Деньги под контролем: какие виды и формы финансовой отчётности должны быть в компании

Прочтёте за 3 мин.

Рекомендации Ирины Екимовских

IT-инструменты, которые использует Ирина Екимовских

  • 1С:Бухгалтерия
  • Битрикс24
  • Zoom

Финансы – один из ключевых факторов, влияющих на успешность компании. Без качественного финансового менеджмента бизнес не может нормально и поступательно развиваться, грамотно планировать свою деятельность. Если учёт, планирование и анализ финансов делаются абы как – это чревато потерями, а в некоторых случаях и крахом бизнеса. О том, как грамотно вести финансовую отчётность, порталу Bi360.ru рассказала предприниматель и финансовый эксперт Ирина Екимовских.

Досье

Ирина Екимовских – основатель и директор аудиторско-консалтинговой группы «Капитал», финансовый эксперт. Автор двух книг для предпринимателей: «Small Talk о финансах» и «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя». Группа «Капитал» входит в топ-25 аудиторско-консалтинговых компаний России.

Ирина Екимовских

Что такое финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент – инструмент управления активами и капиталом компании. Он регулирует финансовую деятельность с применением конкретных приёмов и методов, и отвечает на два простых вопроса: «Где взять средства?» и «Что с ними делать, чтобы не потерять, а заработать?». 

Одна из основных функций финансового менеджмента защитить деньги предпринимателя, вложенные в бизнес, и избежать рисков. Грамотные управленческие финансовые решения являются главным продуктом финансового менеджмента, так как помогают не совершать ошибок. 

Три «кита» финансового менеджмента

Серьёзная ошибка многих предпринимателей при ведении бизнеса они не считают деньги и не планируют бюджет, из-за чего многие процессы остаются вне поля зрения собственника. Чтобы привести дела в порядок, нужно начать управлять деньгами, а для этого понадобится грамотно сформированная финансовая отчётность, которая делает бизнес сильнее и помогает ему быстрее и качественнее развиваться. 

Есть три формы отчётности, без которых не может обойтись ни одна компания. Это основные элементы фундамента, по которым делаются выводы и принимаются решения: 

1. Отчёт о движении денежных средств (ОДДС) отслеживает динамику поступлений (сколько денег пришло на счёт организации и сколько ушло), показывает, достаточно ли у компании финансов, чтобы достичь своих целей и вовремя рассчитаться по обязательствам. 

Правила при составлении отчёта ДДС: 

  • вносить данные по остаткам денег на начало и конец периода;

  • учитывать движения по всем расчетным счетам и кассам бизнеса;

  • отчёт должен иметь три раздела: операционная, инвестиционная, финансовая деятельность. 

2. Отчёт о доходах и расходах (ОДР) это главный операционный отчёт, который показывает, какую прибыль получила компания за период. По нему можно сделать вывод, как обстоят дела с финансами у компании в конкретный момент времени. 

3. Управленческий баланс (УБ) показывает, все ли системы в бизнесе исправно работают. Он состоит из двух составляющих: активов (как бизнес использует деньги) и пассивов (откуда бизнес их получает). 

Невозможно управлять финансами на основании одного из этих видов отчётности, нужны все три, чтобы сделать вывод о том, где находится компания сейчас, куда она движется и что необходимо изменить. На основании полученных цифр и данных предпринимателю и стоит принимать решение.

Что нужно, чтобы грамотно вести финансовую отчётность

  1. Важно понять, куда заносится вся информация о доходах и расходах, данные по закупкам и т.д. В компании должна быть выстроена IT-архитектура учётной системы, чтобы все данные были под контролем. Как необходимый минимум, нужно настроить «1С:Бухгалтерию», CRM-систему, Excel и Google-таблицы.

  2. Сформулировать правила документооборота: в компании должен действовать оперативный и единообразный процесс обработки документов, фиксирование должно происходить быстро и по определённому плану, а отчёты формироваться по единым учётным принципам и формам.

  3. Следует вести политику управленческого учёта она определяет, в какой момент компания признаёт, что такое доходы и расходы. Для методологии управленческого учёта существует 70-80 принципов, о которых нужно договориться, и зафиксировать их во внутреннем документе. Создаётся структура форм финансовой отчётности, которая используется как справочник в отчётной системе.

  4. Необходимо установить регламент закрытия периода. Учётная система должна ежемесячно закрываться. Нужно знать, кто и как закрывает систему, предварительно проверив, что всё занесено.

  5. Важно, чтобы у компании была своя контрольная процедура, в которую входит порядок проведения актов сверок, инвентаризации, проверок. Всё это должно быть отдельно зафиксировано.   

Что должен знать предприниматель о финансах компании

Собственник точно управляет своей компанией, если знает: 

  • прибыль за отчётный период;

  • динамику по прибыли, выручке, постоянным расходам по отношению к прошлому году;

  • отклонения факта от плана;

  • план действий по выполнению целей/ необходимых показателей;

  • сколько собственного и заёмного капитала в бизнесе, с какой доходностью работают деньги в бизнесе;

  • план по дивидендам, который выполняется. 

P.S.

Важно помнить, что эффективное управление финансами требует постоянного контроля и анализа. Следование этим правилам поможет наладить финансовые процессы и обеспечить устойчивость бизнеса.

Finance

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

23 августа 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов