Бургер на колёсах

Прочтёте за 5 мин.

Проект Foodman – это история про веру в себя и в светлое завтра

IT-инструменты, которые использует Денис Евтеев

  • Facebook
  • Вконтакте
  • Пакет Adobe
  • Skype
  • 1С:Бухгалтерия

Денис Евтеев, наверное, хорошо бы смотрелся в Третьяковке на картине «Три богатыря» - вместо любого из былинных героев. Здоровенный крепкий мужик, с каким ни Змею Горынычу, ни Колывану тягаться явно не по силам. Но вместо кольчуги на нём - поварской фартук, вместо меча или палицы - кухонный нож и шпатель для блинов, вместо доброго скакуна – фуд-трак, то есть микроавтобус Citroen, переоборудованный в кафе на колесах. Но точно так же, как и Илья Муромец, Денис взял себе двух равновеликих товарищей в помощники и отправился нести добро людям. Не татей крушить, а честной народ вкусно кормить и радость им гастрономическую приносить.

Досье

Денис Евтеев, 34 года. Окончил факультет государственного и муниципального управления в вузе родного Щелково и пошёл работать в автобизнес - занимался продажей запчастей у одного из ведущих официальных дилеров. За 15 лет дорос от простого менеджера до начальника отдела, руководил коллективом из полутора десятка человек. В середине 2015 года Денис Евтеев круто изменил свою жизнь – и при финансовой помощи друзей запустил собственный бизнес – фуд-трак  Foodman. А в конце 2015 года открыл одноимённое стационарное кафе в Москве.

Денис Евтеев.jpg

Смена курса

Идею начать кормить народ вкусной едой с колес Денису подсказал друг. А тот в свою очередь подсмотрел её в Германии.

«Он, когда вернулся, говорит: «Знаешь, как у них там здорово: вышел ты из музея, взял в фургончике кофе, сел на лавочку - сплошное удовольствие! У нас бы так!», - вспоминает Денис. - Мы сначала посмеялись, а потом я прикинул. В стране кризис, кормящий меня автобизнес на глазах худеет, уверенности в будущем особо нет. А почему бы не открыть своё автокафе? Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда, так говорят. Вот и подумал, что за это дело стоит взяться всерьез. Сначала все посмеялись, а потом стали прикидывать, насколько это реально».

Готовить Денис умеет и любит. В машинах разбирается хорошо. Характер твёрдый, нрав весёлый. Денег в заначке немного есть. Высокое дружеское собрание постановило: этих активов для реализации смелого бизнес-плана достаточно.

Чтобы окончательно развеять все сомнения, концессионеры полезли в Интернет. Прочитали, что фуд-траки - те самые автофургоны с едой – начали активно развиваться в США, потом эта мода перекинулась на Европу и, судя по всему, начинает активно покорять Россию. Умный друг определил, что есть устойчивый тренд, и упускать его не стоит. Прикинули, что больших денег на этом не заработать, но на хлеб с маслом сначала и текилу с лаймом в перспективе хватит.

Обычно такие дружеские разговоры так трёпом и остаются. Но Денису идея настолько понравилась, что он решился. Уже через месяц, выпотрошив свою копилку и собрав инвестиции по друзьям, купил чуть подержанный микроавтобус Citroen и отдал его в специальную мастерскую на переделку под фуд-трак.

Foodman I.jpg

«Сама машина стоила 815 тысяч рублей, а вместе с оборудованием, переделкой, обклейкой и всем прочим фуд-трак обошелся в 2,5 миллиона рублей, - вспоминает Денис. - Мне, правда, после той мастерской ещё пришлось самому кое-что доделывать. Поэтому называть и рекомендовать тех ребят не буду. Но самое главное - к 1 августа у меня уже было собственное, полностью оборудованное, кафе на колесах! Закончил с машиной и тут же написал на работе заявление «по собственному желанию».

Так успешный представитель офисного планктона превратился в вольного стрелка, то есть повара, с ником Foodman. И приступил к полной разнообразных приключений кочевой жизни странствующего маркитанта. Романтика! 

Алхимия меню

Пока мастера колдовали над машиной, перед Денисом стоял вопрос: а чем он будет кормить публику? Решил сделать ставку на бургеры и блины с начинкой. Теперь оставалось определиться с деталями рецептуры.

«Я в своей жизни довольно много ел разного фаст-фуда, но перед открытием собственной кафешки решил устроить целую экспедицию, чтобы собрать все рецепты и на их основании составить свой, самый лучший, - вспоминает Денис. - Позвал друзей, мы обходили самые разные точки общепита, брали там бургеры, буквально разбирали их, пробовали, сравнивали». 

Выяснив, что хорошее уже придумано, исследователи заперлись на кухне новоявленного ресторатора и постарались сделать что-то своё, но на порядок лучше. Долго экспериментировали, подбирали разные ингредиенты, специи, способы приготовления. Успеха добились, но за это время все заметно поправились - ведь авторские бургеры и блинчики надо было опять-таки дегустировать.

Foodman III.jpg

Составили меню: все блюда – хоть бургеры, хоть блинчики - по 150 рублей. Начинка: мясо, индейка, рыба. К еде кофе или чай - бесплатно, отдельно - за деньги. И набор готовых напитков из магазина в холодильники.

«Потом надо было определиться с закупкой, - продолжает Денис. - С одной стороны, ингредиенты должны быть качественные - иначе из-за одного плохого листа салата можно испортить все блюдо. С другой стороны, к ним нужны сертификаты, - иначе могут быть проблемы с санитарными органами. Кроме того, надо полностью исключить риск того, что из-за твоей еды кому-то станет плохо. Я же людям хочу доставлять радость, а не травить их. Но при этом чем дешевле закупка - тем меньше издержки. В общем, прикинул я всё это и решил, что на первых порах буду брать продукты в крупных сетевых магазинах - «Ашан», «Метро». Так выходит относительно дорого. Зато я вижу, что именно беру, и точно знаю происхождение каждого товара». 

Раз на раз не приходится 

Относительно благополучно закончив с подготовительным периодом, Денис бросился покорять голодную Москву своими аппетитными булками со вкусными котлетами. И тут начались сложности.

«Выяснилось, что торговать на городской земле - на улицах, площадях, в скверах, - мы не имеем права, таков закон, - сообщает Денис. - Оставались парки, офисные центры, а также различные фестивали на открытом воздухе. Вроде бы там для нас должно быть золотое дно: людей много, они гуляют или работают, в какой-то момент каждый проголодается, а тут и мы: «Что вам приготовить? Приятного аппетита!». Но и тут все оказалось намного сложнее.

Первое мероприятие, на которое приехал фургон Дениса, - фестиваль фуд-траков на ВВЦ. За право поставить там машину и торговать едой администрация попросила почти 40 тысяч рулей за один день.

Экономика разъездной торговли у фургончика Foodman выглядит очень просто: цена блюда - 150 рублей, себестоимость - 60 рублей. Время на обслуживание одного покупателя - 100-120 секунд. Итого при полной загрузке экипажем из трех человек можно получить 45 рублей «грязной» прибыли в минуту. Получается, чтобы отбить стоимость аренды места нужно 15 часов непрерывно торговать. Как бы ни был велик поток людей, добиться такого результата практически невозможно. 

Можно, конечно, сократить себестоимость и готовить дешёвку, мол, все равно пипл схавает, тем самым повысить свою доходность и, если повезет, даже отбить аренду, но для экипажа Foodman'a такой подход неприемлем.

«К нам народ возвращался, брал по-новой, хвалил, говорили, что очень вкусно, всё было очень позитивно, - вспоминает Денис. - Но всё равно уехали мы оттуда в глубоком минусе. Я потом выручку стал считать: а там какие-то жалкие три тысячи за день, четыре, пять. Я-то на прежней работе к совершенно другим суммам привык. Подумал: во что я ввязался?»

Впрочем, вера в успех оказалась крепче, и в августе-сентябре Денис на своем фургончике поездил по другим фестивалям, работал в саду «Эрмитаж», на территории завода «Флакон», кормил зрителей на Moscow raceway.

Денис Евтеев II.jpg


«Любое выездное мероприятие - это лотерея, - объясняет он. - Если разумная цена аренды и большое количество людей - можно прилично заработать. А бывает как: пошёл дождь и всё, если кто и подойдет, то просто под козырьком ливень переждать. Покупателей нет. 

Или вот на Moscow raceway - у них в этом году даты проведения совпали с МАКСом. Публики приехало мало. И мы с другими фуд-тракерами целый день ходили друг к другу в гости, общались, обменивались едой».

«Не положено»

Большинство мероприятий на свежем воздухе проходит в выходные дни. А что делать фургону с бургерами в будни? Поскольку работать на улицах фуд-тракерам запрещено, экипаж Foodman'a стал осваивать столичные бизнес-центры и торговые площадки. Рядом с одним из таких офисных зданий на юго-востоке Москвы дело пошло совсем хорошо. Аренды - 10 тысяч рублей в месяц, считай - бесплатно. Народу - полно, к обеду у всех аппетит разгуливается. А как узнали, что можно доставку в офис заказывать, так своих кормильцев заказами буквально завалили. 

Foodman II.jpg

Рядом, правда, стояло ещё несколько машин с фаст-фудом: кто лапшой торговал, кто пиццей. Договорились было составить артель и по очереди кормить три офисных центра в округе, меняться каждую неделю. Чтобы никому еда не приелась, и клиентов не приходилось делить. Но счастье закончилось неожиданно: администрация бизнес-центра попросила освободить площадку. Потом уже из приватных разговоров выяснилось: кто-то из местных жителей накатал «поклёп» на портал «Активный гражданин», и районные власти передали указание: во избежание недоразумений всю эту сомнительную коммерцию пресечь.

Переехали на «Горбушку». Там история повторилась. Покидали нагретое место из-за требований антитеррористической безопасности.

СМИ писали, что в недрах Госдумы есть законопроект о торговле с колес. Если его примут, то такие фуд-траки получат право торговать, и никто не сможет заставить их уехать просто по прихоти главы района. Но пока закона нет. А раз так, то фургончик Foodman вынужден постоянно скитаться и стабильного дохода своему владельцу приносить не может. 

От фуд-трака – к стационарному кафе

Покинув не по своей воле очередную удачную площадку, Денис собрал всех пайщиков самоходного трактира обсудить ситуацию. Деньгами-то скидывались, все заинтересованы в успехе проекта. И тут компании пришла новая идея.

«У нас часто покупатели спрашивали: а где стационарное кафе? Куда к вам прийти? - продолжает Денис. - А мы ещё посмотрели - у многих ресторанов есть свои фуд-траки. «Аджика», вон, во всех трёх московских аэропортах на парковки встала. «Фани Кабани», «Гинза» - все обзавелись филиалами на колесах. Причём фургоны у них не столько деньги зарабатывают, сколько рекламируют основные заведения. Вот и мы решили пойти по этому пути. Только в обратную сторону — открыть кафе-бургерную.

Место нашли хорошее - на Кожевнической, 18, недалеко от метро и Павелецкого вокзала, почти в самом центре, рядом - офисы, улица проходная. Потребовался еще миллион рублей инвестиций - снова скинулись, почти весь ремонт сделали своими руками, только электрика пригласили. И 7 января 2016 года открыли стационарное заведение.

Foodman V.jpg

«Вместе с раскруткой и всем прочим это кафе нам обойдется в 1,5-2 миллиона, так что в него ещё надо вложить примерно столько же, сколько потратили, - подсчитал Денис. - Выйдем мы на окупаемость, когда ежедневно станем продавать хотя бы 150 бургеров. Сейчас у нас результат скромнее - всего 40-45 штук в день. Но динамика есть, она позитивная, так что и в ноль мы однажды выйдем, и прибыль получим, а года через три, глядишь, инвестиции и окупятся. А пока что надо крутиться».

Кручение Дениса выглядит так: в семь утра подъём. К восьми надо уже быть на месте, открывать дверь и встречать первых посетителей. Тут можно успеть на ходу что-то перехватить. Чуть позже появляется кто-то из сотоварищей, привозит продукты. Если есть наплыв посетителей - все встают к плите. Появился просвет - кто-то идет раздавать листовки или занимается чем-то по хозяйству. После пяти вечера обычно удаётся самим пообедать и заняться какой-то организационной работой. Десять вечера - время закрытия. Еще минимум полчаса на мойку-уборку. И только после этого домой.

В кафе Foodman работают втроём: Денис и ещё два товарища. Именно товарища, а не работника – тут никто не отсиживает «жопочасы» за зарплату, а на равных с хозяином вкалывают, каждую свободную минуту находя полезное занятие. Получают за ударную работу в безлимитном режиме столько же, сколько и Денис – по 40 тысяч рублей в месяц.

«Мне жена днём фотографии ребенка присылает, - усмехается Денис. - Своё кафе - это пахота, которая забирает тебя из семьи, нет ни выходных, ни отпуска. Да и денег пока совсем мало. Пока что единственное преимущество - за месяц работы кафе удалось заметно сбросить вес. Я тут, получается, и хозяин, и повар, и полотёр, и сантехник, и курьер на доставке заказов, и водитель, листовки тоже я раздаю, а ещё бухгалтерия и всё остальное - всё на мне. Но всё равно работа на себя - огромное удовольствие. А когда видишь, как люди пробуют твой бургер и начинают улыбаться - вот это по-настоящему классно».

Фуд-трак пока стоит в гараже и ждёт своего часа. Ближе к лету Денис собирается набрать ещё людей к себе в команду, чтобы один экипаж занимался торговлей с колес, а второй обслуживал кафе.

Foodman IV.jpg 

Что дальше

Понятно, что вкалывать в таком режиме всю жизнь, причём без прибыли, никто не готов. Даже Денис при всей своей удали и силе вряд ли это выдержит. Планы у него такие: вывести на окупаемость кафе и фуд-трак, через несколько лет расплатиться со своими друзьями-инвесторами и начать получать чистый доход. А потом - сделать сеть из десяти-пятнадцати заведений. И поставить свою версию вкусного фаст-фуда на промышленный поток. Тогда и отдышаться можно будет.

Ближайшие же перспективы выглядят несколько скромнее. В списке дел на первом месте - новый светильник, который надо повесить. Привлечь новых клиентов, увеличить оборот. Довести до ума систему водоотведения в простаивающем по зимнему времени фуд-траке - она не то, чтобы совсем неправильная, санитарным требованиям вроде бы соответствует, но лучше её все-таки перестроить. И дождаться первого визита проверяющих - санэпидслужба и другие контролирующие органы кафе Foodman ещё не посещали.

«Я тут у окрестных коллег поспрашивал, говорят, проверяющая от Роспотребнадзора - дама вполне разумная, взяток ей не надо, - объясняет Денис. - Придёт, найдет какой-нибудь недостаток, выпишет предписание. Его надо будет исполнить - и порядок. У нас все сделано правильно, мы же и сами никого отравить не хотим. Так что бояться вроде бы нечего, но всё равно немного переживаю. Во что по деньгам это встанет? Нам ведь ещё торговый сбор платить, налоги. И так финансовые планы постоянно корректируются. Но, с другой стороны, и дело растёт: уже две точки (если считать фуд-трак) есть, покупатели приходят. 

Сейчас ещё хочу обслуживание частных вечеринок и мероприятий освоить. Вообще глупо было бы начинать, если бы не было веры в успех. Просто сейчас такой период, когда надо очень много работать. Но я такой пахоты не боюсь. Тем более, что наконец-то могу делать то, что мне самому нравится. Главное, чтобы за нашим вкусным и качественным продуктом стояла очередь, и она дала нужный объём. Но если ты в своем деле мастер, то народ к тебе обязательно потянется. Иначе просто и быть не может».

Foodman VI.jpg

Читайте также:

Как заработать на доставке продуктовых наборов.
Идея для бизнеса: мобильный гриль-бар.
Как в Нижнем Новгороде развивается формат мобильных кафе.

11 февраля 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов