Постучать по дереву: как семейная мастерская игрушек ищет себя в новой реальности

Прочтёте за 5 мин.

«Мы пытались сохранить старые связи, а нужно было строить новые»

IT-инструменты, которые использует «Мастерская Михеевых»

  • 1С:Бухгалтерия
  • Tilda
  • LiveMaster
  • Telegram

К идее создавать что-то рукотворное для детей Владимир и Елена Михеевы шли долго. Поработав в разных сферах и пожив в разных городах, супруги в 2015 году открыли в Смоленске «Мастерскую Михеевых», которая делает детские игрушки из ценных пород дерева. После первых трёх лет трудностей дело встало на ноги и оригинальные фигурки стали хорошо продаваться за рубежом. А потом случился 2022-й год, который принёс новые сложности и новые вызовы. О том, как мастерская переживает взлёты и падения, Владимир и Елена Михеевы рассказали порталу Biz360.ru.

Досье

Владимир и Елена Михеевы – предприниматели из Смоленска, основатели семейного предприятия «Мастерская Михеевых», которое производит наборы игрушечных фигурок из благородных пород дерева. Елене 43 года, закончила Иркутское художественное училище по специальности «Дизайн» и Академию театрального искусства по специальности «Художник-постановщик театра кукол». Преподавала в театральном училище, работала в ювелирной мастерской и театрах кукол. Владимиру 42 года, закончил факультет культуроведения Смоленского института искусств. Работал учителем ремесла в школе, столяром в мастерских. Супруги основали собственную мастерскую в 2015 году.

Владимир и Елена Михеевы

Как всё начиналось

После окончания вуза Владимир Михеев работал в Вальдорфской школе Смоленска, где увлёкся идеями вальдорфской педагогики и познакомился с опытом ярославского учителя, который открыл свою мастерскую деревянной игрушки. Идея такого дела вдохновила Владимира, он попробовал столярничать и делать первые игрушки, и в 2006-м году купил свой первый столярный станок. Потом будущий основатель «Мастерской Михеевых» уехал из родного города, работал в Калининграде и Санкт- Петербурге. В Северной столице познакомился с будущей супругой. 

У Елены была своя история: она получила специальность дизайнера, делала ювелирные украшения, быстро поняла, что душа к этому не лежит. Зато, откликнувшись на предложение поработать конструктором в Иркутском театре кукол, почувствовала, что куклы и ручной труд – это её дело. Поступила в Академию театрального искусства и переехала в Питер. 

Создав семью, Владимир и Елена выбрали местом жительства Смоленск, где они уже вместе вернулись к идее мастерской деревянных игрушек. Тут-то и пригодился столярный станок. Владимир устроился столяром в мастерскую к другу. В 2014 году попросил товарища дать ему отпуск и выделить небольшое пространство, чтобы начать своё дело. К проекту присоединилась Елена. Так началась история «Мастерской Михеевых».

Владимир и Елена Михеевы 

«Желание организовать свою мастерскую у меня зрело давно. В наёмной работе есть свои плюсы: стабильность, меньше стресса и ответственности. Но и минусы есть: режим работы, карьерная лестница, зарплатная вилка – то есть всё время находишься в рамках. А в работе на себя ограничения зависят только от твоего воображения и того, насколько получается воплощать желаемое в действительное. 

Становление мастерской можно было сравнить с младенцем-первенцем: на первых порах она занимала всё наше время без остатка. Все мысли, силы, средства были направлены на мастерскую. Было очень много вопросов, с которыми мы сталкивались впервые: экономика производства, ценообразование, контроль качества, стратегическое планирование, маркетинг и так далее, – рассказывает Владимир.

Мастерская Михеевых 

«Первое наше место – выгороженный в большом помещении угол три на четыре метра. Там было печное отопление и дырявый потолок. Зимой по утрам в чайнике нас встречал кусок льда, а мастерскую приходилось прогревать около двух часов до температуры, в которой было комфортно работать. 

Стены этой выгородки обошлись в 20 000 рублей. Начиналось производство с лобзика и ленточной шлифмашинки Metabo. Это уже потом появилась возможность купить один станок, потом другой. Суммарно на первое оборудование потратили около 25 000 рублей. Кстати, оно до сих пор работает», – вспоминает мастер. 

«Купи себе время»

«Мы с самого начала стараемся обходиться без кредитов. Для предпринимателя это скорее минус, чем плюс. Но ничего не могу с собой поделать: плохо сплю, если знаю, что есть долги. Поэтому мастерская развивалась, расширяла и совершенствовала станочный парк постепенно, по мере сил и возможностей. Этот старт без заёмных средств растянулся на пару лет, но зато не потребовал заметных и финансовых вложений» – рассказывает предприниматель. 

«Первые три с половиной года жизни мастерской были очень трудными. И физически и психологически. Вообще не отдыхали. Думаю, это было ошибкой – вывозить всё самим, а не нанимать сотрудников. Рутина занимает всё время, не даёт восстановиться, не позволяет развиваться, думать о будущем, – вспоминает Елена.

Елена Михеева 

У меня началось выгорание, а для художника это очень плохо. Кругом была красота – цвели яблони, или желтели клёны, а я этого не замечала. Но я вовремя получила хороший совет от нашего друга, который сказал: «Купи у самой себя время». И постепенно мы пришли к решению – надо искать другие рабочие руки. 

На этом пути тоже было сделано несколько просчётов: как искать, как делегировать, как обучать, ставить задачи, контролировать выполнение. И брака было много, и слёз много пролито. Но само решение о делегировании было стратегически верным», – говорит Елена. 

Выход на новые рынки

Сначала предприниматели продавали игрушки на ярмарках, маркетах и фестивалях, потом через маркетплейс «Ярмарка мастеров», постепенно наладили контакты с детскими интернет-магазинами - тогда, в середине 2010-х, начался их бурный рост.

«Официально я зарегистрировался как частный предприниматель в январе 2017 года. К тому времени мы уже выполняли оптовые заказы. Появилась необходимость в расчётном счёте и возможности выписывать документы на товар», – поясняет Владимир.

Мастерская Михеевых 

«Суперудачным на тот момент было решение выйти на иностранный рынок. Это качественно изменило дела в мастерской. Причём изначально такого плана не было, просто так получилось: мы создали страницу в заблокированной ныне в России социальной сети, увидели какой огромный спрос на деревянные игрушки. И примерно тогда же стали продавать свою продукцию на международной интернет-платформе Etsy, – рассказывает Елена. 

Конкуренции на тот момент особой не было. Как оказалось, в мире мало кто делает деревянные игрушки такого размера и в таком большом ассортименте с детальной ручной росписью. Например, знаменитая немецкая компания Ostheimer со столетней историей.

Мастерская Михеевых 

Неожиданно для нас самих изделия нашей маленькой мастерской оказались конкурентоспособными на мировом рынке. В том числе и ценой – оптовая цена зарубежным клиентам была +10% к розничной российской. Это очень невысокая стоимость. Клиенты выходили на нас сами. Это было забавно – вести дела с покупателями из разных стран мира – Австралии, США, Южной Кореи, общаясь через гугл-переводчик. Английского на должном уровне мы оба не знали». 

«Выход на зарубежный рынок случился в 2019-м. Это позволило нам расти каждый год, увеличивать объёмы производства, расширить штат сотрудников. Годовой оборот вырос до 7-8 миллионов рублей. Даже пандемийный 2020-й год стал для нас финансово успешным – больше покупателей перешло в онлайн. Российские клиенты, конечно, у нас тоже имелись. Но их доля была небольшой, примерно одна десятая часть», – вспоминает Владимир. 

«Растерянность была сильной, перспективы неясными»

Ситуация кардинально поменялась после 2022 года, когда изменилась общественно-политическая обстановка. «После февраля 2022 года, когда в результате санкций и блокировок для нас оказались закрыты привычные каналы продаж и продвижения, мы долго пытались сохранить старые связи с зарубежными клиентами, искали другие способы коммуникации. Это было ошибкой – мы потеряли очень много времени и сил на этом. Растерянность была сильной, перспективы – неясными. А нужно было перестраиваться и искать новые связи, а не восстанавливать старые», – считает Владимир. 

«Мастерская Михеевых» сейчас переориентируется на российский рынок, и в этом конечно, много трудностей. Одна из новых проблем – переход на новые каналы продаж и работа с маркетплейсами. 

Мастерская Михеевых 

«Многие интернет-магазины, с которыми мы начинали, закрылись в пандемию. Пришлось выходить на крупные площадки – Ozon и Wildberries. Алгоритм работы с ними был непонятен – политика ценообразования и «чёрных пятниц» сложная, в ней нужно было долго разбираться. В итоге мы за копейки распродали целый склад продукции. Это было ошибкой. Постепенно пришли к тому, что нужно просто нанять людей, которые бы занимались нашим продвижением и продажами в интернете, – рассказывает Владимир.

Также на российском рынке маркетплейсов мы столкнулись с мощной конкуренцией: больше 90% продаж в нашей сфере у двух компаний-монополистов, с большими рекламными бюджетами. Вообще маркетплейсы заточены на работу с другим товаром. Маленькие производства, вроде нашего, в невыгодном положении. К тому же эти площадки берут большую комиссию – больше 30%. 

Мастерская Михеевых

Прошлый и позапрошлый годы оказались сложны и тем, что невозможно было строить планы: сколько фигурок изготавливать, какие будут продаваться, какие – нет. Пришлось сокращать производство – в отличии от роста, процесс этот шёл медленно и болезненно. Объёмы производства уменьшились в два раза, пришлось существенно сократить штат сотрудников. В хорошие годы у нас было два пильщика в штате и 15 художниц. Сейчас – на аутсорсе один пильщик и пять художниц. Фонд оплаты труда – самая большая часть расходов, на него приходится 40% затрат», – говорит Владимир.

На Запад – рыцарей, в Россию – курочек

«На российском рынке существенную роль играет фактор сезонности. Подъём продаж в октябре-декабре, и почти полное затишье летом. Приходится аккумулировать средства зимой и растягивать их потом на весь год. И это для нас проблема, ищем пути её решения. Возможно, один из них – сувенирная продукция. Наш покупатель летом путешествует и как вариант – мы попробуем расширить своё присутствие в магазинах туристических городов, где уже есть точки продаж – в Санкт-Петербурге, Смоленске, Суздале, – рассказывает Елена. 

География наших покупателей – по всей России, но основная доля – жители больших городов: Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, Красноярск, Краснодар. Наша целевая аудитория – это две группы: родители маленьких детей и профессионалы, работающие с детьми – психологи, логопеды, педагоги.

Мастерская Михеевых 

Мастерская Михеевых

Мы с самого начала были внимательны к реакциям покупателей, и строили ассортимент в зависимости от запросов. У зарубежных и отечественных клиентов они разные. У иностранцев хорошо продаются персонажи западных средневековых сказок: принцессы, рыцари, русалки. Животные мирового океана – тоже. 

У российских покупателей востребованы герои русских сказок для малышей: «Репки», «Курочки Рябы» и других. Для американских покупателей мы специально придумали чернокожую семью, но там распродать не успели, а здесь их никто не покупает, лежат на складе. Разве что фигурка дедушки спросом пользуется – он вполне сойдёт за загорелого местного старичка-дачника», – говорит Елена. 

Что дальше

«Сейчас идёт время перестройки всех процессов. Выживут самые расторопные и смекалистые предприниматели. В планах «Мастерской Михеевых» – немного изменить концепцию и позиционирование бренда и продукции, сократить ассортимент, при этом создавая более комплексные продукты. Ну и будем осваивать новые направления», – подводит итог Владимир.

Мастерская Михеевых

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
  

14 мая 2024

Комментарии

1
  • Гость 17.05.2024 12:39

    Чудесные игрушки! Начали покупать маленькой дочке в 2017 году, собрали несколько коллекций. Следим за новинками и собираем фигурок птиц в наш "птичий питомник". Желаем процветания Мастерской Михеевых! Спасибо за красоту!

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов