше. Большинство трудностей коренятся в системе. Лозунги просто адресованы не тем людям и вызывают недоверие к руководству. 

  • Призывы типа «Увеличим производительность в текущем квартале на 10%» вызывают законные вопросы: 1. Как вы собираетесь это сделать? и 2. Почему не сделали этого до сих пор? 

Принцип 11. Отмените произвольные количественные нормы выработки

Нормы устанавливаются для среднего специалиста. Половина сотрудников могла бы работать лучше, для другой половины выполнить нормы может быть невозможно. Отсюда неудовлетворённость и текучка кадров.

Сдельная оплата труда также негативно влияет на результат, увеличивая процент брака. Человек должен точно знать, что его задача - производство качественной продукции, которой он мог бы гордиться.  

  • Например, менеджер по работе с клиентами должен по должностной инструкции ответить на 25 звонков в час, быть вежливым и не торопить клиентов. Очевидно, что это невозможно и что продолжительность телефонного разговора зависит от многих факторов. Сотрудник не понимает, в чём состоит его работа, и не может не испытывать стресса. Единственной задачей специалиста должно быть удовлетворение клиентов, а данные, необходимые для разработки бюджета, должны получаться путём фиксации и распределения реальных результатов и подвергаться постоянной корректировке. 

Принцип 12. Дайте сотрудникам возможность испытывать гордость за свой труд

Для этого необходимо отказаться от рейтингов. Люди не могут хорошо выполнять работу, если вынуждены работать с дефектными материалами или оборудованием, тратить время на исправление огрехов, сталкиваются с некомпетентностью или незаинтересованностью руководства. Число прогулов и текучесть кадров сокращаются, когда рабочие чувствуют свою востребованность и могут испытывать гордость за результат труда

Принцип 13. Поощряйте стремление к образованию

Производству необходимы специалисты. Обучение не решает сиюминутные задачи, а расширяет возможности сотрудников и компании. 

Принцип 14. Действуйте, чтобы провести перемены

Процесс оптимизации зависит от вовлечённости высшего руководства. Создайте структуру, которая будет ежедневно контролировать соответствие действий компании 13 перечисленным выше принципам.

Вовлекайте каждого сотрудника компании в процесс оптимизации. Добейтесь согласованности действий. Мало прилагать усилия. Нужно ещё знать, что делать. Осуществляйте постоянный мониторинг достигнутых результатов и оптимизацию процессов.

Biz360

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

11 января 2021

Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов