Кадровая проблема – одна из самых острых в малом и среднем предпринимательстве. Найти адекватных специалистов, трезво оценивающих свои навыки, готовых учиться и качественно работать – дело непростое. О том, чего ожидают работодатели от своих сотрудников, какие качества подчинённых их особенно раздражают и чего нельзя говорить коллегам, если хочешь стать полноценным членом команды, в своей авторской колонке рассказал исполнительный директор маркетингового агентства «Биплан» Евгений Карюк.
Евгений Карюк, исполнительный директор агентства интернет-маркетинга
Biplane. Образование: Уфимский государственный авиационный технический университет. В работе руководствуется правилом: «В любом бизнесе всё решают люди, даже если ваша работа построена на цифрах».
Хотелось бы сразу предостеречь всех читателей с идеальной картиной мира. Речь в статье пойдёт не о том, как правильно и нужно делать - для этого вы можете почитать профильную литературу, а о реальной ситуации на рынке. Собрать в одном месте настоящих профессионалов, заразить всех общей идеей и пробудить в каждом стремление к совершенству, задача не из лёгких.
Большинство компаний сталкивается с текучкой кадров не по собственному желанию или продуманному плану. Найти адекватного специалиста, трезво оценивающего свои навыки и готового работать, действительно довольно сложно. Думаю, не стоит углубляться в определённые направления, испытывающие сейчас особый дефицит ценных кадров. На мой взгляд проблема выходит за рамки конкретных должностей.
Дело в сознании людей, считающих свой труд наказанием, а не возможностью для самореализации. Кто-то списывает это на менталитет и отголоски советского прошлого, формирующего в людях системный подход к своим обязанностям. Я думаю, что всё гораздо проще – лень, отсутствие целеустремлённости и наглость, опирающиеся на поверхностные знания.
Периодически к нам на собеседования приходят люди, считающие себя уникальными и неповторимыми. Они уверены, что это мы должны им угодить, понравиться и предложить достойные условия труда, а иначе, страшно подумать, они развернутся и уйдут, громко хлопнув дверью
Вы когда-нибудь задавали себе вопрос – «В чём смысл моей работы?» На мой взгляд, ответ очевиден – этот процесс делает меня лучше, умнее, разностороннее. Амбициозные цели, новые инструменты, интересные коллеги, эксперименты и тесты, разочарования и повторные запуски, успехи и победы, всё вместе, в комплексе, и есть моя работа. Задача любого руководителя состоит в том, чтобы заразить этим чувством подчинённых. Стоит признать, получается далеко не всегда, но главное - продолжать стараться.
Существует несколько заблуждений, выражений, словосочетаний, которые раздражают работодателя. С их помощью он определяет ваше отношение к работе и к своим обязанностям. Возьму на себя ответственность и поясню, почему именно эти формулировки вызывают негативную реакцию у руководства. К сожалению, практически со всеми из них я сталкивался на практике.
По сути, так и есть, только это довольно поверхностный взгляд на вещи. С таким отношением к делу вы не добьётесь быстрого профессионального роста, особенно на раннем этапе карьеры. Вы должны любить своё дело, с энтузиазмом бросаться на интересные задачи и жадно поглощать профильную информацию.
Многое зависит и от работодателя, создающего вам условия для прокачки знаний и навыков. Если руководитель понимает, что в компании вас держит только красивая сумма, прописанная в договоре, он делает вполне логичный вывод – вы падки лишь на деньги и соблазнительные финансовые условия. Такого работника могут переманить в любой момент, эйчару конкурента остаётся просто вписать в предложение нужную цифру.
Если вы слепо идете за монетой, не думая о перспективах и возможностях для самореализации, то должны быть готовы к тому, что вам не станут доверять крупных проектов, выгодных клиентов и интересных задач. Вы же можете покинуть компанию в любой день, зачем работодателю так рисковать.
Всё правильно, как и у любого другого человека в компании, да и ещё сотен компаний на рынке. Рабочий график – это обязательная часть программы, а вот время для показательных выступлений вы находите сами. Я говорю не о трудоголиках, которых считаю не меньшей проблемой, чем лентяев, а о специалистах, отталкивающихся от конкретных задач и проектов.
Юридически вы имеете полное право покинуть своё рабочее место с боем курантов в 19.00, но оценят ли это коллеги и руководство? Если вы работает в частном бизнесе, то должны понимать, что деньги платят за результат, а не за умение пристально следить за стрелкой часов.
я должен получать «Х» рублей»
Я не знаю, как у вас, но в нашей сфере деятельности «корочка» не является показателем качества. Знаний – возможно, навыков – не факт. Давайте говорить откровенно, за последние годы отечественная система образования даёт сбои и выпускает на рынок полуспециалистов. У них есть поверхностное понимание предмета и хорошие оценки в аттестате, на этом всё. Для начала карьеры такой базы достаточно, если вы не претендуете на зарплату руководителя отдела или его заместителя.
Амбиции выпускников не имеют границ и понимания средних цифр по рынку. Когда вы соотносите пользу от работы нового специалиста и затраты, получается неудовлетворительный результат. Может мало – хочет много, так не пойдёт.
и не собираюсь думать о бизнесе в целом»
Как же потенциал развития? Точечные нововведения? Корректировка стратегии?
Поймите, чем шире вы смотрите на ситуацию, тем больше у вас шансов получить повышение и выйти на желаемую зарплату.
Специалисты, которые не хотят смотреть на картину целиком и принимать участие в решении глобальных вопросов, никогда не будут допущены к «рыцарям круглого стола»
А за что? - так и хочется спросить сотрудника. Функционал в договоре служит отправной точкой, дорабатываясь в процессе выполнения задач. Некоторым специалистам стоит адекватнее относится к просьбам руководства и коллег. Идти навстречу и помогать в сложных ситуациях, особенно, если штат компании не превышает 50 человек.
При этом никто не говорит о крайностях, когда маркетолога просят помыть полы, а программиста отремонтировать стул. Сотрудник должен чётко оговаривать границы, чтобы не возникало подобных ситуаций. Руководители бывают разные, кто-то ценит вас за профессионализм, другим нужен «специалист 3 в 1». От вторых типов нужно бежать сразу и без оглядки. Сегодня вы для них бухгалтер, завтра секретарь, а потом ещё и охранник.
что работодатель обязан...»
Закон есть закон, тут не поспоришь, но позвольте, зачем каждый раз напоминать про обязательства и требования? Каждый ответственный работодатель знает, что и когда нужно делать.
Иногда бывают веские причины отказа, о которых вам могут рассказать в личной беседе. Если вы цепляетесь по каждому пункту, то будьте готовы к тому, что работодатель обратится к вам с аналогичными требованиями на соответствие всем разделам трудового кодекса или договора.
Меньше возмущений – больше открытого диалога и компромиссов, вот залог успешных взаимоотношений между руководителем и подчинённым.
Если специалист стал регулярно повторять эту фразу, значит его уже не волнует общий успех и развитие компании. Он преследует личные цели и интересы, воспринимая всю окружающую информацию как назойливый шум, мешающий сосредоточиться на самом «главном». Кому понравится, когда сотрудник «закрывается в домике» и культурно посылает коллег с вопросами и рассказами о достижениях и проблемах?
Самое популярное и противное отношение к работе, которое может быть у сотрудника. Перекладывать вину, считать себя исключительным, не видеть вклада коллег - всё это говорит о нарциссизме, приводящем к многочисленным спорам и негативному восприятию со стороны окружающих.
Возможно, перед вами тот единственный и неповторимый специалист, не совершающий ошибок и делающий работу на 100%, но я в таких не верю. Могу дать отличный совет золотым антилопам нашего времени – открывайте собственный бизнес и вкладывайте в него все ваши знания и умения.
Заслуженный результат – это вопрос времени, когда вы умеете работать на максимуме. А вот если вы обманываете себя и коллег, то провал послужит хорошим уроком и даст оценку вашим карьерным перспективам.
75 ошибок начинающих предпринимателей: опыт бывалых.
Как презентовать сотрудников компании на корпоративном сайте.
«Всех сотрудников мотивировать не надо, достаточно пятерых».