Переход на дистанционный формат работы – серьёзное испытание для компании, которая ранее не практиковала удалёнку. Тут есть много факторов риска и «подводных камней», которые могут снизить эффективность и завести в тупик многие бизнес-процессы. Чтобы этого не произошло, полезно принять к сведению опыт компаний, которые уже переводили на дистанционную работу свои команды. О том, какие есть риски работы на удалёнке и как их избежать, на своей странице в Facebook рассказал сооснователь «Модульбанка» Яков Новиков.
Яков Новиков, 37 лет, сооснователь
«Модульбанка». В 2003 году окончил экономический факультет МГУ по специальности «международная экономика». В 2005–2011 годах - директор по развитию лизинговой компании «Уралсиб», в 2011–2014 годах -глава управления по кредитованию малого бизнеса «Сбербанка». Весной 2014 года вместе с коллегами по «Сбербанку» Андреем Петровым и Олегом Лагутой создал «Модульбанк», специализирующийся на обслуживании малого и среднего бизнеса. Услугами банка на данный момент пользуется 175 000 предпринимателей.
Компании, которым повезло, смогли начать работать удалённо. Да, вы начали проводить регулярные встречи онлайн для обсуждения задач, подключили для команды платный Zoom. Но этого может оказаться недостаточно для того, чтобы компания выжила.
Во-первых, вы должны понимать, в какой ситуации находится ваш сотрудник. Серьёзное информационное давление - падают цены на нефть, падает курс рубля, свирепствует коронавирус. Любая, даже самая устойчивая нервная система начинает давать сбои - люди становятся более раздражительными, недоверчивыми. Страх неопределённости - как будут развиваться события, что будет с компанией, уволят меня или нет, выплатят ли зарплату? Происходит резкая перемена обстановки: вместо офиса - квартира, вместо спорта - холодильник с едой, вместо прогулок - пропускной режим и самоизоляция.
Во-вторых, работа на удалёнке только усиливает эти факторы: мысли ходят по кругу, их не с кем обсудить, не получается выпустить пар, напряжение нарастает.
Давайте разберёмся, что можно сделать для того, чтобы работа на удалёнке была эффективной.
Формируйте будущее. Проведите специальную встречу со всеми сотрудниками, на которой расскажите о том, как вы видите ситуацию, какие сценарии существуют, какие из них более вероятные, а какие нет. Обсудите - как будет действовать компания в каждом из сценариев. Лидер не должен прятаться и уходить в дела - он должен выйти на капитанский мостик.
Сделайте цифры прозрачными. Большинство компаний скрывает цифры. А вдруг сотрудник расскажет о них конкурентам? Все боятся утечки данных и защищают информацию. Некоторые компании даже выпускают специальные приказы, запрещающие делиться информацией с бывшими сотрудниками. Но! Прозрачность информации вызывает доверие: от меня ничего не скрывают, а значит -поступают честно. Попытка скрыть цифры приводит к фантазиям, а «сон разума рождает чудовищ». Что можно сделать: настроить бота в Telegram, который присылает ключевые цифры каждое утро, публично раз в неделю показывать цифры и обсуждать на встрече с сотрудниками и т.д.
Публично рассказывайте о решениях, которые принимаете. Сотрудники имеют право знать - почему вы принимаете те или иные решения. Расскажите, какие альтернативы у вас были, какие были «за» и «против». Почему остановились на этом решении. Обсуждайте ключевые решения с вашими лидерами. Ещё лучше, если они станут источником таких решений.
Создайте прозрачное управление задачами. Сейчас есть много полезных инструментов для коммуникации команд и управления проектами. Каждый может подобрать свои - Slack, Jira или доска в Trello. Не так принципиально, какой инструмент вы используете – вопрос в прозрачности, скорости движения и ответственности.
Установите правила видео-встреч. Первое правило: все должны подключаться к звонку с включённой камерой. Ты сразу видишь, что перед тобой живой человек с эмоциями, а ещё на встрече не получится «присутствовать». Включённая камера будет мотивацией хорошо выглядеть и быть подтянутым, в рабочем ритме. А не приходить на колл в старой футболке и небритым. Второе правило: выделяйте 10 минут на разговоры не по теме встречи, шутите, делитесь новостями. Такие разговоры всегда были в офисах. Это не снизит эффективность, но создаст позитивное настроение.
Спрашивайте, как идут дела. Это очень простой вопрос, который стоит задавать почаще. К счастью, для русских это не простая формальность: нам реально интересно, как дела у человека, это не пустая «западная» формальность «хау а ю?» с ответом «файн, энд ю?» Мы любим поделиться тем, что у нас на душе. Поинтересуйтесь, есть ли проблемы и чем вы можете помочь. Даже если человек откажется от помощи, он будет понимать, что у него есть тыл, что он не останется один на один с проблемой.
Дайте больше полномочий сотрудникам. В условиях кризиса требуется быстрее принимать решения, а чем ближе сотрудник к проблеме - тем более точным будет решение. Ещё можно поменять систему премирования - дайте сотрудниками возможность премировать друг друга. Например, чтобы премию разработчикам определял не только главный айтишник в компании, но и те, кто пользуется сервисами или заказывает разработку. Если в кризис нет возможности платить премии - дайте возможность оценить работу других сотрудников в баллах «спасибо». Чем больше сотрудник набрал «спасибо» от других подразделений - тем он более ценный. А если не получил ни одного «спасибо» - скорее всего вы нащупали болевую точку в компании.
Проводите время не только на встречах. Не забывайте, что простое человеческое общение формирует доверие. А доверие влияет на эффективность и воодушевлённость команды. Сейчас есть масса вариантов проводить время вместе: устройте онлайн-вечеринку (пусть каждый купит вина и придёт «при параде»), сыграйте в онлайн-игры – квиз, коднеймз или покер - не важно.
Измеряйте пульс и настроение компании. Я верю в то, что только счастливый сотрудник может круто делать свою работу. Можно всё списать на вирус и сказать - да как человек может быть счастлив в такой ситуации. Но на счастье влияет много факторов и вы должны чётко понимать - какие. Что можно сделать? Самое простое запустить опрос в гуглодоке о настроении сотрудников – пять-семь простых вопросов позволят понять что происходит. Кто-то считает, да куда денется сотрудник в такой ситуации, в кризис? Уверяю, денется, а если не денется - просто будет хуже работать. А оно вам надо?
Не забудьте про график работы. Сотрудники должны отдыхать. Да, возможны авралы, дедлайны и прочие подвиги. Но работать в таком режиме долго невозможно. Договоритесь, что вы не проводите встречи после 19 часов. Или что пишете сотруднику поздно вечером только в экстренных случаях.
Источник:
страница Якова Новикова в Facebook.
Фото: Олег Яковлев (
Rusbase ).
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».