Жить-растить: как небольшой агробизнес развивается в условиях перманентных кризисов

Прочтёте за 5 мин.

«Простая недорогая фермерская еда – это наша история»

IT-инструменты, которые использует Алексей Садов

  • МойСклад
  • Мегагрупп
  • Telegram

Алексей Садов из небольшого городка Коммунар Ленинградской области ведёт бизнес в сфере сельского хозяйства с 19 лет. Сначала он поставлял свежую зелень в торговые сети, затем взял в аренду землю и начал сам выращивать зелень и овощи. Его агробизнесу всего шесть лет – и половину этого времени проект развивается в условиях жёстких кризисов: сначала ковидного, а сейчас – санкционного. О том, как работает фермерское хозяйство в условиях турбулентности, предприниматель рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Алексей Садов – 36 лет, предприниматель из города Коммунар Гатчинского района Ленинградской области, основатель сервиса доставки свежей сезонной зелени, салатов и овощей «Жили-Растили». Окончил Санкт-Петербургский аграрный университет по специальности «Агроном», сейчас учится в аспирантуре по специальности «Генетика». Женат, в семье двое детей.

Алексей Садов

Как всё начиналось

Алексей вырос в семье фермеров. В 19 лет начал заниматься предпринимательством – закупал у предприятий и фермеров свежую зелень, фасовал и продавал в торговые сети. Тогда, в начале 2000-х, зайти в ритейл было проще, потому что нынешние гиганты рынка вроде «Магнита» и «Пятёрочки» ещё не были столь крупными компаниями, как сегодня. 

Дело шло не очень успешно. В 2011 году Алексей взял в аренду землю, чтобы выращивать свою продукцию. Ещё через 4 года, осознав, что ему не хватает знаний, пошёл учиться на агронома. А в 2016 году нашему герою пришла в голову удачная идея – закончить историю с сетями и начать напрямую работать с покупателями. 

Так появился проект «Жили-растили». На его запуск понадобилось около 100 000 рублей. Сервис начинался как доставка наборов свежей зелени в коробках по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Первые полуторакилограммовые наборы из базилика, петрушки, укропа, мяты, лука, розмарина, тимьяна, лемонграсса, зелёного салата, кинзы стоили по 1000 рублей, включая доставку.

Алексей Садов 

И если локация и география проекта всё время его существования оставалась прежней, то ассортимент регулярно менялся и расширялся. Сегодня в каталоге около 50 наименований зелени, салатов, овощей, фруктов, орехов и сухофруктов. Причём как собственного производства, так и от других поставщиков. Одно условие неизменно – это свежая сезонная продукция. 

Алексей начал развивать и новые направления бизнеса. Кризис пандемийного 2020-го года послужил толчком к этому процессу. 

Агротуризм как точка роста

В первые месяцы локдауна в компании случился резкий рост продаж, они выросли примерно в три раза, но к середине лета 2020 года объёмы выручки стабилизировались.

В это время возникли сложности с сезонными рабочими, так как среднеазиатских гастарбайтеров не пустили в страну из-за пандемии. Тогда Алексей придумал проводить «Дни поля» – мероприятия для агротуристов.

«По субботам, с лета по осень, на ферму может приехать любой желающий и за небольшую плату собрать для себя овощи прямо с грядки, а заодно посмотреть, как они растут», – рассказывает предприниматель. 

Жили-Растили - День поля

Первые «День поля» посещали по три-четыре семьи, но когда гостям стали предлагать подкрепиться – дело пошло бодрее. Полевая кухня с пловом и хот-догами способствовала росту популярности таких ивентов. В общем, команда «Жили-Растили» сделала ставку на агротуризм, и, похоже не прогадала. 

В 2021 году «Дни поля» посетили около 1600 гостей, а средний чек за визит составил тысячу рублей. В этом году посетителе будет больше, уверен Алексей.  

«С каждым годом этот проект становится всё более рентабельным. К тому же люди, которые побывали у нас на ферме вживую, потом переходят в разряд покупателей интернет-магазина. То есть это ещё реклама и дополнительный канал продвижения. В общем, происходит такая диверсификация. 

В целом пандемия прошла для нашего бизнеса хорошо. За последние два года мы увеличили площадь посева до 39 га, сажаем больший ассортимент продукции, построили две теплицы по 500 квадратных метров», – рассказывает Садов. 

Следующий шаг – общепит

«Главное событие весны 2022 года – открытие в апреле в нашем городе Коммунар собственной столовой, в которой мы используем продукты, выращенные на нашей ферме. Столовая тоже в какой-то мере выросла из «Дней Поля», – говорит Алексей. – Честно говоря, мне давно хотелось попробовать поработать с общепитом, но не знал, как к этому подступиться. Ни опыта, ни друзей, ни знакомых в этой сфере не было. В общем, было боязно. 

Но, как я уже говорил, на «Днях поля» мы начали кормить людей – и дело пошло. Первый раз сварили казан плова и устроили такой обед за донаты – сколько хотите за тарелку, столько и дайте. И это прям «зашло» – после прогулок на свежем воздухе люди хотят есть. В первый раз мы сварили пять литров плова, потом чуть больше, потом ещё больше, и так по нарастающей. 

Алексей Садов 

В прошлом году, на пике посещений в октябре мы варили два казана по тридцать литров, две кастрюли тыквенного супа, делали гриль и прочее. Так возникла идея, что, если мы планируем развиваться и развивать «Дни поля», то и общепит надо развивать. А, значит, нужны профессиональные повара, профессиональное оборудование.

Поэтому решили открывать столовую с тем расчётом, что пусть там какая-то минимальная загрузка будет в течении года. Даже если она будет «в ноль» работать – не страшно, зато очень хорошо отработает летом и осенью. На запуск проекта потратили примерно 1,5 миллиона рублей. Но в итоге мы вышли на прибыль довольно быстро». 

Алексей Садов  

Клиенты столовой самые разные: приходят на обед работники комбинатов, останавливаются проезжающие водители, посещают горожане с семьями, дачники заходят поужинать – график посещаемости довольно ровный в течение дня. 

«Мне нравится этот бизнес со столовой, – говорит Алексей. – Он более предсказуем, чем сельское хозяйство. Ну и вообще, сейчас это тренд. Хотя я и зашёл в него с обратной стороны: сейчас рестораторы, наоборот, имея заведение питания, пытаются какой-то свой огородик завести или небольшое хозяйство.

Алексей Садов

Хотя ресторан вряд ли мы будем делать. Вот простая недорогая фермерская еда – это наша история. Планируем цех переработки со временем открыть, чтобы свою продукцию перерабатывать, замораживать и так далее. Туда будем двигаться, меню у нас с акцентом на овощи и гарниры. 

Не все продукты, конечно, фермерские. Кроме овощей это ещё и молочные продукты, их мы закупаем в соседнем хозяйстве. С мясом дело обстоит гораздо сложнее. Ну и есть какие-то позиции в меню, которые никогда не будут фермерскими – например, макароны или греча».

«Пока всё не так страшно»

«Ситуация с Украиной, и связанные с ней мировые события, естественно, тоже на нас отразились, – рассказывает Садов. – Главный минус – это перестройка рынков: в конце весны-начале лета появилось много аналогичного нашему товара с юга. Они специализируются на щавеле и салатах, у них ниже цены, к тому же из-за боевых действий они потеряли свои обычные рынки сбыта в Украине и повезли продукцию к нам. 

К тому же и у нас урожай был хорошим, поэтому в итоге оптовая цена очень сильно упала, часть наших клиентов перешла к поставщикам с юга. Нам пришлось снизить оптовые цены в два раза и просто запахать большую часть листовых салатов, потому что не смогли их реализовать».

Алексей Садов 

Также, по словам Алексея, под угрозой была поставка клубничной рассады из Голландии, но пока всё обошлось. Но стоит ли заказывать её на следующий год – это большой вопрос. И команда «Жили-Растили» над ним серьёзно думает. Ну, и конечно все фермеры боятся перебоев с поставками импортных семян. 

«Пока нет запрета на поставки средств защиты растений и семян, можно сказать, что санкции нас глобально не затронули. Ну, не считая того, что джинсы Uniqlo пропали – но это уже моя личная боль. В целом пока всё не так страшно, но посмотрим, что будет зимой. Это касается и экономических итогов работы компании: окончательные цифры по доходам и расходам станут понятны только в ноябре. Думаю, антикризисной мерой станет для проекта пересмотр ассортимента продукции на следующий сезон с учётом итогов этого года», – объясняет предприниматель. 

Что дальше

«В последние месяцы нам пришлось, как и многим другим компаниям, пересмотреть пиар-стратегии, – говорит Алексей. – Учитывая, что наша целевая аудитория – это женщины от 25 до 40 лет, то именно заблокированная в России социальная сеть Instagram давала в обычное время стабильный приток новых клиентов. Наши «Дни поля» – это, конечно, такая очень инстаграммная история, каждое мероприятие расходилось на сториз, и за счёт этого мы очень хорошо прирастали новыми подписчиками. 

Сейчас трафик просел, чтобы исправить ситуацию, мы добавили канал в Telegram. Подписчиков там у нас раз в двадцать меньше, но охваты аудитории сравнимые. Ну и сарафанное радио работает: люди друг другу охотно рассказывают про нас. 

Ещё мы активнее продвигаемся в офлайне: стали чаще участвовать в различных ярмарках и фестивалях, чтобы рассказать о себе. В будущем планируем развивать агротуризм на наших полях, открывать фермерские столовые и строить цех по переработке сельхозпродукции.

Алексей Садов

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

31 августа 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов