Автоматизация в логистике: как компания оптимизировала доставку заказов клиентам и сократила расходы

Прочтёте за 5 мин.

Кейс от компании «Корона Авто»

IT-инструменты, которые использует Юрий Козырев

  • Яндекс Маршрутизация
  • 1С:ERP
  • Telegram
  • YouTube

Одно из основных преимуществ автоматизации – она делает часть бизнес-процессов прозрачными и позволяет выявлять скрытые ранее проблемы. В компании по продаже автозапчастей «Корона Авто» использование планировщика маршрутов позволило не только снизить затраты на доставку, но и выявить нечестных водителей, которые доставляли сторонние заказы. О том, как сэкономить на доставке и сделать более гибким сам процесс составления маршрутов, порталу Biz360.ru рассказал Юрий Козырев, руководитель отдела логистики в компании «Корона Авто».

Досье

Юрий Козырев – 33 года, руководитель отдела логистики компании «Корона Авто». Получил высшее образование по специальности «Экономика и управление в транспортной отрасли». После вуза работал логистом в FMCG-сегменте и занимался предпринимательской деятельностью. В компании «Корона Авто» с 2019 года, зона ответственности – все доставки предприятия.

Юрий Козырев

Зачем потребовалась автоматизация

«Корона Авто» занимается оптовыми поставками запчастей для импортных автомобилей. Наши клиенты – СТО, специализированные розничные магазины, маркетплейсы, автодилеры и транспортные предприятия на всей территории России. Для наших клиентов зачастую ключевым фактором при выборе поставщика запчастей является быстрая и своевременная доставка. 

Поэтому наши склады расположены в десяти городах девяти регионов – от Санкт-Петербурга до Владивостока. Доставкой занимается собственный отдел логистики. Его сотрудники доставляют «до двери» 1 миллион заказов в год в 70 регионов и составляют более 35 тысяч маршрутов. В те регионы, где нет регулярной доставки, заказы отправляются с помощью транспортных компаний. 

Ранее у нас действовали очень «жёсткие» маршруты доставки: водители были ограничены определённым набором геозон. Каждый водитель хорошо знал только свой маршрут – но новому сотруднику, впервые вышедшему на чужую линию, было сложно сориентироваться сразу. Зачастую это вызывало вопросы и негодование у клиентов: «Старый водитель всегда успевал вовремя, доставлял заказы в одно и то же время – почему же тогда новый опоздал?» 

В 2020 году мы поняли, что необходимо сделать сам процесс доставки более гибким – уйти от «жёстких» маршрутов, учитывать пожелания клиентов, снизить зависимость от водителей и транспортные расходы. 

Выбор и внедрение программного продукта

Нам важно, чтобы заказчики получали груз в строго обозначенное время. Это особенно актуально для городских экспресс-доставок. Для расчёта точного времени приезда машины необходимо учитывать ситуацию на дорогах. Раньше мы не имели информации о пробках в городе, поэтому прогнозировать было трудно.

Мы выбрали сервис «Яндекс Маршрутизация», потому что его алгоритмы позволяют составить маршрут с учётом дорожной ситуации. Знакомство с сервисом началось с бесплатного тестового периода: в течение двух недель менеджеры «Яндекса» в режиме 24/7 помогали нам разобраться в продукте. После этого мы убедились в верности выбранного решения, и последовали этапы внедрения и реализации.

Корона Авто  

Наша компания использует систему учёта «1С:ERP». Сейчас маршруты планируются с помощью системы 1С, сервиса «Яндекс Маршрутизация» и рабочего web-места логиста. Для передачи данных о заказах используем API-интеграции. 

Наша версия 1С – нетиповая: в ней есть функции, которые мы создали сами под собственные задачи. Чтобы избежать возможных проблем, мы максимально передали рабочие места для логистов в альтернативную систему. Это позволило избежать существенных доработок во внутренней системе учёта. 

Результат автоматизации №1: контроль водителей

Раньше логисты составляли «жёсткие» маршруты доставки и общались с водителями в WhatsApp. Сейчас для их взаимодействия мы внедрили мобильное приложение. Оно позволяет отслеживать работу на маршруте и «подсвечивать» проблемы с исходными данными – например, адресами доставки. 

Теперь в режиме реального времени мы видим, где находится автомобиль. Причём, благодаря этой функции выявили некоторых недобросовестных водителей, которые успевали доставлять сторонние заказы. В отсутствии пробок они везли груз в два-три раза дольше, чем честные водители. С ними мы, конечно, расстались. Теперь установка мобильного приложения – обязательное условие для всех водителей, с которыми мы работаем. 

Результат автоматизации №2: сокращение сроков доставки

Раньше мы заранее составляли маршруты, учитывая при этом существующие в компании геозоны доставки. Теперь сервис планирует доставку только после того, как мы получили все заказы для своих клиентов. Система выстраивает путь, который затем оценивает логист. При необходимости он вносит в маршрут коррективы. Они могут быть связаны с особенностями работы клиентов – например, его время работы не попадает в окно нашей доставки. Такие нюансы мы пока не можем учитывать в своей системе. 

Отказавшись от «жёстких» маршрутов, мы сократили пробеги на 10-20% в зависимости от региона, а наши клиенты стали получать заказы, в среднем, на 30 минут раньше.

Корона Авто 

Благодаря мобильному приложению водителей мы выявили несколько недочётов в нашей внутренней системе. Например, скорректировали адреса и окна доставки для некоторых клиентов. Также изменили работу склада: в 2020 году он работал с 9:00 до 18:00, сейчас – с 6:00 до 20:00. Это позволило доставлять все заказы. 

Теперь мы не зависим от водителей, которые раньше ездили к одним и тем же клиентам. Если сотрудник не вышел на линию, его можно заменить, и клиенты не заметят разницы в своевременности доставки. В мобильном приложении видны актуальные адреса и контакты получателя. Если возникают вопросы, там же можно задать вопрос логисту и получить от него оперативный ответ. 

Результат автоматизации №3: прозрачность процесса доставки

Раньше если машина опаздывала, наши клиенты звонили менеджерам и спрашивали, где их заказ. В ответ менеджер связывался с отделом логистики, логисты – с водителем на маршруте. Процесс был долгий, непрозрачный и субъективный, так как водитель навскидку оценивал время приезда. 

Сейчас мы добавили на сайт виджет отслеживания доставки. В пару кликов можно узнать, где машина и когда ориентировочно будет доставка. Вопросы от менеджеров «Где машина?» и «Когда заказ будет у клиента?» практически прекратились. Менеджер и клиент видят местонахождение машины и расчётное время приезда по нужному адресу.

Корона Авто  

Это избавило нас ещё от одной проблемы. Теперь если клиент жалуется, что водитель доставил заказ с нарушением заявленного времени, мы можем это легко проверить. Зачастую подобные жалобы отклоняются, так как у клиента внутри компании страдают коммуникации между отделами: кто-то получает заказ, но сообщает об этом ответственному лицу с опозданием. 

Если задержка действительно была, мы рассматриваем этот случай и ищем способы устранить подобные ситуации. Помимо разбора жалоб клиента мы также собираем статистику: смотрим, когда доставлен заказ, анализируем маршруты и причины задержки. После этого при необходимости увеличиваем количество машин или корректируем маршруты. 

Результат автоматизации №4: экономия на доставке

Благодаря использованию сервиса планирования маршрутов мы видим, сколько машин требуется для выполнения всех заказов. Мы отказались от части транспортных средств и сократили количество водителей. Например, в Самаре уменьшили пробеги на 20%, в Екатеринбурге – на 15%. В Москве заказываем машины в зависимости от количества заказов: в среднем, на одну-две машины меньше (10-15%), чем до использования сервиса «Яндекс Маршрутизация». 

Результат автоматизации №5: своевременно проведённые возвраты от клиентов

В нашей учётной системе 1С не было функции отслеживания доставки – мы не могли контролировать статус получения заказа и возвратов. Водители не давали чёткую обратную связь, которую логист однозначно бы истолковал. Теперь при получении возврата и передачи его на склад, водители присылают логисту фото документов. Если водитель забывает это сделать, то у логиста в рабочем месте в 1С заказ отмечается спецсимволом. Это напоминает логисту, что надо запросить дополнительную информацию у водителя.

Итоги автоматизации

Я не могу назвать «Яндекс Маршрутизацию» бюджетным IT-продуктом. Для нашей компании стоимость сервиса существенна, но она оправдана. Мы полностью окупили затраты через несколько месяцев работы, а далее начали экономить – за счёт сокращения транспортных затрат, фонда оплаты труда и уменьшения количества ошибок в планировании. 

Работа с платформой для оптимизации маршрутов позволяет нам доставлять заказы быстрее и в большем объёме, что особенно важно – без увеличения подвижного состава и привлечения дополнительных водителей. Благодаря «Яндекс Маршрутизации» мы скорректировали время работы склада, так как водители не попадали в «окно доставки» клиента. Начали вести планирование не «жёсткими» маршрутами, а решать каждую транспортную задачу отдельно. 

Мы изучили концепцию планирования доставок с учётом всевозможных ограничений – максимальной грузоподъёмности, желания клиента видеть определённого водителя, вероятных перепробегов. Теперь логисты из Петербурга могут планировать точные доставки в любом регионе.

Biz360

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

17 октября 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов