Взрыв мозга: как заработать на интеллектуальных играх

Прочтёте за 5 мин.

Как устроен квиз «Мозгобойня»

IT-инструменты, которые использует Мозгобойня

  • Битрикс24
  • 1С:Бухгалтерия
  • YouTube
  • Instagram
  • ВКонтакте

Квиз «Мозгобойня» придумали в Белоруссии. Но сейчас мозг самой игры находится в Екатеринбурге - именно там пишут по тысяче-полторы вопросов в месяц, чтобы любители интеллектуальных игр в 220 городах 15 стран мира постоянно проверяли себя на эрудицию и крепость ума. Сегодня у группы компаний Mozgo шесть совладельцев: двое - это основатели из Минска, а четверо - уральские предприниматели, которые сначала запустили этот бизнес по франшизе, а затем вошли в долю. О том, как построить сеть на сотню франчайзи, порталу Biz360.ru рассказал совладелец проекта «Мозгобойня» Антон Писчиков.

Досье

Антон Писчиков, 31 год, предприниматель из Екатеринбурга, соучредитель и генеральный директор группы компаний Mozgo, которая развивает интеллектуально-командную игру-квиз «Мозгобойня». По образованию – юрист. С 2011 по 2015 год работал по найму в автосалоне. Свой первый бизнес запустил в 2015 году - это была франшиза сети барбершопов Boy Cut. Проект «Мозгобойня» основан в Минске в 2012 году, в 2014 году запущена франшиза и к настоящему времени в квиз играют в 15 странах мира.

Антон Писчиков

Денег нет, но вы держитесь

Шёл 2014-й год, Антону Писчикову было 25 лет. И вроде всё в его жизни складывалось удачно: карьера движется, дома с работы ждёт жена с горячим ужином. Но не давала покоя мысль о собственном деле. Как-то, прочитав статью о барбершопах, Антон загорелся этой идеей и даже составил бизнес-план по открытию модной мужской парикмахерской. Но банки один за другим отказывали в кредите.

Ещё во время работы в автосалоне Антон познакомился и подружился с Русланом Гилязовым. Оказалось, что молодые люди не только ровесники, но и единомышленники. Как-то за обедом Писчиков рассказал товарищу о планах открыть барбершоп. На что Гилязов сказал: «А знаешь, у меня есть потенциальный инвестор - я ему продавал машину». Уже к концу дня компаньоны были на встрече с инвестором и заручились его поддержкой.

В феврале 2015 года они уже открывали в Екатеринбурге первый барбершоп под вывеской Boy Cut. На тот момент сеть уже работала в Москве, Казани и Воронеже.

Boy Cut

В открытие барбершопа Писчиков и Гилязов вложили около трёх млн. рублей. Работали с утра до ночи, но прошёл год, а парикмахерская так и не окупилась. Экономили на всём. Например, после смены Антон забирал полотенца домой, каждый вечер ехал в полупустом троллейбусе с огромной сумкой, загружал полотенца в стиральную машинку, а потом натягивал верёвки через всю квартиру и развешивал их сушиться. Утром снова уезжал на работу, обещая жене: скоро всё наладится.

Чтобы приблизить светлое завтра, компаньоны решили: нужен второй проект, который бы не требовал больших вложений на старте и приносил быструю прибыль. Определили, что в идеале это тоже должна быть франшиза, чтобы минимизировать и затраты, и сроки, и риски. Стали искать.

Писчиков наткнулся на короткую заметку в Forbes про «Мозгобойню», оттуда и узнал, что существует такая развлекательная игра-квиз, которая основана на принципе «Что? Где? Когда?» и состоит из семи туров по семь вопросов. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Побеждают те, кто наберёт больше остальных. Игра обычно проходит в баре или кафе, команды играют за отдельными столиками, процессом управляет шоумен-ведущий.

Мозгобойня

Запустили «Мозгобойню» в 2012 году минчане Александр Ханин и Екатерина Максимова. На них Антон и вышел. Оказалось, что белорусы как раз начали развивать франшизу. Писчиков и Гилязов, не раздумывая долго, попросили родителей оформить кредит, заплатили создателям игры 10 тысяч евро (около 630 тысяч рублей по курсу того времени) - столько стоила франшиза - и в 2016 году провели в Екатеринбурге первую «Мозгобойню».

Заработало!

Денег на рекламу у компаньонов не осталось, но благодаря барбершопу записная книжка в телефонах обоих уже состояла из сотен номеров. Стричься в модную парикмахерскую ходили телеведущие, кавээнщики, пиарщики, и Антон с Русланом первым делом разослали приглашение на первую игру по своим базам. Никто не ожидал, что будет аншлаг, но собралось 23 команды!

Входной билет стоил 300 рублей. Помимо затрат на организацию (около 10 тысяч рублей - работа звукооператора, печать флаеров и приз победителям - шампанское), больше никаких вложений сама игра не требовала, потому что с площадкой договорились по бартеру. Первое же мероприятие позволило проекту заработать «живые» деньги - пусть и небольшие, несколько десятков тысяч рублей.

Мозгобойня

«Мы не строили никакой инфраструктуры, мы взяли то, что есть: заведениям нужны клиенты, клиентам - интересные развлечения. В марте мы начали играть, а уже в августе закрыли кредит, который взяли на запуск франшизы», - рассказывает Антон Писчиков.

В качестве бизнес-проекта «Мозгобойня» испытание прошла, и через год партнёры запустили ещё восемь городов в России, став самыми крупными франчайзи сети. Поначалу они рассматривали новый проект только как способ заработка, но быстро втянулись, потому что игра позволяла общаться, получать эмоции - и создавать.

Где находится мозг «Мозгобойни»

«Как переводится с белорусского «спотыковка», «косорыловка» и «самопляс»?» - этот вопрос компаньоны выучили наизусть, как и все вопросы первой игры, которую провели не один десяток раз. База вопросов долго не менялась, и через полтора года активной «Мозгобойни», которую Писчиков и Гилязов устраивали по всем возможным локациям, стало понятно, что проект не развивается.

«В то же время в Екатеринбурге просто невероятное количество талантливой молодёжи, которая не может себя никак применить - больших интересных проектов практически нет. Например, мы с Русланом знали кавээнщиков, которые работали кладовщиками. Эти гениальные ребята брали кредиты, чтобы выступить в высшей лиге КВН, а потом выплачивали банкам деньги из своих маленьких зарплат.

Мозгобойня

Мы увидели, что на рынке куча недорогих (с точки зрения бизнеса) и очень талантливых людей - копирайтеров, дизайнеров, ведущих. Они не умеют себя продавать, но знают, как делать крутой контент. Тогда и произошло озарение, что можно делать новый продукт для «Мозгобойни» своими силами. Сейчас, например, мы закончили квиз «Игра престолов» и в него будут играть в пятнадцати странах! Это очень вдохновляет!», - рассказывает Антон.

Поняв, как можно развиваться, Антон Писчиков, Руслан Гилязов и двое их уральских партнёров по Boy Cut - Николай Тисенко и Александр Лежнин - предложили основателям «Мозгобойни» войти в проект на правах совладельцев. Те согласились. Сделку оформили в 2018 году, и у Mozgo стало шесть собственников.

Мозгобойня

В управляющей компании в Екатеринбурге теперь работает 50 человек: есть штат авторов, редакторов, дизайнеров, а также отдел продаж и отдел по развитию франчайзи. Каждый месяц эта команда выдает по 1000-1500 новых вопросов, запускает продукты (среди которых игры на английском, белорусском и украинском языках) и продаёт в среднем по 10 франшиз.

А ответ на первый вопрос - самогон.

Как сохранить бизнес с друзьями

«Когда в первых интервью нас спрашивали про бизнес с друзьями, мы отвечали, что у нас другая история - не бизнес на дружбе, а дружба на бизнесе. То есть не так, что мы сначала дружили, а потом решили открывать что-то вместе, а наоборот: у нас было общее дело, и через совместную работу мы стали друзьями. А второе, что мы всегда говорили в таких случаях - что проверку серьёзными деньгами мы ещё не прошли, - делится Антон.

Изначально мы договорились, что в лицо говорим друг другу всё, что думаем. Это не просто, но это единственный способ расти. Воспринимать критику здраво помогало то, что нас в Екатеринбурге четверо, поэтому всегда находится третейский судья. Плюс лично мне нравится, что наш офис - это опен-спейс: все слышат, что мы говорим, поэтому приходится думать, что говоришь».

Мозгобойня Team

Но всё-таки партнёры неизбежно пришли к тому, что начали ругаться и конфликтовать. Выйти из этого кризиса помогли менторы - сейчас их двое. «Нам всем плюс-минус 30 лет, а они старше - им по 45-50 лет, и у каждого большой опыт в бизнесе. Мы вышли на них через минских партнёров (а те завязали контакты на мероприятии бизнес-клуба), и они согласились участвовать в качестве наблюдателей. Это не бесплатно, но того стоит», - рассказывает Писчиков.

На самом деле, большое количество предпринимателей хотят делиться опытом, продолжает он. Если «мастодонты» видят горящие глаза (это для ментора важно!), проект им интересен и команда стартапа может поделиться какими-то компетенциями - они в деле. «Иногда большому интересно пообщаться с маленьким, потому что маленький более гибкий, он лучше чувствует рынок», - заключает Антон.

Мозгобойня

Благодаря советам опытных наставников, партнёры поняли, что развивать бизнес, которым на равных управляет сразу шесть человек, невозможно. Тогда они прописали и закрепили роли и полномочия. Писчиков стал генеральным директором, Лежнин - финансовым, Тисненко сосредоточился на развитии проекта в Москве, Гилязов не занимается оперативным управлением, а участвует в продвижении, партнёры в Минске продолжают своё дело в Белоруссии. Все шесть учредителей получили равные доли.

Как выиграть в большой игре

Конечно, у «Мозгобойни» есть конкуренты. Самый известный в России – игра «60 секунд», которую придумал москвич Леонид Эдлин в 2010 году. Она основана на том же принципе, что и «Мозгобойня»: команды собираются в кафе и барах и отгадывают вопросы на смекалку и логику. В «60 секунд» играет 40 городов, проект так же развивается по франшизе.

«Общаться с друзьями - это фундаментальная потребность, - поясняет Писчиков. - Люди ходят в боулинг, кино, квесты. Мы просто дали им ещё одну возможность. С нами или без нас это всё равно бы было. Но мы изначально сделали ставку на массовость - приглашали на наши игры лидеров мнений, а они рассказывали о нас коллегам и друзьям. К слову, мне кажется, что когда речь заходит о лидерах мнений, все представляют себе политиков и журналистов. На самом деле, в компаниях лидерами мнений часто бывают эйчары - не надо это упускать из внимания».


Игра «60 секунд» была в Екатеринбурге уже несколько лет, прежде чем в городе появилась «Мозгобойня». Антон считает, что их проект стал более массовым. «Ни я сам и никто из моих знакомых о конкурентах раньше не слышал. Мы же постарались заполнить собой всё пространство, и популярность «Мозгобойни» нарастала лавинообразно. Это закон любого рынка – выживет только тот, кто больше», - говорит предприниматель.

На чём зарабатывает Mozgo

Группа компаний Mozgo зарабатывает на нескольких направлениях. Во-первых, это офлайн-игры, которые проводятся каждый день в кафе и барах. Только в Екатеринбурге каждый месяц в них участвуют по пять тысяч человек. Билет стоит от 300 рублей до 1800 (цена билета в США). Кроме того, компания предлагают и корпоративные игры - их заказывают банки, автосалоны и другой крупный бизнес.

Второй источник дохода - продажа франшиз. Сейчас у игры более ста партнёров в 220 городах 15 стран мира. «Большинство из них - это те, кто запускает бизнес впервые, - поясняет Писчиков. - Чаще всего они открывают один город, но есть и те, кто берёт несколько. Сейчас максимум - это четыре города «в одни руки», но мы никак не ограничиваем в этом плане».

Мозгобойня

Франшиза стоит от 250 тысяч рублей плюс франчайзи платят паушальный взнос (4-7 тысяч рублей в месяц) и 10% от выручки. По статистике управляющей компании Mozgo, вложения партнёры окупают за 4-5 месяцев.

Наконец, сейчас появилось третье направление: запущена онлайн-игра MozgoParty, которую можно скачать на сайте. Инсталляция стоит 300 рублей. За два месяца с момента запуска первый выпуск скачали около двух тысяч раз. «Не так много, - рассуждает Антон, - но география воодушевляет: среди пользователей есть Австралия, Аргентина, Китай, Финляндия».

Без учёта продажи франшиз и дохода от онлайн-игры, оборот компании по сети за 2018 год превысил 300 млн. рублей. Маржинальность игр составляет 70-80%.

Больше гибкости

Компания Mozgo работает по методу Scrum (в переводе «гибкий»). Scrum - это методика управления сложными проектами, основанная на разделении большой задачи на несколько итераций (спринтов) и позволяющая достигать конечных целей при минимальных затратах ресурсов команды. 

Компаньоны выбрали эту технологию, потому что новые продукты в Mozgo запускаются постоянно и контент нужно генерировать беспрерывно. «Scrum очень круто подходит для проектной системы, плюс в нашей команде был человек, который уже имел опыт внедрения Scrum в бизнес-процессы компании - глупо было бы это не использовать», - рассказывает Антон.

Поначалу возникли сложности, ведь требовалось не только делать проекты, но и поддерживать на плаву старые. Решение нашли в том, чтобы развести проектные команды и линейные функции, и сбоев не стало.

Курс на Москву

Когда Антон Писчиков говорит об игре, чувствуется, что эта тема его по-настоящему драйвит. В конце концов он не выдерживает и достаёт из кармана телефон: «Ты сама послушай…», - включает на громкую связь аудиосообщение от поклонницы из небольшого городка в Свердловской области: «Спасибо вам за «Мозгобойню»! Это одна из немногих причин, чтобы жить в нашем городе».

Мозгобойня

Бизнес в маленьких городах развивают сейчас франчайзи, а под своим крылом команда оставила семь крупных городов: помимо Екатеринбурга и Минска, это Москва, Питер, Пермь, Тюмень и Таллин.

С Москвой, считают партнёры, они допустили большую ошибку. Очевидно, что рынок этот большой и привлекательный, но поначалу управление московским офисом было отдано наёмным менеджерам. Те с задачей захватить столицу не справились. В конце концов приняли решение, что Николай Тисенко переедет в Москву на ПМЖ и вплотную займется развитием игры - сейчас он перезапускает там проект в третий раз.

В ближайшие год-два, заключает Писчиков, все совладельцы «Мозгобойни» с высокой долей вероятности последуют вслед за коллегой - с точки зрения связей, возможностей и логистики управлять большой сетью из Москвы удобней и проще. Но он обещает, что часть управляющей команды Mozgo всё равно останется в Екатеринбурге - как и сердца четырёх из шести совладельцев игры.

Мозгобойня Team

Читайте также:

Братья по оружию: как заработать на оборудовании для лазертага.
Искусство для бизнеса: как заработать на творческих тимбилдингах.
«Культовый бар»: как создать популярное гастро-место и задать тренд.

10 апреля 2019

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов