Парадоксально, но именно сейчас, когда производство тканей максимально автоматизировано и технологизировано, находится много людей, готовых не только покупать вещи, сотканные вручную, но и учиться этому ремеслу – а затем своими руками изготавливать уникальные предметы интерьера и гардероба. Кировчанка Галина Некрасова убедилась в этом на собственном опыте: восемь лет назад создала собственную ткацкую мастерскую, которая стёрла для неё границы между бизнесом и хобби. О том, как развивать дело, основанное на старинном ремесле, Галина Некрасова рассказала порталу Biz360.ru.
Галина Некрасова – 31 год, предприниматель из Кирова, основатель «Вятской ткацкой мастерской». Окончила Вятский областной колледж культуры. Шила мужские галстуки-бабочки на заказ, затем работала продавцом и управляющей в магазине аюрведических товаров Shanti Place и параллельно развивала собственный проект по ткачеству. Последние два года занимается только мастерской. Галина – адепт йоги и аюрведы.
Восемь-девять лет назад я занималась созданием авторских аксессуаров для мужчин – шила галстуки-бабочки. Вроде бы всё шло неплохо, дело было достаточно успешным, приносило прибыль. Но в какой-то момент мне всё надоело.
Когда долго занимаешься одним и тем же множеством повторений одного и того же, у людей с творческим потенциалом неизбежно случается выгорание. Вроде бы достигаешь вершины мастерства, но дальше развитие не идёт – и наступает кризис.
Именно в это время я наткнулась на картинки с необычными гобеленами, выполненными в редкой красивой технике, которую я не могла определить. Это были небольшие полотна с очень крупными мягкими вставками из шерсти мериноса. Сразу захотелось узнать, как это сделано, по хэштегам я поняла, что эти удивительные полотна сотканы вручную.
Так я зажглась этой темой, сразу заказала ткацкую раму через интернет, её делали по моим размерам, две недели ждала заказа, классная получилась рама. Но на самом деле я очень хотела купить станок, у меня даже были на него деньги, поскольку бабочки действительно приносили хороший доход. Материально я готова была, а вот морально ещё нет. Меня очень пугали длинные нити, боялась, что не справлюсь с ними. Поэтому начала с рамы.
Тогда, в 2015-м, основным трудным моментом было, конечно же, отсутствие информации. Никто не мог объяснить, почему сужается полотно, почему эти нити ведут себя так отвратительно, какие нити вообще нужно использовать.
Были трудности с материалами. В магазинах продавался только дешёвая пряжа с акрилом, но красивых цветов, или очень тонкая из шерсти, которая очень долго ткалась. А мне хотелось сразу создать полотно побольше. И совершенно некому было задать вопросы.
Поэтому я долго разбиралась с этим самостоятельно, находила материалы, подсматривала у иностранных мастеров, потому что в России не было тех, у кого можно подсмотреть, чему-то научиться или просто что-то спросить. И я смотрела видео американских, европейских, австралийских мастериц. В Австралии, кстати, ткачество очень популярно. Я там даже инструменты заказывала очень хорошие.
В общем, приходилось действовать методом проб и ошибок, экспериментировать. Вообще, для меня ткачество – это всегда про эксперименты, поэтому просто ткать, пробовать разные техники и вырабатывать ту, в которой тебе кайфово, с которой ты не устаёшь, мне не надоедает, таким образом отрабатывается любая технология.
Я также верю в теорию, что когда ты вырабатываешь какую-то определённую критическую массу опыта, то это даёт примерно 80% твоего мастерства, а остальные 20% как будто сами собой подгружаются.
То есть если есть наработать много часов практики, ты неизбежно доткнёшься до мастерства. Поэтому надо просто делать, пробовать, ошибаться, не бояться. И вот именно таким путём проб и ошибок был мой путь.
Постепенно галстуки остались в прошлом, я страстно увлеклась ткачеством. В это же время я начала работать продавцом в проекте моих друзей – магазине индийских товаров Shanti Place. Это очень близкая мне тема, поскольку я увлекаюсь духовными практиками, аюрведой, йогой. Там же я выставила свои первые работы на продажу.
Одной из первых вещей, которые у меня купили, была сумка из разноцветной трикотажной пряжи, которая действительно была очень классной.
Эта покупка стала для меня знаком, что я не должна бросать это занятие, что надо продолжать в этом развиваться. Покупателем оказался один из наших постоянных клиентов, русский, который живёт в Майами и иногда приезжает погостить к своим родителям в Киров. Он часто заходил к нам в магазинчик, рассказывала много забавных историй.
Потом мой друг заказал первый гобелен. Собственно говоря, с того гобелена и образовался мой стиль. Я назвала его «Перу», это было полотно примерно 30×40 см. Цену я назначила наугад, просто подумала, сколько мне денег надо сейчас, и вот на такую сумму я ему и соткала. К слову, этот мой друг теперь постоянный покупатель моих работ.
Примерно через год после знакомства с ткачеством я запустила проект «Вятская ткацкая мастерская». Стала выставлять свои работы в ныне запрещённой социальной сети, сделала сайт и магазин на платформе Etsy.
Первыми вложениями в проект была покупка инструментов – на это я потратила всего около 6 тысяч рублей. Каких-то ощутимых единовременных затрат я не помню, вложения шли постепенно. Поначалу я брала деньги с моего предыдущего проекта с галстуками – вот на эти доходы и был построен бренд мастерской. Но вообще, мастерская достаточно быстро вышла на самоокупаемость.
Я изначально относилась к этому как к бизнесу. Всё, что я создаю своими руками, я к хобби не отношу, я сразу думаю, как это можно монетизировать.
Так что я человек, который до 30 лет дожил без хобби. Я не могу назвать что-то своим хобби по той причине, что всё, что у других людей так называется, у меня сразу становится бизнесом. Так что моё единственное хобби – это, сидя на пассажирском сидении, орать песни в машине.
Конечно, в том, что касается рукоделия и творчества, сложный вопрос с ценообразованием. Всё-таки я не хлеб продаю, а искусство, тут много нюансов: разные тонкости, разные техники ткачества, разные пряжи, разные материалы, трудоёмкость разная.
Назначая цену за изделие, я беру за основу своё время. Оцениваю час работы, потом это всё складывается в цену, плюс расходы на материалы. Поэтому когда работаю над большими полотнами, завожу новую заметку в телефоне, где фиксирую каждый интервал времени, когда я тку. Вечером смотрю, сколько часов было потрачено, чтобы понимать, сколько, соответственно, это изделие может стоить.
Я вообще считаю время самым ценным ресурсом, поскольку если деньги можно заработать, то заработать время пока ни у кого не получалось.
Цены на мои изделия сейчас такие: ткацкие рамы с инструментом – 5 600-12 600 рублей, наборы для ткачества – от 4 200 рублей, чехлы для подушек – 5 300 рублей, гобелены – 12 000-150 000 рублей, коврики – от 1 800 рублей.
Мастерская за 8 лет существования никогда в минус не уходила. Структура основных трат такая: примерно 70% – это расходы на инструменты, 10% – на материалы, 10% – это сопутствующие затраты, а ещё 10% - вложения в новые эксперименты, когда отрабатываешь новые техники и материалы.
Положительную роль в продвижении сыграло то, что у меня в соцсетях уже была сформирована аудитория покупателей, которые, собственно говоря, меня и поддержали в самом начале ткацкого пути.
Понятия «конкуренция» для меня вообще в этом деле не существует, поскольку мои изделия – это не предметы первой необходимости. Это искусство, и я верю, что мои покупатели выберут меня.
Часто у меня покупают, потому что я разбираюсь в аюрведе, занимаюсь йогой, увлекаюсь васту. И таким заказчикам-единомышленникам важно быть с мастером на одной волне, иметь одно видение, одну лексику.
Примерно через год после запуска проекта благодаря своим друзьям я приняла самое удачное на данный момент бизнес-решение – начать производство ткацких рам. Их делали столяры по моим разработками и чертежам, иногда корректируя конструкции. За эти 7 лет я сменила трёх мастеров, каждый из них привносил что-то своё. Так что это производство с каждым годом развивается: и объёмы растут, и качество инструмента.
Второе удачное решение – это начать ткать крупные, около двух метров, полотна, потому что они, хотя и трудоёмкие, всегда вызывают вау-эффект и привлекают много новых покупателей.
К ошибкам можно отнести то, что во время пандемии я пару месяцев была в ступоре, притормозила продажи, не понимала, что делать. Сейчас понимаю, что это было идеальным временем для запуска своих онлайн-курсов, но я его пропустила. И вообще, затянула с запуском, начала только осенью 2021-го. Сильно саботировала этот шаг своего развития – и это ошибка, которую я до сих пор ещё исправляю. Думаю, я существенно проиграла в заработке.
Что касается инструментов продвижения, сейчас я уже подошла к тому, чтобы делегировать это профессионалу. До настоящего момента неплохо продвигала (и продвигает) проект и запрещённая соцсеть, и аккаунт в VK. А вот таргет «VK рекламы» я до сих пор не могу освоить, она даёт охваты, но не приносит продаж.
Зато мой сайт очень хорошо продвигает мастерскую, он хорошо оптимизирован, поэтому поисковые системы его неплохо выдают. Да и в целом, ниша достаточно свободная.
В последние годы география заказчиков изменилась. В доковидные времена было много зарубежных продаж, как правило, покупали рамы. Я отправляла в США, в Австралию, в Великобританию. Часть покупателей были российскими эмигрантами. Сейчас география заказчиков – это Россия, ну и немного идёт в Казахстан, Узбекистан, Белоруссию.
Сезонность у бизнеса есть, лето проседает в продажах, но, честно говоря, это больше связано с моей ленью. Всё-таки летом хочется немного расслабиться. Потом всё навёрстывается, особенно ближе к зиме, когда всем хочется уюта, снова хотят создавать что-то своими руками, проходить какие-то курсы. Поэтому все снова возвращаются к своим ткацким рамам.
Сейчас основной заработок мастерской – это инструменты для ткачества: рамы, наборы. Ткачество ведь для современного человека – релакс, своего рода разновидность медитации, возможность замедлиться, радость творчества и созидания. Многим это сейчас очень нужно. Поэтому планы по развитию у меня есть. Из тех, о которых можно рассказать – усовершенствовать курс про ткачество и вывести его уже на нормальную платформу.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».