Когда у бизнеса несколько собственников, они должны грамотно выстроить систему управления и коммуникации друг с другом. Чтобы каждый совладелец не тянул компанию в том направлении, которое считает единственно верным. От умения предпринимателей-партнёров делить зоны ответственности, договариваться и решать проблемы зависит финансовый результат общей компании. О том, как управлять дизайн-студией втроём и превратить творческий хаос в структурированный бизнес, сооснователь и креативный директор DSGN HUB Нина Воинова рассказала порталу Biz360.ru.
Нина Воинова – предприниматель из Москвы, сооснователь и креативный директор студии интерьерного дизайна DSGN HUB. По образованию – маркетолог и дизайнер. Занималась журналистикой и копирайтингом в интерьерной сфере, отвечала за маркетинг и связи с общественностью в студии мебели. С 2019 года вместе с одногруппницами в HSE Design school Ириной Донцовой и Александрой Агами основала студию дизайна DSGN HUB.

Когда мы познакомилась с Ириной Донцовой и Александрой Агами в школе дизайна HSE, то не думали, что спустя несколько лет будем управлять собственной студией. Наш первый совместный проект появился довольно быстро: им оказался заказ на редизайн санузла и коридора от знакомой. Мы решили объединить усилия: Александра отлично владела 3D-визуализацией, Ирина была сильна в инженерной графике, я занималась маркетингом и координацией. Так в 2019 году началось наше сотрудничество.
За пять лет мы прошли путь от фрилансеров, работающих над скромными квартирами для частных заказчиков, до разработки интерьеров премиум-класса. Среди наших клиентов появились медийные личности, предприниматели, люди искусства.
В 2023 году один из проектов показали в популярной передаче «Квартирный вопрос», а дизайн квартиры для прима-балерины попал в YouTube-проект «Квартира для прима-балерины» от блогера и стилиста Марианны Елисеевой. География наших проектов расширилась до Дубая.
Чтобы наша студия DSGN HUB могла успешно развиваться, нам пришлось выстроить чёткую систему управления, наладить взаимодействие в команде и научиться договариваться.
Принятие решений через диалог
Когда бизнесом управляют три человека, важно уметь находить компромиссы и избегать конфронтации. Но на самом деле, три мнения – не проблема, а преимущество. В отличие от партнёрства вдвоем, где конфликты могут накапливаться, в нашей системе всегда есть «третье мнение», которое помогает разрешать споры. Если мнения двоих полярны, всё решает принцип большинства. Например, спор о смесителе для офиса решился за минуту: двое выбрали вариант, третий принял решение без обид. Так мы не застреваем на мелочах и двигаемся вперёд.
Мы регулярно обсуждаем ключевые моменты и планируем развитие. Это помогает синхронизировать видение каждой из нас. Важную роль играет ежедневный диалог: любая идея сразу становится темой обсуждения в общем чате или при личной встрече.
Используем стратегические сессии. Раньше они проходили стихийно, теперь мы структурируем обсуждение глобальных вопросов: от позиционирования до новых рынков.
Важно, что изначально нас объединяла не бизнес-стратегия, а общее увлечение дизайном. Мы не задумывались о рисках, просто хотели заниматься любимым делом. Однако в процессе работы пришли к необходимости чёткого планирования.
Роли, проверенные временем
С самого начала мы определили, кто за что отвечает в нашем бизнесе, и эта структура оказалась эффективной – нет необходимости её менять.
Я имею опыт в маркетинге, поэтому занимаюсь продвижением и выстраиванием бизнес-процессов. Александра, специалист по международным отношениям, ведёт переговоры с клиентами. Это особенно важно в премиальном сегменте. Ирина – инженер, курирующий сложные технические вопросы, включая разработку мебели по индивидуальным эскизам.
Несмотря на чёткое распределение ролей, все трое выступаем ещё и арт-директорами. Для нас важно, чтобы дизайн всегда был в приоритете:
-
Правило №1: не мешать друг другу в зонах ответственности, но всегда быть готовым поддерживать в сложных моментах. Наш ключевой приоритет – качественный дизайн, значит нужно подключаться, если требуется помощь или другой взгляд.
-
Правило № 2: Сохранять общие амбиции, ведь дизайн для нас – не просто работа, а личная миссия.
Творчество + система = результат
Многие считают, что творчество невозможно упорядочить, но мы доказали обратное. Перевели весь процесс работы в чёткую структуру, чтобы избежать путаницы и дублирования задач:
-
Фиксируем договорённости. Записываем итоги встреч, все решения, дедлайны и задачи.
-
Используем CRM-систему. Поначалу мы работали через мессенджеры и блокноты, были и Google-документы, затем перешли в Yougile. Он оказался самым удобным вариантом: можно структурировать проекты и отслеживать статусы задач.
-
Подбираем удобные приложения. Для смет и графиков сейчас используем Google-таблицы. Мы не нашли подходящий готовый вариант, поэтому переработали под сметы вариант шаблона – пока так удобно. В будущем планируем разработать под себя программу на заказ. Финансовые показатели работы отслеживаем в Adesk.
-
Проводим регулярные собрания. Каждую неделю мы обсуждаем статус проектов, загруженность команды и приоритетные работы. Такие встречи занимают приблизительно полтора часа. На них анализируем завершённые задачи, делаем обзор действующих проектов по стадиям, на которых они находятся, распределяем новые задачи, учитывая нагрузку команды. Здесь есть правила: не переносить встречу и не опаздывать.
-
Выезжаем на объекты всей командой. Это позволяет «прочувствовать» проекты и обсудить сложные моменты вживую.
-
Ежемесячно разбираем ошибки. Такие встречи помогают подводить итог: что получилось, а что – нет и почему. Анализируем провалы, например, неудачные заказы комплектаторов, фиксируем решения в регламентах.
-
Ведём документацию. Мы создали регламенты и чек-листы, включая памятки по замерам, списки поставщиков и стандартные ответы на клиентские вопросы. Это помогает держать сервис на высоком уровне и минимизировать ошибки.
-
Предоставляем доступ к информации. Каждый клиент имеет персональный кабинет на нашем сайте с данными по проекту, к которому у него есть свободный доступ. Там храним все материалы, правки, историю встреч и финансовую информацию.
Такой подход и набор инструментов делают совместную работу эффективной и понятной как для нас, так и для клиентов.
Любой бизнес сталкивается с разногласиями, особенно это касается творческих сфер, где нет единственно правильных решений. Что мы делаем, чтобы не допускать тупиковых ситуаций:
-
Закрепляем за проектом двух дизайнеров. Если один не может работать, его подстраховывает напарник. Определяем главного по проекту – у него последнее слово при принятии решений. Это не позволяет проекту пробуксовывать и пресекает споры «на корню».
-
В сложных ситуациях ищем компромисс, опираясь на факты. Например, когда мы выбирали новый офис, возникли разные мнения: брать помещение с запасом на будущее или ограничиться меньшим пространством? После долгих обсуждений пришли к компромиссу: выбрали вариант компактнее, но вложили больше средств в его адаптацию под наши нужды.
-
Обсуждаем проблемы сразу. Нельзя копить обиды – любое напряжение нужно разобрать. Мы часто встречаемся по утрам на бизнес-завтрак для неформального решения спорных моментов.
-
Регулярно коммуницируйте. График встреч и созвонов помогает держать всех в курсе задач. Планируйте их, но не перегружайте график – еженедельных планёрок и подведения месячных итогов достаточно.
-
Не сдерживайте чувство юмора и желание поддержать. В любой команде бывают напряжённые моменты, но доброжелательная атмосфера помогает их пережить. Иногда лучше встретиться за чашечкой кофе и обсудить нерешённые вопросы в неформальной обстановке.
-
Давайте друг другу обратную связь. Поощряйте открытость. «Лучше десять раз уточнить, чем один раз ошибиться». Также лучше обсудить заранее, до того, как проект «набрал обороты», есть ли у кого-то повышенная нагрузка.
-
Сбалансируйте компетенции. Если можете выбирать, ищите партнёров с разным бэкграундом, но общими ценностями. Например, в DSGN HUB мы соединились дизайн с маркетингом, инженерией и коммуникациями.
Управление студией втроём требует дисциплины, но даёт невероятные преимущества: разнообразие взглядов, взаимная поддержка и устойчивость к кризисам. Ключ – в балансе между свободой творчества и системностью. Как показал наш опыт, даже в субъективном мире дизайна можно создать правила, которые работают на результат.
Управление втроем будет успешным, если:
-
разделять роли на основе компетенций совладельцев,
-
внедрять системные инструменты,
-
превращать конфликты в точки роста.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».