Дизайн-студия «Зер гут!» из Барнаула – хороший пример того, как гибкость и умение подстраиваться под обстоятельства могут быть эффективными инструментами работы на достаточно сложном региональном рынке. Нет достойных заказчиков в своём городе? Найдём в другом. Нет на горизонте большого интересного проекта? Возьмёмся за неинтересный. Дизайн-студия не может работать без своего сайта? Ещё как может. И так во всём. О том, как живёт и развивается небольшая компания по разработке интерьеров, порталу Biz360.ru рассказали Наталья Дюкарь и Анна Пешкова.
Наталья Дюкарь, 36 лет, предприниматель, совладелец дизайн-студии
«Зер гут!». Образование: Алтайский государственный технический университет (факультет IT и бизнеса), международный институт менеджмента ЛИНК. До запуска собственного бизнеса работала руководителем отдела маркетинга и продаж типографии, заместителем директора по развитию в инжиниринговой компании. Анна Пешкова, 36 лет, предприниматель, совладелец дизайн-студии «Зер гут!». Образование: Алтайский государственный технический университет (факультет дизайна и архитектуры). Ранее работала графическим дизайнером, главным редактором глянцевого журнала, занималась частной архитектурной практикой.
…В один прекрасный день Наталья Дюкарь сидела на планёрке, где кипели шекспировские страсти: дизайнеру хотелось пожертвовать вентиляцией в угоду эстетике, а инженер и застройщик отстаивали свои решения согласно СНИПам. «Эх, - подумала Наталья, вот если бы комплексное проектирование интерьера и инженерных систем выполняла одна компания…» А почему бы, собственно, такую компанию, не создать? И позвонила Анне Пешковой, которая много лет занималась частной практикой в качестве дизайнера интерьеров.
Девушки встретились, обсудили идею, а через полгода оформили отношения официально. Так в ноябре 2013 года появилась на свет архитектурная студия «Зер гут!». Основным капиталовложением стали личные сбережения Натальи. А кроме того, соучредители умудрились получить ещё и субсидию от государства – 60 тысяч рублей.
«Начали мы с поиска помещения, - рассказывает Анна. - Помещение для дизайн-студии - это её лицо, по нему заказчик судит о профессионализме. Нашли довольно убитый офис, но в хорошем месте, и, конечно, начали с ремонта. Тут нам повезло - потому что часть расходов взял на себя владелец помещения. Ну и, вообще, постоянно помогали разные добрые люди: кто дверь принесёт, кто краску, кто ещё что-нибудь нужное. Реально, так и было - приходят и говорят: «Вот вам дверь». Было столько радости, что от избытка чувств мы открытие с помпой забабахали; кажется, только цыган с медведями не позвали. Остальное было - баян, официанты, фуршет, фейерверки... Душевно отметили, что и говорить».
«Конечно, дизайн-бюро в Барнауле - пруд-пруди, как и в любом другом городе, - рассказывают Наталья и Анна. Местный 2Gis выдает 126 таких организаций. Но в профессиональной среде всерьёз воспринимают примерно 30 из них - тех кто активен (в том числе - социально) и творчески интересен. А чем занимаются остальные сто, мало кому известно. Но даже при таком раскладе конкуренция, разумеется, есть. Логичный выход - занять свою нишу.
Наша ниша нас сама нашла. При запуске проекта мы планировали больше внимания уделять малоэтажной архитектуре, опираясь на немецкую школу (поэтому, собственно, и название студии у нас такое), но жизнь внесла свои коррективы. У нас случился первый серьезный клиент, отношения с которым и определили траекторию дальнейшей деятельности.
Речь идёт об оформлении интерьера ювелирного бутика «Частная коллекция». К нам обратилась известная барнаульская бизнес-леди, которая хотела открыть его на месте магазина одежды. Это был просто подарок небес, счастливая случайность; наверное, если Нина Михайловна это прочтёт, для неё будет откровением, что на тот момент мы только-только начинали работать. Думаю, она об этом и понятия не имела, считала нас маститыми дизайнерами. Но мы, конечно, полностью ушли в этот проект, и отработали на совесть - надеюсь, что наша заказчица тоже так считает, потому что сотрудничество продолжается: проект оказался успешным, ювелирные салоны стали сетевыми, и теперь мы проектируем их в российских мегаполисах».
Архитектурная студия «Зер гут!» своей основной специализацией заявляет проектирование домов и разработку жилых и общественных интерьеров. Но по факту у неё значительно более широкий спектр услуг – Анна и Наталья участвуют в проектировании инженерных системы типа «Умный дом», могут разработать дизайн мебели, написать картину на заказ и т.д. А могут подготовить проект обычного ремонта квартиры по 1500 рублей за «квадрат»; конечно, это будет ремонт без оригинальных авторских дизайн-решений, но эстетически продуманный, быстрый и недорогой.
В общем, наши героини берутся за всё – даже за полиграфические заказы, справедливо полагая, что маленький доход лучше, чем никакого. Но основная статья доходов студии «Зер гут!» - выполнение дорогих авторских проектов в более «богатых», чем Барнаул, городах России – Москве, Сочи, Санкт-Петербурге и т.д.
«Главные ошибки, которые мы делали поначалу - отказывались от, как нам казалось, неинтересных проектов, - говорит Анна. - Хотели делать только то, что действительно круто. Например, хочет заказчик залу с колоннами и фресками. Всю жизнь мечтал, заработал денег, и - к нам. А мы глаза закатывали: «Фи, какой моветон!». Профессиональный снобизм. А сейчас - берёмся! Потому что поняли: хочет человек жить в таком пространстве - его право. Конечно, мы всегда предлагаем более эстетичные варианты, но если не получится - сделаем, как просит, и разойдемся довольные друг-другом.
Или бывает, что заказчику нужен просто ремонт, без изысков. Кажется, творческому человеку тут негде развернуться, ну и что? Мы всё равно возьмёмся за такой проект. Конечно, стоимость его будет ниже».
«У нас, честно говоря, даже прайса в прямом смысле слова нет, всё решается индивидуально. Конечная цена зависит от множества факторов - сложности задачи, стоимости материалов и так далее. Мы не берём деньги за авторское сопровождение, а только за сам проект - это наша позиция»
Наибольших затрат потребовала установка специального программного обеспечения; например лицензионный ArchiCAD стоит 300 тысяч рублей, примерно столько же - 3Dmax. Ежемесячные затраты на организацию работы студии составляют 35 000 рублей.
За почти три года существования студия сменила два офиса, сделала около 30 серьёзных проектов, причем не только в Барнауле, но также в Сочи, Питере, Москве, Кемерово, Калининграде и Владивостоке, обзавелась тремя штатными сотрудниками и довольно приличным числом специалистов на аутсорсинге. С «Зер гут!» сотрудничают визуализаторы и технические дизайнеры, это даёт возможность брать в разработку больше проектов. Анна организует работу визуализаторов, разрабатывает концептуальные решения, выдаёт задания дизайнерам, работает с заказчиками, поставщиками, прорабами. На Наталье - бухгалтерия, документация, расчёты.
Как правило, клиенты сами выходят на студию «Зер гут!» На данном этапе развития основатели студии не размещают рекламу и обходятся без собственного сайта. Конечно, сначала хотели его сделать, но потом поняли, что необходимости в этом нет. Информация расходится благодаря публикациям в соцсетях. Два-три проекта в месяц появляются благодаря сарафанному радио – «Я от N, она дала ваши контакты, вы ей помогли с оформлением гостиной, а у меня апартаменты в Сочи, сам я из Сургута, давайте работать?»
«Мы открылись в кризис и работаем в кризис, - говорит Анна. - Мы, кстати, даже и не знаем, как это, работать в хорошие времена, у нас есть опыт существования только в трудные периоды. Проблемы? Ощутимые проблемы - в основном психологические, в отношениях с прорабами, например. Но с опытом появляется профессиональная уверенность в себе и вырабатывается иммунитет против прорабов. Поначалу поговоришь с таким товарищем и думаешь потом: «Ой, я же девочка, а на меня сейчас наехали!» Но со временем проще относишься. Главное, мы уже обзавелись «своими» прорабами, с которыми комфортно и продуктивно работается».
«Многим кажется, что если наняли дизайнера, то он должен волшебным образом угадать, чего хочет клиент и воплотить это в жизнь. Да-да, как в передаче «Школа ремонта»! Тут нам телевидение, конечно, жизнь подпортило... У людей сложилось впечатление, что любой ремонт делается за три дня. Наняли дизайнера, уехали на дачу, приезжают: «Ой! Всё, как мы хотели!» И у всех слёзы радости»
- Сначала нужно найти общий язык с заказчиком, и только потом приступать к работе с пространством.
-
Хорошего дизайнера должно быть мало.
-
Необходимо всегда стараться достигнуть такого эффекта, чтобы гости сказали «Как здорово ты тут всё обустроил», а не «Какой классный у тебя дизайнер».
-
Нужно разрешить себе ошибаться.
-
Надо уметь жить и работать как с деньгами, так и без них.
-
Если в голову пришла идея, насколько бы бредовой она не была, нужно просчитать, что принесет её реализация. И только после приступать к ней или честно от неё отказаться.
-
Работать можно без любви к клиентам, но без уважения – никак.
- Выбирать нужно ту работу, которая тебя вдохновляет, тогда будет не жалко ни сил, ни эмоций, ни времени. И результат будет отличным.
Сами о себе
Наталья: «Я - рыжая, Аня - блондинка. Этим многое объясняется. Аня - человек эмоций, а я - скептик, практик, человек расчёта и договора. Моя задача - любой творческий порыв вставить в жёсткие рамки графика. Ремонт был мне близкой и понятной темой задолго до открытия студии - я сама полностью занималась им в своей первой квартире.
За рамками «Зер гут!» я увлекаюсь живописью и рисунком, беру уроки у художника. Всегда была неравнодушна к истории и археологии: в детстве ездила на раскопки стоянки бронзового века. Мне нравится самой изучить исторические аспекты, особенно те, где быт и культура переплетаются с религией. Поэтому мои путешествия чаще связаны с посещением «мест силы». Очень хочу открыть «свою» Грецию».
Анна: «Я считаю, что обряд инициации для каждого дизайнера - это дизайн собственной квартиры. Когда делаешь интерьер себе, видишь ситуацию сразу с двух позиций: дизайнера и заказчика. Когда я делала свою квартиру пять лет назад, то просто «болела» этим, просыпалась и засыпала с проектом. Искала на развалах старинный кирпич, чтобы сделать несколько стен. Сейчас, это, конечно, все делают, а тогда было свежей идеей. Моя мечта - спроектировать и построить себе дом. Я уже знаю, каким он будет.
Что ещё я могу сказать о себе? Давно и серьёзно собираю виниловые пластинки, с них начинается и заканчивается мой день. Готовить люблю, наливочки всяческие домашние делать. В общем, создаю баланс между тем, что я- женщина, мама и дизайнер. Мой главный жизненный принцип - не быть такой уж сильно принципиальной и адекватно реагировать на изменчивость мира, избегать стереотипов, смотреть на все через призму творчества. А, в общем, я просто очень хочу быть счастливой».
Интерьерный бизнес: как устроено архитектурное бюро.
На чём зарабатывает студия декора.
Как устроено небольшое производство бескаркасной мебели.