Что такое эффектуация, в чём её суть и как её использовать при принятии решений в бизнесе

Прочтёте за 4 мин.

Рекомендации Анастасии Ласковой

IT-инструменты, которые использует Анастасия Ласковая

  • Mave
  • Zoom
  • Telegram

Каждый день предпринимателю приходится сталкиваться с новыми вызовами и принимать решения, которые могут определить будущее его компании. И ошибка при выборе той или иной модели поведения может стоить компании очень дорого. Одной из рабочих методик принятия решений в условиях неопределённости является эффектуация. О научных алгоритмах принятия решений в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказала предприниматель и бизнес-консультант Анастасия Ласковая.

Досье

Анастасия Ласковая – бизнес-консультант, бизнес-трекер, создатель авторской методики планирования. Ведущая telegram-канала «‎Ласковый менеджмент» и подкаста «Ласковая среда». Кандидат экономических наук, доцент Высшей школы менеджмента СпбГУ. Член Европейской ассоциации малого бизнеса и предпринимательства (ECSB) и Американской ассоциации малого бизнеса и предпринимательства (USASBE).

Анастасия Ласковая

Что такое эффектуация  

Эффектуация – это способ принятия решений на основе доступных возможностей и ресурсов, подразумевающий быструю адаптацию к окружающей действительности.  

Ключевые составляющие: 

  • опираться на собственные ресурсы;

  • использовать любые неожиданности в свою пользу;

  • исходить из того, что вы готовы потерять (это могут быть не только деньги, но и время);

  • строить партнёрские связи (в том числе для привлечения большего количества ресурсов). 

Эффектуация помогает предпринимателям справляться с высоким уровнем неопределённости, использовать любые неожиданные изменения для развития бизнеса, а также избегать существенных потерь путём адаптации к меняющимся условиям. И лучше всего эффектуация проявляется в условиях полной непредсказуемости будущего. 

Как принимаются управленческие решения методом эффектуации

Можно выделить четыре основных модели. 

Модель №1: рациональная 

Принятие решения происходит постепенно и грамотно: сначала определяется проблема, затем ищутся варианты решения, каждый из них сравнивается и анализируется, чтобы найти лучший. В основе такого подхода лежит идея, что руководитель хочет достичь конкретных целей и знать все необходимые факты для принятия правильного решения. Предполагается, что руководитель принимает решение последовательно и логически, основываясь на чётких критериях. 

Представьте, что вы столкнулись с проблемой выбора поставщика товаров для своего интернет-магазина. Вы можете использовать рациональную модель принятия решений, чтобы выбрать лучшего: 

  1. Определите проблему: вам нужно выбрать лучшего для вас поставщика.

  2. Соберите информацию: найдите данные о всех рассматриваемых вами поставщиках, их ценах, качестве товаров, условиях доставки и т.д.

  3. Определите, какие критерии важны для вас, например, цена, качество товаров, условия доставки и т.д.

  4. Оцените альтернативы: сравните данные о разных поставщиках и объективно оцените каждого из них по выбранным критериям.

  5. Сделайте выбор на основе вашего сравнительного анализа. 

Рациональная модель поможет принять обдуманный и основанный на фактах выбор, но подход работает только в стабильных и предсказуемых условиях. 

В реальности решения принимаются не всегда рациональным способом, а зачастую даже иррациональным. Так появились альтернативные модели. 

Модель №2: политическая 

Решения в компании принимаются на основе переговоров между людьми, которые часто имеют конкурирующие интересы. Модель доказывает, что менеджеры выбирают стратегии в неформальных союзах нескольких менеджеров, которые имеют общие цели и приоритеты. 

Как использовать: например, вы выбираете всё того же поставщика. Провели исследование рынка и выяснили, что у вас есть несколько вариантов. Каждый поставщик имеет свои сильные и слабые стороны, и вы не знаете, кого выбрать. 

  1. Определите группы интересов в вашей компании: маркетинг, продажи, финансы и т.д. Каждая группа будет заинтересована в разных аспектах деятельности поставщика. 

  2. Проведите переговоры между представителями групп интересов. Попросите каждую высказать свои требования и предпочтения по отношению к поставщику. Каждая группа будет защищать свои интересы, поэтому возможны конфликты. 

  3. Чтобы избежать конфликтов, используйте метод компромисса. Попросите каждую группу предложить несколько критериев, которые они считают важными для поставщика. Используйте эти критерии и выберите поставщика. 

Эту модель можно использовать при явно выраженных разногласиях в команде и наличии нескольких групп влияния внутри одной компании. 

Модель №3: «мусорная корзина» 

Модель «мусорной корзины» создана, чтобы понять, как принимаются решения в условиях высокой неопределённости. Она называется «‎организованной анархией», так как не базируется на вертикальной иерархии и рациональной бюрократии принятия решений. У «‎организованной анархии» три основных признака: 

  • неопределённость в предпочтениях;

  • нечёткость и недостаточное понимание процесса принятия решений;

  • нестабильность персонала. 

В модели «мусорной корзины» нет чёткой последовательности шагов. Решение принимается на основе того, что происходит в компании: возникают проблемы, появляются варианты решения, принимают участие разные люди. Если все эти факторы соединятся, можно случайным образом найти решение. 

Например, вы выбираете новое направление для бизнеса: 

  1. Соберите информацию: данные о разных направлениях, которые вас интересуют, их рисках, потенциальной прибыли и т.д. Определите, какие критерии важны для вас. 

  2. Поместите в «мусорную корзину» все варианты, даже если какие-то из них не соответствуют всем вашим критериям. Эти варианты можно сгенерировать с командой с помощью фасилитатора. 

  3. Оцените альтернативы: рассмотрите каждый вариант в «‎корзине» и оцените его по вашим критериям. Выберите вариант, который лучше всего соответствует вашим потребностям. 

Модель можно использовать в компании с гибкой организационной структурой и при необходимости быстрого принятия решений. 

Модель №4: инкрементализм 

Предполагается, что при этой модели планирования компания постепенно будет приближаться к идеальному решению, делая много маленьких шагов. При возникновении проблем нужно возвращаться к предыдущим шагам и попробовать новые варианты. Это помогает персоналу обучаться и понимать, какие решения нужно принимать. Процесс принятия решений может быть разделен на три фазы: 

  • идентификация проблемы;

  • разработка вариантов решений, оценка и выбор;

  • принятие решения. 

Например, вы столкнулись с проблемой, связанной с разработкой новой стратегии маркетинга для вашего продукта: 

  1. Идентификация проблемы: определите, что именно не работает в текущей стратегии маркетинга и какие проблемы возникают. 

  2. Разработка вариантов решений: разработайте несколько вариантов стратегии маркетинга, которые могут решить проблемы, выявленные на предыдущем этапе. 

  3. Оценка и выбор: оцените каждую стратегию маркетинга. Выберите стратегию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям. 

  4. Принятие решения: внедряйте выбранную стратегию маркетинга по шагам и оценивайте эффективность на каждом этапе. 

Если новая стратегия не работает, нужно вернуться к старой и повторить процесс, используя опыт и знания. Инкрементальный подход помогает принимать решения маленькими шагами, чтобы избежать больших ошибок и рисков. Например, можно начать с небольшого изменения в продукте, оценить его и принять решение сохранить или вернуть прежнее. 

Как может выглядеть процесс выбора поставщика в таком подходе: 

  1. Вы оцениваете ваши ресурсы. Можно позвонить знакомому, который занимается поставками и договориться с ним. Можно заказать напрямую в Китае через вашего сокурсника из университета. 

  2. Использование любых неожиданностей в свою пользу может закончиться открытием собственного производства, например в случае ухода поставщика с рынка или усложнения логистики. 

  3. Если вы исходите из принципа «‎допустимых потерь», то решение будет зависеть от ваших текущих задач. Кто-то будет готов потерять время на самостоятельное изучение базы подходящих поставщиков, а кому-то проще заплатить некоторую сумму и купить готовое аналитическое решение. 

  4. Если у вас хорошие отношения с косвенными конкурентами, можно заключить партнёрское соглашение и заказывать у одного поставщика по более выгодным ценам. 

P.S.

Каждая модель имеет свои плюсы и минусы, и эффективность их использования зависит от конкретной ситуации и контекста. Процесс принятия решений не должен быть рассмотрен только в контексте одной модели. Вместо этого предпринимателям лучше использовать навыки и знания из разных моделей, чтобы создать наиболее эффективный и гибкий процесс принятия решений в своей компании. 

Более того, важно понимать, что принятие решения – это непрерывный процесс, который может изменяться со временем и требует от предпринимателей пересмотра и адаптации к условиям внешнего рынка в том числе.

Effectuation

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
 

14 июня 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов