Бизнес без границ: как продвигать свой продукт на зарубежных рынках

Прочтёте за 5 мин.

Рекомендации от агентства PR Doctor

IT-инструменты, которые использует Валерия Мингова

  • Trello
  • Slack
  • Tilda

Голубая мечта многих российских компаний – выйти со своим продуктом на рынки других стран. Но при этом далеко не все из них отдают себе отчёт, что такого рода масштабирование – это не просто выход в новый регион присутствия, а серьёзная работа, сопоставимая с запуском ещё одного бизнеса. О том, что следует учитывать при выходе на зарубежные рынки, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала основатель агентства PR Doctor Валерия Мингова.

Досье

Валерия Мингова, 35 лет, основатель агентства  PR Doctor, эксперт в области PR и маркетинговых коммуникаций. Работала в медиа, сфере общественных коммуникаций, антикризисном и репутационном менеджменте в крупнейших банках России (ВТБ, «Открытие», «Номос»), Латвии («Ригенсис») и Аргентине, в финансовых корпорациях и органах государственной власти. До прихода в PR была финансовым журналистом в России и Латинской Америке. В 2016 году основала в Москве агентство PR Doctor.

Валерия Мингова

Определиться с направлением

Прежде чем выводить свой продукт на зарубежный рынок, в первую очередь, нужно понять, для чего вы собираетесь это сделать. Целью могут быть закрепление на этом рынке, поиск инвестиций, партнёров, розничных или корпоративных клиентов.

Второй ключевой момент – понять, на какой именно рынок вы хотите выйти. Нам часто говорят: «Хотим выйти на международный рынок». На вопрос, куда именно, отвечают: «Всё равно куда, наш продукт будет востребован везде». Да, такие продукты бывают. Но выйти на зарубежные рынки «сразу везде» – это дорого и энергозатратно. И далеко не факт, что получится быстро проработать каждый регион.

Регионы Европы (Восточная или Западная Европа, Скандинавия, Балканы и т.д.) сильно отличаются друг от друга. А Азия в этом смысле намного сложнее, чем Европа – на Востоке даже две соседние страны нельзя рассматривать как один регион. В каждой стране – свои особенности, и на каждую из них нужно выходить отдельно. К примеру, соседние Малайзия и Сингапур – это не то что два разных мира, это две разные вселенные.

При выборе стран и регионов нужно изучить конкурентную среду. Для начала хотя бы поискать информацию в интернете. Лучше, если на выбранном рынке уже есть продукты, подобные вашему – это значит, что спрос и конкурентная среда в стране или регионе уже сформированы. Тогда потенциальные партнёры и клиенты будут понимать, что за продукт вы предлагаете. Если вообще нет конкуренции – это, скорее, плохо. В этом случае финансирование и силы придётся тратить на создание рынка, а не только на продвижение продукта.

Очень высокая конкуренция – тоже плохо. Например, вряд ли стоит предлагать вьетнамскому рынку услуги по IT-разработке. Во Вьетнаме много своих квалифицированных айтишников, работающих за очень небольшие деньги.

Провести разведку на местности

После того, как вы изучили конкурентную среду с помощью интернета, надо ехать «на место». Рекомендую посещать крупные отраслевые мероприятия – конференции, форумы, выставки. Там будут все, кто вам нужен: конкуренты, партнёры, инвесторы, акселераторы. На несколько дней вы погрузитесь в бизнес-среду, в которой вам придётся работать. При этом если выставите хотя бы небольшой стенд и станете раздавать материалы, эффективность от мероприятия будет гораздо выше, чем если приехать «просто посмотреть и познакомиться».

Все коммуникации и информационные материалы должны быть на языке страны, в которую вы едете. Иногда говорят, что достаточно перевести материалы на английский. Но если едете не в англоязычную страну – конечно, это не так. Когда вы приезжаете во Францию с буклетами на французском или в Германию – на немецком, к вам будет совсем другое отношение.

Особенно это актуально для ближневосточного и азиатского рынков. Если вы выходите, например, в арабские страны – нужно, чтобы все ваши материалы (или хотя бы основные презентации) были и на английском, и на арабском языках.

Стать частью делового сообщества

Следующий шаг – искать выход в бизнес-комьюнити. У каждого продукта или направления есть сформированное сообщество. Оно может быть офлайн в виде митапов (встреч единомышленников) или онлайн - это группы в Facebook, на форумах, в Reddit и т.п.

Нужно искать представителей местных комьюнити, связываться с ними, общаться на онлайн-форумах. Если речь идёт о бизнес-встречах – посылать туда партнёров, чтобы познакомиться и «посветить лицом».

Для запуска в новой стране или новом регионе важно понимать, как там относятся к продукту и направлению. Даже если сугубо негативно – это не значит, что туда не следует выходить, просто это отношение необходимо иметь в виду. А если позитивно (например, вы делаете экологически чистые табуретки, и в новой стране присутствия сильное сообщество экологов) – местное комьюнити может быть амбассадором вашего продукта. Это сообщество может поддерживать вас в ваших начинаниях, помогать с контактами и даже с поиском инвесторов.

Заявить о себе в СМИ

Следующий шаг - запустить новость о старте проекта в конкретной стране или регионе. Иногда основатели компании думают, что подобное сообщение никому не интересно. «Зачем об этом писать, мы выводим продукт уже в двадцать пятую страну?».

Такое мнение ошибочно. Публикации в СМИ или у блогеров повышают доверие потенциальных клиентов и инвесторов. Тем более, что есть блогеры и сообщества журналистов, которые охотно (и даже бесплатно) напишут о том, что запускается какой-то интересный проект.

Другая ошибка – подходить к выпуску новости формально. Некоторые стартапы пишут «мы запускаемся», распихивают новость в релизоприёмники (специальные сайты-сервисы для размещения пресс-релизов) и ждут какого-то отклика от аудитории. Этого категорически нельзя делать.

Для запуска новости нужно составить понятный и вменяемый список СМИ, которые пишут на бизнес-темы: разделить его на региональные, общенациональные и отраслевые издания. Обычно мы вместе с новостью составляем сопроводительное письмо: что за проект, что делает, чем может быть полезен и т.д.

«Просто работать»

Дальше нужно просто работать в новой стране или регионе. Сделать приличный сайт, масштабировать свои контакты, находить клиентов, запускать контекстную и таргетированную рекламу, активно вести соцсети.

Необходимо анализировать результаты различных акций, направленных на продвижение. К примеру, можно запустить А/В-тестирование в нескольких странах: предпринять одинаковые шаги с примерно одинаковым бюджетом. Какая страна покажет лучший результат, в ту следует вкладывать больше усилий и средств.

Даже если страны имеют много общего – в одной из них проект может «зайти», а в другой нет. Например, приложения, которые помогают переводить и сохранять криптовалютные активы, в Норвегии могут быстро подняться в топ-5 в App Store и Android Market. А в соседней Финляндии они, скорее всего, не вызовут никакого интереса. Причина в том, что у жителей этих стран разное отношение к криптовалютам.

Учитывать восточный менталитет

Выходя на рынок той или иной страны, следует учитывать её культурные особенности и способы ведения бизнеса. В Бахрейне и ОАЭ сейчас большой интерес к ряду технологий. Там очень востребованы финтех-проекты, а также разработки в сфере медицины и фармакологии. И многие стартаперы рвутся на Ближний Восток за инвестициями. Но они не понимают: получить там деньги – значит, получить в нагрузку тотальный контроль. Арабские инвесторы хотят видеть отчёт за каждый потраченный цент.

При сотрудничестве с европейцами или американцами отчитываться перед инвестором нужно, как правило, через 3-6 месяцев после транша. В арабских странах делать это придётся ежемесячно. Ещё один важный момент: развивать проект в Европе можно, работая в России. Но чтобы выйти на рынки арабского мира, необходимо открывать офис и работать в «стране назначения».

Не стоит забывать и про местные культурные особенности. Если на Ближнем Востоке человек говорит «завтра» - это может означать что угодно. Единственное подтверждение слов там – либо деньги на счету, либо вышедшая публикация, либо состоявшееся выступление на конференции.

Китай – это отдельная история. Китайские партнёры никогда не скажут «нет», соглашаться у них – это культурная особенность. Но после своего «согласия» они зачастую ничего не будут делать. Даже при подписанном контракте всё равно могут быть отказы.

Другая китайская особенность – «циклические переговоры». На следующий день китаец может «забыть» о достигнутых сегодня договорённостях, и всё приходится начинать заново. «Срочность» сильно раздражает китайцев, и они будут специально затягивать все процессы. Тот, кто торопится, в Китае заведомо проиграет. Поэтому при переговорах с китайцами лучше сделать вид, что вам особо ничего не нужно.

Пример из практики

Год назад мы взяли для PR-сопровождения эстонский финтех-проект с российскими корнями Quppy, который занимается платёжными сервисами. Приложение проработало почти семь месяцев, но скачиваний у него практически не было. Сейчас у приложения более 200 000 пользователей, примерно 30% из них - лояльные клиенты. Для такого рода приложений это серьёзные цифры.

В первую очередь мы начали продвигать само приложение внутри сторов (интернет-магазинов внутри систем – примечание редакции), и написали новость о том, что есть такой продукт. Наш пресс-релиз не вызвал безумного ажиотажа, но мы получили ряд публикаций в профильных изданиях. Начались переходы на сайт и первые скачивания.

Новость оказалась интересна журналистам. Мы сделали небольшой гайд, как пользоваться системами быстрых переводов, как создавать онлайн-кошельки, рассказали о безопасности платежей. То есть, по сути, мы честно и понятно объяснили, как работает эта система.

Дальше мы пошли в каждую страну Европы отдельно, так как основная валюта в приложении – евро. Для начала выбрали топ-10 стран, в которых развиты финансовые технологии. Это государства, в которых люди нормально относятся к криптовалютам, где успешно функционирует некрупные платёжные системы и где банки не блокируют счета финтех-компаний.

Запустили рекламу в Google, Twitter, Snapchat. Не использовали Facebook и Instagram из-за существующего в этих соцсетях ограничений на рекламу платёжных сервисов. Активно участвовали в сообществах в Reddit. Также работали с блогерами из выбранных стран, которые становились амбассадорами бренда. В компании не было огромных бюджетов, поэтому продвижение велось очень экономно.

И конечно, регулярно посещали профильные мероприятия. Раз в три-четыре месяца мы появлялись на крупнейших мероприятиях финтех-сферы в нужных нам странах. Именно так удалось привлечь некоторых партнёров и клиентов – например, отельную сеть в Италии. Она использует это решение как онлайн-эквайринг. В ноябре проект, скорее всего, выйдет на новый раунд инвестиций и запустит ещё один продукт на своей платформе.

Вместо резюме

Чтобы российскому проекту выйти на рынок нового государства или региона, нужно придерживаться следующего чек-листа:

  • Определиться с регионом или страной, в которых он планирует работать.
  • Предварительно изучить рынок и конкурентную среду, используя интернет.
  • Глубже погрузиться в рынок, участвуя в местных профильных мероприятиях.
  • Стать частью местного бизнес-комьюнити, чтобы заручиться его поддержкой и обзавестись новыми деловыми связями.
  • При выходе на новый рынок сообщить об этом местной аудитории через СМИ или блогеров.
  • Учитывать культурные и национальные особенности новой для себя страны.

Biz360.ru


Читайте также: 

Как получить товарный кредит от иностранного поставщика.
Что нужно учитывать при работе с иностранными партнёрами.

Вместе мы - сила: как стать партнёром крупного мирового бренда
.

15 октября 2019

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов