«Три кита, на которых строится успех бизнеса в сфере общепита – качественный продукт, сильный маркетинг и правильный формат работы», – говорит основатель крупнейшей в России сети чебуречных «ЧебурекМИ» Александр Долгов. По его мнению, нише уличной еды не страшен никакой кризис. О том, каким должен быть «идеальный» стритфуд, как определиться, с каким именно продуктом заходить на рынок и с помощью каких маркетинговых инструментов привлекать клиентов, предприниматель рассказал порталу Biz360.ru.
Александр Долгов – 36 лет, серийный предприниматель из Новосибирска, основатель и совладелец сети стрит-фуда
«ЧебурекМИ», сети бьюти-студий
Laser Love, сети чистки и ремонта обуви
Sneaknfresh, сети доставки шашлыка
Magma Food, сети цифровых парикмахерских
«Стрижевский». По образованию – антикризисный менеджер. После окончания вуза работал в найме на топ-позициях, пробовал запускать бизнес в Китае. Опыт в сфере франчайзинга – более 10 лет. Автор книги «История настоящего предпринимателя», автор и ведущий подкаста
«Тру Бизнес Стори».
Мы работаем в сегменте стритфуда. У этого формата есть очевидные плюсы: в точку стритфуда инвестиции намного ниже, чем в полноценный ресторан, для этого сегмента проще найти и обучить персонал, здесь ниже фудкосты, легче выбрать локацию, проще привлекать клиентов. Если для открытия удалось выбрать популярное и проходимое место, то можно неплохо зарабатывать даже на офлайн-трафике.
Но, пожалуй, самый очевидный плюс формата – устойчивость к кризисам. Это преимущество подтвердилось на моём опыте дважды: в 2020 и в 2022 годах. С разницей в два года повторились схожие условия: экономическая нестабильность и полное непонимание, что делать дальше.
Совру, если скажу, что нашу сеть никак не коснулись события весны-2020 и февраля-марта-2022. Сложности были, и мы их решали, но главный козырь, что был у нас в руках: люди должны питаться даже в кризис. И сегмент стрифтуда страдает менее всего, так как у многих потребителей остаётся потребность питаться вне дома.
В кризис растёт спрос на «дешёвые» калории. Люди меньше тратят в ресторанах, предпочитая более оптимальные по цене варианты. Как итог – стритфуд переживал все кризисы и только рос. Во время пандемии, например, занимаемая им доля рынка за год увеличилась с 24, 4% до 39,4%.
Не буду углубляться в кризис-аналитику – эта тема уже ушла с повестки дня. Любые ограничения, будь то эпидемиологические или экономические, когда-то заканчиваются, а стабильный бизнес с предсказуемым доходом – остаётся. В этом я убедился за 3 года бесперебойной и успешной работы в сегменте стритфуда.
Мы с командой запустили проект «ЧебурекМИ» в 2019 году. «Чего, какие чебуреки? Смех!» – говорил тогда каждый второй. Но мы верили в наш продукт, и наша вера подтвердилась огромной очередью на открытии первой точки. Она подтверждается и сейчас – на продаже нашего топового чебурека с мясом мы каждый месяц делаем от 6,5 млн. рублей. И речь только об одной позиции меню, а у нас их – более 15.
Идея с чебуречной выстрелила, но это был не выстрел в воздух, а вполне взвешенное с точки зрения бизнеса решение. Итак, есть три критерия стритфуд-продукта, который будет приносить прибыль:
-
Невысокая себестоимость и доступная для потребителя итоговая цена.
-
Быстрота приготовления – чтобы заведение успевало обслужить как можно больше клиентов.
-
Продукт должен быть вкусным и сытным, а если он ещё и бюджетный – это крутой вариант утолить чувство голода за небольшой ценник.
Чебуреки идеально подходят под эти критерии. Это дешёвый, сытный и вкусный перекус, который легко готовится и будет пользоваться популярностью в любое время. Два чебурека с мясом – это полноценный приём пищи всего за 250 рублей. Добавим стильную упаковку, яркий брендинг, броские слоганы и чистую, опрятную точку, где приятно находиться, и по итогу чебуречная – это уже не ассоциация с привокзальной забегаловкой, а модный формат, который хочется попробовать.
Плюс ко всему вышеперечисленному – это монопродукт. В чём его преимущества с точки зрения бизнеса:⠀
-
Инвестиции в кухню с монопродуктом в разы меньше, чем в обычный формат.⠀
-
Чем меньше продуктов в рецептуре, тем меньше риск ошибки в приготовлении.⠀
-
Чем проще рецептура и ингредиенты, тем легче следить за качеством. С небольшим количеством ингредиентов гораздо проще выбрать качественное сырьё и довести блюдо до совершенства.⠀
-
Один продукт проще продвигать. Если в заведении предлагаются бургеры, пицца, суши, тако, паста – это уже пять рекламных кампаний, и приходится конкурировать не в одном сегменте рынка, а в пяти.⠀
Восемь из десяти человек на стандартном фудкорте среди приевшихся бургеров и шаурмы обратят внимание на чебуреки, особенно, если у точки яркий и стильный дизайн, привлекающие внимание слоганы и крутая упаковка. Пишу это на основе собственных наблюдений – в апреле я лично жарил и продавал чебуреки на одной из наших точек в ТРЦ и наглядно оценил интерес людей и высокий спрос. В будний день за час я обслужил 15 клиентов – выручка была около 4500 рублей.
Чебуреки – свободная ниша, где практически нет конкурентов. Мы создали тренд и сделали блюдо популярным, потому что точно знали, что нужно делать:⠀
-
настроить процессы так, чтобы с минимальными затратами получать крутые результаты и не допускать ошибок;
-
вкладываться в стильный маркетинг;
-
развивать команду, которая будет строить стабильный бизнес с собственной розницей и партнёрской сетью.⠀
Наша стратегия сработала – в сети уже более 200 точек в десятках городов, причём, мы работаем не только в России – также есть партнёры в Казахстане, Белоруссии, Эстонии.
Открою секрет: таргет – это далеко не весь маркетинг. Мы используем комплекс инструментов, и это даёт результат – средняя выручка за день открытия точки «ЧебурекМИ» – 30 000 рублей. С такими цифрами открываются даже маленькие города: например, наш партнёр из деревни Лопухинка (Ленинградская область) сделал 24 658 рублей за один день. «Крупняки» не отстают – точка в Астрахани в июне открылась с выручкой 63 000 рублей.
Таргет – off. Как привлекать клиентов без него? Рассказываю на примере нашей сети.
Базово:
-
Оформление торговой точки – яркое и необычное;
-
Хайп и очередь клиентов на открытии;
Как мы собираем людей:
-
Запускаем акцию – бесплатный чебурек или сертификат на 50% скидку (механика зависит от погоды).
-
Создаём яркий молодёжный контент, чтобы аудитория ассоциировала нас с собой.
-
Даём партнёрам механику – как собрать на открытие лидеров мнений/блогеров.
-
Запускаем розыгрыши, проводим ручную рассылку по пользователям в соцсетях с приглашением на открытие.
-
Размещаем рекламу в местных новостных порталах и пабликах.
Если вы ещё не переключились на настройку таргета «ВКонтакте», то я не знаю, чего вы ждёте. Вот каких результатов можно добиться с помощью этого инструмента:
Мой главный совет для тех, кто хочет открыть бизнес в общепите: делайте это по франшизе. Почему? Если вы думаете, что открыть самому точку strеet-food самостоятельно – это просто, то у меня для вас плохие новости.
Научиться привлекать клиентов, создавая стабильный поток, обучить персонал, обеспечив бесперебойную работу точки, решать юридические вопросы – это лишь вершина айсберга. На собственном опыте работы с партнёрами мы знаем, что реальность всегда вносит коррективы.
Кажется, что самостоятельное открытие точки выйдет дешевле – не нужно платить паушальный взнос и роялти. Но в десяти из десяти случаев план расходов и доходов не сходится с реальностью, потому что учесть все нюансы, не имея опыта, невозможно. Вырастает риск уйти в минус, затянуть открытие или вовсе не запуститься. Выбор помещения, привлечение клиентов – основные вопросы, в которых может не хватать опыта, из-за чего легко сделать много ошибок и не окупиться.
По франшизе «ЧебурекМИ» открытие обойдётся вам в 880 000 рублей, но вы будете чётко знать все затраты и доходы. Будете двигаться по проверенной бизнес-модели, где учтены все ошибки и есть прогнозируемый опытным путём результат. Плюс – получите пошаговый план действий: от поиска помещения до увеличения среднего чека. Мы проведём вас за руку по каждому этапу открытия и будем поддерживать после.
Мы открыли более 200 точек в разных регионах и даже странах, и знаем, как правильно распределить средства, на чём можно сэкономить, а на чём не стоит. Франшиза – это отработанная бизнес-модель с понятным порогом входа и подстраховкой по всем инструментам.
С нашими рекомендациями ваша точка окупится за шесть-восемь месяцев, и вы сможете выйти на ежемесячный чистый доход от 150 000 рублей с одной локации.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».